[<10>] ====== Толкования на Иез. 8:11 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху** См. Толкование на [[old:iez:08:07#prp_efrem_sirin|Иез. 8:7]] ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 11-12 **И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: не видит нас Господь, оставил Господь землю сию** Читал ты у Иезекииля о старейшинах, которые на **«ложи тайнем»** кадят демонам и говорят: **«оставил»** Бог **«землю»** и не видит, что делается нами тайно [[old:iez:08:11|(Иез. 8:11]][[old:iez:08:12|-12)]]. Если читал это, смотри и сам в тайной клети души своей не изображай кумиров студных страстей, не обоготворяй их и не служи им. Тайною же клетью души называется сердце, в котором совершаются многие беззакония, видимые только неусыпным Оком. Посему часто и старейшины в сердце своем совершают беззаконие. **//Письма на разные темы. Юлиану.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху** Когда говорит, что были семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, державшие в руках кадильницы, то показывает, что были многие другие старейшины, которые не делали этого, но, может быть, обладавшие другими грехами, и один по имени Иезония, сын Сафана, стоял среди их, будучи как бы предводителем в злодеянии и cсвятотатстве тех, кои, оставив служение Богу, чтили идолов и в храме поклонялись не Богу, которому принадлежал храм, а стенным изображениям. И прекрасно говорится: //стоял Иезония, сын Сафана//, то есть суда и осуждения своего, среди стоящих старейшин, ибо и предводитель, и те, предводителем которых он был, твердою стопою стояли в злодеяниях и не колебались во зле, но весьма сильно упорствовали, и туманное, беспорядочное и клубящееся испарение, поднимавшееся вверх от курений, указывало на cсвятотатство совершающих приношение. Это совершалось в то время в буквальном смысле. Но и нам должно молиться, чтобы старейшины дома Израилева, умножающие священное седмиричное число чрез семь декад, не стояли в заблуждениях своих и не поклонялись изображениям идольским, и чтобы не поднималось или не возносилось святотатственное испарение, направляющееся против Бога. Когда мы видим лукавое сборище народа, о котором написано: //возненавидех церковь лукавнующих// [[old:ps:025:05|(Пс. 25:5)]], и начальников, худших народа, и правителя, более непотребного, поставленного над народом и старейшинами; то можем оказать, что Иезония стоит пред изображениями и каждый имеет кадильницы в своих руках, преклоняясь не пред величием Божием, а пред собственными пожеланиями, и что не запах благоухания доходит до Бога, а смрад до идолов. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху** Совершителями описываемого культа является не народная масса, а некоторые //из старейшин//, количество которых пророк обозначает несомненно символическим и большим числом “70”, числом исчерпывающей полноты и множества, особенно в отношении какого-либо представительства власти (70 судей при Моисее, впоследствии 70 членов синедриона, на который, как на учреждение послепленное, конечно, здесь нельзя видеть указания), ср. также [[old:sud:01:07|Суд I:7;]] [[old:4ts:10:01|4 Цар X:1]]. Без сомнения, значение “знатные” для слова “старейшины” здесь не только достаточно, но и более подходящее, чем “начальники родов” (как в 1 ст.); ибо не видно, почему только начальники родов и числом именно 70, должны были собраться для идолослужения вместе (как представители целой нации?); здесь больше всего возможна речь об аристократах; рождение и положение могли соединить этих людей (Ceesemann, о. с. 49). Среди старейшин пророк узнал одного даже в лицо: //Иезанию сына Сафонова,// следовательно, другое лицо с Иезанией [[old:iez:11:01|XI:1]] сыном Азуровым. Имя, в состав которого входит, что знаменательно для того богоотступнического времени (синкретизм), слово Иегова, значит: “тот, кого слышит Бог” (слав. //“Иезания”,// но в XI гл. уже //“Иехония”//, как и здесь греч.: ‘Ιεχονίας). “Если он был сын так часто упоминаемого Сафана, канцлера Иосина ([[old:4ts:22:03|4 Цар XXII:3]] и д. [[old:ier:29:03|Иер ХХIX:3;]] [[old:ier:36:10|XXXVI:10]]), то он не походил на своего благородного отца (ср. и [[old:ier:39:start|Иер XXXIX]]), и если Иезекииль имел и более примеров этого рода, то тем легче понять, как он пришел к положениям [[old:iez:18:20|XVIII:20]] и подобным”. (Берт.) - Самое идолослужение состояло в обильном каждении перед изображениями, которое в египетском культе играло важную роль и в мистериях вообще способствует приведение адептов в экстаз. //“Густым облаком курений”// обозначена молитва, потому что курение как бы воплощенная молитва, ср. [[new:otkr:05:08|Откр V:8;]] [[new:otkr:08:03|VIII:3, 4.]] **//Толковая Библия.//** [<10>]