[<10>] ====== Толкования на Иез. 8:12 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: не видит нас Господь, оставил Господь землю сию** См. Толкование на [[old:iez:08:11#prp_nil_sinajskij|Иез. 8:11]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: не видит нас Господь, оставил Господь землю сию** Из того, говорит, что делают все, собравшиеся в храме, обнаруживается то, что каждый делает в спальне своей. Но лучше сообразно с таинственным способом толкования понимать в том смысле, что некоторые из предстоятелей церквей делают в темноте то, о чем срамно даже говорить. Это тот с сокровенным сердцем человек, о котором говорится: //вниди в клеть твою// [[new:mf:06:06|(Мф. 6:6)]] и еще: //видяй в тайне, воздаст тебе// (там же). Каждый занят тем, что он сознает за собою, и припоминает темные дела в темноте и знает написанное: //всяк, делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету, да не обличится светом// [[new:in:03:20|(Ин. 3:20)]], и сознает, что на нем исполнилось оное [изречение]: //упивающийся в нощи упиваются// [[new:1sol:05:07|(1 Сол. 5:7)]]. Это при буквальном понимании не может быть состоятельным. Ибо как много бывает упивающихся днем на обедах и пирах! Но так как опьянение сердца, оскорбляющее Бога, свойственно тьме, а не свету, то каждый упивающийся упивается ночью. Когда же старейшины дома Израилева будут делать зло в темноте и в сокрытых спальнях своих и будут думать, что они скрылись от Бога, тогда они последовательно будут говорить: **не видит нас Господь, оставил Господь землю**. И много есть грешников в ходящих по помышлениям своим, которые думают, что Бог не печется о смертных и что наши пороки не имеют отношения к Нему. Если бы греша мы думали о том, что Бог видит [наши грехи] и присутствует, то мы без сомнения никогда не делали бы неугодного Ему. Следующее затем: **оставил Господь землю** служит также мнением некоторых философов, которые на основании неизменного, течения звезд предполагают, что провидение простирается лишь на небесное, а земное оставляется им без внимания, так как на земле ничто не делается правильно и в надлежащем порядке. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: не видит нас Господь, оставил Господь землю сию** //“В темноте”//. Комната идолослужения могла быть темною: египетское идолослужение любило темные святилища (Плутарх, De Isocr. 20), как и всякие мистерии; но выражение может указывать и на скрытность культа. - //“Каждый в расписанной комнате своей”.// Этим замечанием читатель, прежде всего, предупреждается, что соединение всех идолослужителей в одной комнате имеет лишь символическое значение (общности и широкой распространенности культа): на самом же деле это идолослужение совершается каждым в своей комнате (отчего положение дела конечно не улучшается, а скорее ухудшается), причем комната эта заботливо разрисована (ср. [[old:iez:23:14|Иез XXIII:14]]) идольскими изображениями. Но является вопрос, были ли эти комнаты идолослужения у каждого в его доме или в храме. Пророку могло быть показано настоящее идолослужение (как и другие) в храмовой комнате в символических целях (Кейль), и могло быть показано оно там, потому что оно действительно совершалось в храмовых комнатах. “Мы находимся во внутреннем дворе, куда Иезекииль вообще не хочет допускать мирян, как не хочет допускать их тем более еще к владению разного рода храмовыми комнатами: в будущем они имеют принадлежать одним священникам ([[old:iez:40:44|XL:44]] и сл.). Если и не допустить, что каждый из 70 имел в храме такую комнату, то выражение может однако говорить, что и многие миряне вроде Иезании имели таковые; это подтверждается [[old:ier:36:10|Иер XXXVI:10;]] могли миряне и совершать в этих комнатах много такого, что возмущало священников: [[old:4ts:23:11|4 Цар XXIII:11]]” (Сменд). Слав.:// “кийждо их на ложи тайнем своем”// говорит, по-видимому, не о каждении, а о каком-то новом обряде, может быть неудобопередаваемом. - “Заслуживают внимания и речи приверженцев этого чуждого культа: люди их направления в Ветхом Завете редко проговариваются” (Берт.). Первая фраза выражает сомнение во всеведении Божием, выражение //“оставил Господь землю сию”// могло быть относительно и справедливо; оно вероятно стало обычной фразой с 597 г. (ср. [[old:iez:09:09|IX:9]]); ибо как мог Господь допустить, чтобы свыше 10 000 избранного народа было уведено в плен? Может быть фраза имела связь и с исчезновением Ковчега (ср. [[old:ier:03:16|Иер III:16]] и [[old:ier:12:07|XII:7]]). Иезекииль вообще сохранил целый ряд таких народных суждений: [[old:ier:11:03|XI:3,]] [[old:ier:11:15|15;]] [[old:ier:12:21|XII:21;]] [[old:ier:18:02|XVIII:2,]] [[old:ier:18:13|13;]] [[old:ier:33:10|XXXIII:10;]] [[old:ier:37:11|XXXVII:11.]] **//Толковая Библия.//** [<10>]