[<10>] ====== Толкования на Иез. 9:9 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-10 **И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: "оставил Господь землю сию, и не видит Господь ". За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову** Господь, видя, что Его пророк плачет о народе и удивляется великому негодованию, указывает причины не несправедливого, как он думал, или превышающего меру наказания. а заслуженного и справедливого решения. Беззаконие десяти колен Израилевых и двух колен Иудиных, говорит Он, велико, и не только велико, но велико чрезмерно. И не достаточно это сказать, но повторяет: //весьма//, чтобы великому беззаконию соответствовало великое наказание. Отсюда мы узнаем, что грехи, вопреки мнению многих и в особенности стоиков, не равны, но или велики или малы, и сообразно с качеством и мерою согрешающих бывает различен суд [со стороны] наказывающего. //Земля//, говорит Он, //полна крови// или, как перевели LХХ, //народов, и город исполнен отступничества//, или, как читается в общепринятом издании: //беззакония и нечистоты//; не умеренно проливалась кровь, но от ворот до ворот, и весь город уклонился от богопочтения и вместо того наполнился нечистотою, то есть сквернами идолослужения. Причиною же таких злодеяний служит то, что они полагали, что нет провидения над землею и что Бог не печется о смертных, подобно тому как в другом месте ((Virgil. Aen. IV. 379–380.)) мы читаем. //Таково ли занятье богов и такая ль забота\\ Тревожит покой их?// Итак, поелику они думали, что или нет провидения, или хотя оно и было среди народов, но в это время оставило их народ, то и око Божие не пощадит и не помилует; чтобы будучи немилосердым в отношении к порокам, умилостивляться добродетелями и обратить пути и грехи их на главы их, или на главенствующее (рrinсiраlе, ἡγεμονικόν) в сердце или на князей народа по книге Царств, в которой главами народов называются князья. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: оставил Господь землю сию, и не видит Господь** Хотя Бог обещал сохранить небольшую часть народа (отмеченных знаком), но в ответ на молитву пророка Он не возобновляет этого обещания, а дает понять, что по законам строгой справедливости безусловно весь Израиль заслуживает уничтожения. //“Израилева и Иудина”// - обозначение нечастое у Иезекииля: [[old:iez:04:04|IV:4-6]]; гл. [[old:iez:23:start|XXIII]] и [[old:iez:27:15|XXXVII:15]] и д.; большею частью или “Израиль”, или “Иуда” как синонимы; но здесь пророк хочет показать, что Иерусалим своим бедствием искупает грех не только Иудейского царства, но и Израильского и что Иезекииль правильно смотрит на него, как на “остаток Израиля”. - //“Велико, весьма велико…”// - ср. [[old:gen:04:13|Быт IV:13]] о Каине, [[old:iez:18:20|XVIII:20]] о Содоме, как [[old:pier:04:06|Плач IV:6]]. - //“Земля сия полна крови и город исполнен неправды”//. См. объяснение [[old:iez:07:23|VII:23;]] тамошнее //“суда крови”// (рус. пер. “кровавые злодеяния”) здесь повторено короче //“крови//”; для тамошних //“насилий”// - (= [[old:iez:08:17|VIII:17,]] но в рус. “нечестие”) указана их причина: //“неправда”//, т. е. судебная. Из постоянно повторяющихся упреков //“насилиям”// и// “неправде”// Иерусалима можно заключить, что в городском суде царило вероятно в сильнейшей степени пристрастие в ущерб бедным и беспомощным. Прямых примеров пролития крови нам из тогдашней жизни иудеи неизвестно, почему может быть это гиперболизм; и LXX здесь читают: //“наполнися земля людей многих”// (“дам”, //“кровь”// прочли как “ам”,// “народ”// и предложение сочли сравнительным к следующему: как земля полна народа, так //“град наполнися неправд и нечистот”//). - //“Ибо они говорят: “оставил Господь землю сию и не видит Господь”//. Они думают, что Я не вижу. Буквальное повторение рассуждения зоолатров в [[old:iez:08:12|VIII:12;]] только там сначала более важное для них: //“не видит нас Господь”//. - К грехам кровопролития и обид (практическим) присоединяется и у Иудеи грех сомнения (теоретический) в Божественном промысле и провидении, от которого один шаг к безбожию. **//Толковая Библия.//** [<10>]