[<10>] ====== Толкования на Иез. 16:27 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И вот, Я простер на тебя руку Мою, и уменьшил назначенное тебе, и отдал тебя на произвол ненавидящим тебя дочерям Филистимским, которые устыдились срамного поведения твоего** Следующее далее: ἠσέβησας, То есть //поступала нечестиво//, но LХХ соединяется с последующим отделом, а по прочим служит концом предшествующего. Простирает же Господь руку Свою на Иерусалим, чтобы исправить согрешающего и отвергнуть законоположения его, которые, пока он соблюдал заповеди Божии, назывались законоположениями Господа. Во когда он стал чтить идолов и обратил благочестие в нечестие, то они не называются законоположениями Его. Это нужно понимать не тольrо в отношении к закону и священнодействиям, но также в отношении к субботам и праздничным дням и новомесячиям. Ибо, давая закон, Он говорит: //субботы Мои и праздники Мои// [[old:ish:31:start|(Исх. гл. 31;]] [[old:vtor:05:start|Втор. гл. 5)]]. Но когда они отступили от Бога, то говорится: //новомесячий ваших и суббот и дне великого не потерплю: поста и праздности и праздников ваших ненавидит душа Моя// [[old:is:01:14|(Ис. 1:14)]]. Это и о народе написано [[old:vtor:07:start|(Втор. гл. 7)]]. Ибо кто прежде назывался народом Божиим, о том, после отступления его от Бога, говорится к Моисею: //беззаконноваша людие твои ихже извел еси из земли египетския// [[old:ish:32:07|(Исх. 32:7)]]. Что называется здесь простертием руки, это в других местах называется подъятием или посещением. Ибо когда Господь не наказывает грешника, то удерживает руку Свою. Если же он согрешит и начнет болеть относительно закона Божия, то посылается на него посещение, как поется в псалме: //аще оставит сынове его закон Мой и в судах Моих не пойдут, посещу жезлом беззакония их// [[old:ps:088:31|(Пс. 88:31-33)]]. И у этого пророка написано: //земля аще согрешит Ми, еже пастися грехом, простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное// [[old:iez:14:13|(Иез. 14:13)]] и прочее. Здесь мы ставим вопрос: какое различие между простертием руки и посланием ее? Диавол говорит Господу: //посли руку Твою и коснися// всего того, что он имеет: //аще не в лице Тя благословит// [[old:iov:02:05|(Иов. 2:5)]]. Как мне кажется, рука посылается для испытания тех, которым она посылается, а простирается для наказания тех, которые заслуживают наказаний. И не только говорится о простертии (ехtensione) и послании руки Божией, но также о распростернии (ехрansione), как взывает Иcаия от лица Гоcпода: //распростирал Я руце Мои весь день к людем неверующим и противу глаголющим// [[old:is:65:02|(Ис. 65:2)]]. Также о святом повествуется, что он поднимает руки, как говорит Писание: //воздеяние руку моею, жертва вечерняя// [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]]. По отвержении же законоположений Божиих у народа иудейского, мы можем спросить: как они могут соблюдать закон? По отвержении и разрушении храма они не могут приносить жертв, и ни побиение камнями за прелюбодеяние и за прочие преступления не может производиться законным образом, ни освобождение земли в год отпущения и прочее тому подобное. Отдается же душам ненавидящих его дочерей палестинских, когда предается палестинцам, которых LХХ без различия называют //иноплеменниками//, под которыми мы можем понимать города или селения Палестины. Также и наш Иерусалим, – если мы оставим все божественные священнодействия и прострется рука Его на нас и будет отвержено все соблюдение закона, – будет предан дочерям палестинским, а не сыновьям. Ибо сначала мы предаемся не сильнейшим наказаниям, а низшим, сообразно с качеством грехов, чтобы, быв наказаны в меньшей степени, мы избежали бо́льших мучений. //Филистимляне//, то есть //палестинцы//, но изменении первой части букв, означает// падающие от чаши// или от //сокрушения//. Чрез это дается знать, что мы будем преданы противным силам, которые пили из чаши Вавилона и пали и дела которых превратны. И такое будет наказание и опозорение несчастного Иерусалима, что даже сами противные силы будут стыдиться великих наших грехов. Вместо переведенного нами по Симмаху //преступный//, Феодотион поставил самое слово еврейское zеmmа. По отвержении же священнодействий у народа иудейского, к нам вместе с священством перешло и законоположение, как говорит Писание //постави, Господи, законоположителя над ними// [[old:ps:009:21|(Пс. 9:21)]]. И в другом месте: //законоположи мя, Господи, в пути Твоем// [[old:ps:026:11|(Пс. 26:11)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И вот, Я простер на тебя руку Мою, и уменьшил назначенное тебе, и отдал тебя на произвол ненавидящим тебя дочерям Филистимским, которые устыдились срамного поведения твоего** //“Уменьшил назначенное тебе”// - пределы обетованной земли, как супруг кажется имел право ограничивать неверную жену в средствах содержания [[old:ish:21:10|(Исх ХXI:10)]]; слав. иначе: //“и отвергу законы твоя”//, языческие обряды. - //“Дочерям Филистимским”//. 5 городов Филистимского пентаполиса. Филистимское угнетение в конце периода судей, а не частные факты вроде [[old:am:01:06|Ам I:6]] и далее. Ирония: искала мужчин, попала в руки женщин. - “Устыдились”. Верные язычники не могли понять неверности Иегове со стороны Израиля или вообще язычники оказывались иногда нравственно выше и чище Израиля; ср. [[old:iez:03:07|III:7;]] [[old:iez:05:06|V:6;]] [[old:am:03:09|Ам III:9]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]