[<10>] ====== Толкования на Иез. 16:30 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 30-31 **Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница! Когда ты строила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе возвышения на всякой площади, ты была не как блудница, потому что отвергала подарки** **Что присужду дщери твоей, глаголет Адонаи Господь, внегда твориши вся сия дела; егда соградила еси блудилище твое в начале всякаго пути? Что присужду Самарии дщери твоей**, поступившей подобно тебе; потому что и сама ты построила храмы идольские на стогнах твоих. **//Творения.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 30-31 **Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница! Когда ты строила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе возвышения на всякой площади, ты была не как блудница, потому что отвергала подарки** **LХХ:** //Что сделаю с сердцем твоим, говорит Адонаи Господь, когда ты делаешь все эти дела женщины любодейной и бесстыдной? И блудодействовала трояко с дочерьми твоими, когда ты построила блудилище свое в начале всякого пути и поставила основание свое на всякой площади, и была не как блудница, собирающая плату.// Что сказали LХХ: //и любодействовала трояко с дочерьми твоими//, этого в еврейском нет и никто из других переводчиков не поставил этого. ᾿Επαπορητικῶς (в Форме недоумения) Бог говорит все это к Иерусалиму, – что Он не может найти врачевства, которым мог бы исцелить болящего и полуживого, подобно тому, как пишет [[old:is:05:04|Исаия (5, 4)]]: //что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему?// И Осия [[old:os:06:04|(6, 4)]]: //что ти сотворю, Ефреме? что ти сотворю, Иудо? Милость бо ваша, яко облак утренний и яко роса, рано падающая.// Ибо блудодеяние твое не тайно, но с полною свободою совершалось, так что на всех началах улиц и на перекрестках ты ставила жертвенники и на всякой площади устраивала основание или возвышение твое, о котором мы выше сказали. Ты не подражала тем хитрым блудницам, которые, делая обыкновенно затруднения, чрез это увеличивают плату за [удовлетворение] похоти и вследствие этого более вызывают в любовниках неистовство. Или по Семидесяти: //ты была не как блудница, собирающая плату//, но сама давала, вместо того, чтобы получать, так что за свое блудодейство и последование демонам ты не будешь защищаться их помощию, но, угнетаемая разного рода пленениями, испытаешь свои бедствия. Это может относиться и ко всякой душе христианской, которая, оставив служение Богу, предалась порокам и сладострастию и, последовав мирской жизни, также и в ней не имела успеха, но и богатства богопочтения утратила, и богатств мира не получила; также в блудодействе с нею не было никакого затруднения, но она сама отдавалась своим любовникам. Но есть и другое любодеяние, духовное, когда мы, оставляя Церковь, соединяемся с еретиками и строим свое блудилище в начале всякого пути, относительно коих слово Божие заповедало: //станите на путех и вопросите о стезях Господних вечных, и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему// [[old:ier:06:16|(Иер. 6, 16)]], где разумеются Моисей, Иисус, книги Судей и Царей, Исаия и Иеремия и другие пророки. На всех началах путей строит свое блудилище тот, кто для превратного учения извращает Писания и говорит: "так говорит Исаия, так говорит Осия, так сказал Моисей, так Даниил". И прекрасно [говорится, что] не среди путей и не на пределах, а в начале путей ставит блудилище свое, ибо по достижении ведения и глубин божественных книг не возможно заблуждаться. Также возвышение свое или основание устраивает на всякой площади, предаваясь распущенности и порокам язычников и нечестивцев, не находя расположения даже среди еретиков после обесчещения ими, но будучи презираемою за то, что легко утратила прежнюю чистоту веры. Следующее же, чего (как мы выше сказали) нет в еврейском: //блудодейстовала трояко с дочерьми твоими//, или в буквальном смысле говорится к Иерусалиму, потому что он совершал все виды блудодеянии в своих городах и селениях и не осталось ни одного уголка или площади, где бы он не поставил знаков идолослужевия, или к верурующим и обольщенным [членам] Церкви, которые не внимали следующему [изречению] апостола: //Сам же Бог мира да освятит вас во всем, и всесовершен ваш дух, и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится// [[new:1sol:05:23|(1 Сол. 5, 23)]], но совершали всякие блудодеяния и телом, и душою и духом. В Притчах [[old:pr:22:21|(22, 21)]] мы читаем: //ты же напиши я трижды, на ответы словесем истинным, предлагаемым тебе//. Повелевается же нам, чтобы слова истины, то есть Священныя Писания, мы понимали трояко: в первых буквально; во вторых в средней Форме, иносказательно; в третьих более высоким образом, чтобы мы познавали все таинственное. Буквальный смысл имеет следующее [изречение]: //ниже соблудим, яко же нецыи от них соблудиша и падоша во един день двадесять три тысящи// [[new:1kor:10:08|(1 Кор. 10, 8)]], и: //ни ропщите, якоже нецыи от них ропташа, и погибоша от всегубителя// [[new:1kor:10:10|(1 Кор. 10, 10)]]. Средний же и иносказательный смысл бывает тогда, когда мы отступаемь от буквы и постепенно восходим к более высокому, как говорить апостол: писано: //да не заградиши устен вола молотяща.// И тотчас затем присовокупляет: //еда о волех радит Бог? Или нас ради всяко глаголет// [[new:1kor:09:09|(1 Кор. 9, 9-10)]]. Соответственно же последнему, то есть третьему, возвышенному и священному смыслу у того же апостола [написано]: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей. //Тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа и во Церковь// [[new:ef:05:31|(Еф. 5, 31–32)]]. Дочери же блудодействующей церкви, – это души тех, кои прежде веровали, а потом обольщены в ереси и вина которых переносится на мать. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница** //“Как истомлено должно быть сердце твое”.// Слав.: //“что сотворю сердцу твоему”.// Греч.: “как вступлю в завете дочерью твоею”. //“Как необузданная блудница”//. Слав.: //“блудницы продрзыя; и соблудила еси трегубо в дщерех твоих”;// второе предложение является другим переводом (дуплетом) того же евр. слова, которое сначала переведено //“продерзыя”//. **//Толковая Библия.//** [<10>]