[<10>] ====== Толкования на Иез. 16:49 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 49 **Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала** Ст. 52 **Неси же посрамление твое и ты, которая осуждала сестер твоих; по грехам твоим, какими ты опозорила себя более их, они правее тебя. Красней же от стыда и ты, и неси посрамление твое, так оправдав сестер твоих** **Сие беззаконие Содома сестры твоея гордость, в сытости хлеба, в изобилии покоя, и ты посрамися, и приими безчестие твое**; потому что враг твой отвел в плен плененных в тебе. В числе плененных Бог именует и сестру Иерусалима; и именно сестрою называет Содом; под именем же Содома разумеет колена, жившие за рекою Иорданом. Как выше Иерусалим назвал дочерью Хеттеанки, хотя обитатели в нем Евреи: так и колена заиорданские называет Содомлянами; потому что творились у них дела содомские; между тем как были они не Содомляне, но братья Иудеев по отцу Исааку. И в последствии из плена возвращены не Содомляне, но Евреи. **Творения.** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала** Сказано: **«в сытости хлеба сластолюбствова»** и величалась //«Содома»// [[old:iez:16:49|(Иез .16:49)]]. Ибо осодомившаяся душа, насытившись хлебом ведения, делается уже неукротимою и несносною. **//Письма на разные темы. Диакону Таписку.//** ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала** Что же бывает следствием другой причины, то есть если начато нами дело свиней? Что же это за дело? Не то ли, чтобы дозволять чреву не знать границ, непрестанно наполнять его и не иметь указанного времени на удовлетворение телесных потребностей, какое свойственно наблюдать существам разумным? И что же наконец выходит из этого? Отсюда тягость в голове, великое отягощение в теле и расслабление в мышцах, а от сего - необходимость оставлять Божию службу, потому что приходят леность творить на ней земные поклоны, нерадение о поклонах обычных, омрачение и холодность мысли, ум, одебелевший и неспособный к рассудительности от смятения и великого омрачения помыслов, густой и непроницаемый туман, распростертый в целой душе, сильное уныние при всяком Божием деле, а также и при чтении, потому что человек не способен вкушать сладость словес Божиих; великая леность к отправлению необходимых дел, ум неудержимый, скитающийся всюду по земле; большее накопление соков во всех членах, по ночам нечистые мечтания скверных призраков и нелепых изображений, исполненных похотения, которое проникает в душу и в самой душе нечисто исполняет свои хотения. И постеля у бедного, и одежда его, и даже все тело оскверняются множеством срамных нечистот, какие лиются у него как бы из источника. И это бывает у него не только ночью, но и днем, потому что тело всегда источает нечистоты и оскверняет мысль, так что человек отрекается поэтому от целомудрия. Приятность щекотаний в целом теле его производится непрестанным и нестерпимым разжжением. И бывают у него обольстительные помыслы, которые изображают перед ним красоту и собеседованием с ними во всякое время раздражают и щекотят ум. И человек, нимало не колеблясь, сочетавается с сими помыслами, помышляя о них и вожделевая их по причине омрачения в нем рассудка. И это есть то самое, что сказал и Пророк: **вот воздаяние сестре Содоме, которая, роскошествуя, ела хлеб в сытость**, и так далее. И о сем-то сказано одним из великих мудрецов, что если кто с великою роскошию будет питать тело свое, то душу свою подвергнет брани; и если придет в себя и примет на себя труд принудить себя, чтобы овладеть самим собою, то не возможет сего по чрезмерному разжжению телесных движений и потому что сильны и понудительны раздражения и щекотания, производимые теми, которые пленяют душу своими хотениями. Видишь ли в этом тонкость сих безбожных? И он же говорит еще: телесное наслаждение своею мягкостию и влажностию производит, что скоро снискиваются душою юношеские страсти, и окружает ее смерть, и человек подпадает суду Божию. //**Слово 75.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала** См. Толкование на [[old:iez:16:48#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 16:48]] =====Лопухин А.П.===== **Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала** //“Сестры твоей”,// см. 48 ст., но здесь добавление еще более ненужное. //“В гордости, пресыщении и праздности”//. Греч. точнее: “гордость в обилии (слав. //“в сытости”//) хлеба и в благополучии (слав. //“во изобилии вина”//) роскошничала она и дочери ее”. Гордость происходила именно от необыкновенного богатства страны, которое вызвало роскошь. Причина для гибели Содома указывается не вполне тожественная с Быт, но это потому что пророк говорит о ней в приложении к евреям и смотрит на корень зла. - //“Руки бедного и нищего не поддерживала”//. Замечательно значение, какое пророк придает благотворительности. [<10>]