[<10>] ====== Толкования на Иез. 17:19 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 19-21 **Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня. А все беглецы его из всех полков его падут от меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Господь, сказал это** По мнению язычников: Коварство иль честность, – кто станет спрашивать о враге? Это [мнение] обыкновенно противупоставляют нам те, кои говорят, что врагов нужно обманом вводить в заблуждение. Пусть будет так, – но Седекия сделал гораздо худшее, потому что он обманул не врага, а друга, с которым он был связан союзом Господним. Итак, пока ты не дал клятвы и не заключил договора именем Господним, то благоразумие и мужество требуют обмануть или взять верх над противником, как можешь. Но когда ты связал себя клятвою, то уже не противник, а друг тот, кто поверил тебе, и он был обманут под видом клятвы, то есть именем Божиим. Поэтому Писание теперь говорит: //клятву, которую он презрел, и союз, который нарушен, Я обращу на голову его.// А чтобы мы не думали, что клятва, и союз и договор относились в царю вавилонскому или к Седекии, как виновнику их, то далее следует: //за вероломство, чрез которое он презрел Меня.// Следовательно презирающий клятву презирает того, кем клялся, и наносит оскорбление тому, имени которого поверил противник. Поэтому //Я раскину//, говорит, //на него сеть Мою и будет пойман он в тенета Мои, и приведу его в Вавилон и буду судить его там.// Итак, что́ против Седекии сделал Навуходоносор, это сделал он не своими силами, но вследствие гнева Божия, чрез имя которого [Бога] была нарушена клятва. Относительно иносказательного значения, хотя толкование представляется натянутым, нужно то знать, что как прочие животные, так орел и лев могут быть понимаемы и в хорошую и в худую сторону. В хорошую сторону говорится: //скимен лвов Иуда// [[old:gen:49:09|(Быт. 49, 9)]]. В противоположную: с//упостат наш диавол яко лев рыкая ходит// [[new:1pet:05:08|(1 Петр. 5, 8)]], и оное в псалме: //ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ловит, еже восхитити нищего// [[old:ps:009:30|(9, 30)]]. В хорошую сторону об орле говорится, что деятельный праведник сделает себе как бы крылья орла, чтобы мог возвратиться в дом предместника своего. И у Исаии написано, что //праведники окрылатеют, яко орли потекут, и не утрудятся, пойдут и не взалчут// [[old:is:40:31|(40, 31)]]. Тот же, кто сказал: //крепостию сотворю и премудростию разума отъиму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населенные и вселенную всю обыму рукою, яко гнездо и яко разбитые яйца// [[old:is:10:13|(Исаии 10, 13–14)]], верно изображается теперь под образом орла, потому что он желает иметь в своем распоряжении (perstringere) не малые и низкие кустарники, а верхушки кедров с Ливана, означающего белизну и относящегося к фимиаму, и из князей и из царского рода, согласно с оным изречением Аввакума: //пищи его избранные// [[old:avm:01:16|(1, 16)]] И заключает он завет с теми, коих взял в плен, чтобы они подчинили выи царю вавилонскому и исполнили то, что говорит апостол: //ихже предах сатане, да накажутся не хулити// [[new:1tim:01:20|(1 Тим 1, 20)]]. И в другом месте говорит: //предал их сатане во измождение плоти, да дух спасется//[[new:1kor:05:05| (1 Кор. 5, 5)]]. Следовательно мы не должны противиться, если нас за какой-либо грех удаляют из собрания братий и из дома Божия, но спокойно переносить постановленный приговор и говорить с пророком: //гнев Господен стерплю, яко согреших Ему, дóндеже оправдит прю мою// [[old:mih:07:09|(Мих. 7, 9)]]. И часто случается, что мы, подчинившись одному, переходим к другому, кто нам обещает помощь и не заставляет оставаться при прежнем решении. Этого всячески нужно избегать, чтобы не засохли ветви наши и не иссохли отрасли и чтобы не думали, что мы поступаем вопреки завету Божию. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову** Неверность Седекии Навуходоносору была преступна тем, что сопровождалась нарушением клятвы, принесенной во имя Божие; благодаря этой клятве и союз Седекии с Навуходоносором был союзом (слав. //“заветом”//) Божиим. За это оскорбление святейшего имени Иеговы Седекия и будет сурово наказан. Следовательно, “взгляд Иезекииля на грех Седекии более религиозный, чем этический” (Берт.). **//Толковая Библия.//** [<10>]