[<10>] ====== Толкования на Иез. 18:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 2 **зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?** Ст. 4-5 **Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду** Ст.7-8 **никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный** Ст. 18 **А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие** **Почему говорите: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша?** Неправда. **Душа, яже согрешит, та умрет. Человек же, иже есть праведен, человеку не насильствует, никому не делает вреда, хищением не восхитит, прибытка не возмет, той не умрет. Отец же его аще скорбию оскорбит, и хищением восхитит, умрет в неправдех своих.** Поелику Иудеи говорили: отцы наши грешили, а мы грехи их на себе несем; то Бог вещает им: это - неправда; потому что терпите вы наказание за собственные свои грехи; и у всякого **зобавшаго пародки зубы оскоминны будут.** **//Творения.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 2-3 **сыне человечь, что вам притча сия на земли израилеве, глаголющым: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Живу аз, глаголет адонаи Господь, аще будет еще глаголема притча сия во израили** Что значит сказанное: **отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины беша**? Знай, наилучший, что слова: **отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины беша**, - это не определение Писания, но приговор по суду нечестивых Иудеев. Сами греша более предков, думали они, что терпят наказание за них, и сказали это. Божественный же и неподкупный Судия, представляя, что не за других, а за себя самих несут они наказание, сказал: **живу Аз, глаголет Господь, аще будет еще глаголема притча сия** [[old:iez:18:03|(3)]], которую вымыслили Иудеи, обманывая себя и слушающих, потому что каждый умирает за свой грех. Душа, яже согрешит, та умрет. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина** См. Толкование на [[old:iez:18:01#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 18:1]] =====Лопухин А.П.===== **зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина** //“Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”.// О такой же поговорке упоминает и пророка Иеремия ([[old:ier:31:29|XXXI:29;]] ср. [[old:pier:05:07|Плач V:7]]). Незрелый виноград и теперь в Сирии кушается в громадном количестве; (Делич, Hiob XV, 33). Оскомина является тотчас по вкушении кислых ягод и скоро проходит: поэтому является совершенно невозможным предположение, чтобы она передавалась от отцов детям (adductio ad absurdum). Между тем, по мнению тогдашних иудеев, выраженному в этой пословице, действия Иеговы, наказывающего их настоящими бедствиями Иудеи за грехи отцов, напоминает наследственную передачу оскомины. Легко догадаться, как могла возникнуть эта пословица, от которой веет сомнением в правде Божией и самопревозношением потомков над предками. Пословица имела для себя видимые основания и в Св. Писании: Бог говорит Моисею, что Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ([[old:ish:20:05|Исх XX:5;]] [[old:lev:26:39|Лев XXVI:39, 40,]] но добавляя: “ненавидящих Меня”, какое определение по грамматическому построению можно относить и к детям, и к отцам). И вот 3-й и 4-й род от нечестивого Манассии (Иоахаз, Иехония, Седекия - внуки и правнуки Манассии) караются. Даже Иосия, несмотря на свое благочестие, находит печальный конец в сражении у Мегиддо. И пророки возвещали, что за грехи Манассии Господь отвергнет от лица Своего Иуду ([[old:4ts:24:03|4 Цар XXIV:3;]] [[old:ier:15:04|Иер XV:4]]); со времени Манассии, действительно, Иудее приходилось все хуже и хуже, несмотря на некоторые старания умилостивить Иегову (ср. [[old:ier:44:18|Иер ХLIV:18;]] [[old:ier:14:20|XIV:20;]] [[old:ier:18:12|XVIII:12]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]