[<10>] ====== Толкования на Иез. 20:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1 **В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, пришли мужи из старейшин Израилевых вопросить Господа и сели перед лицем моим** Ст. 3 **сын человеческий! говори со старейшинами Израилевыми и скажи им: так говорит Господь Бог: вы пришли вопросить Меня? Живу Я, не дам вам ответа, говорит Господь Бог** Ст. 8 **Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских. И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской** **Приидоша мужие от старейшин дому Израилева вопросити Господа.** И Пророк ответствует им от имени Господня: **еда вопросити Мене вы приходите?** Иезекииль не внимает старейшинам, и не дает им ответа, но начинает повествовать, как Бог давал им познавать Себя в Египте и повелевал отвергнуть от очес своих мерзости египетские; но они, как говорит Господь, **не хотеша послушати Мя, и мерзостей от очес своих не отвергоша.** **//Творения.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, пришли мужи из старейшин Израилевых вопросить Господа и сели перед лицем моим** Чрез одиннадцать месяцев и пять дней после предшествующего видения опять говорится слово в пророку, когда пришли мужи из старейшин Израилевых, чтобы вопросить Господа, и сели пред ним. А что у народа израильского был такой обычай, что, желая узнать что либо от Господа, вопрошали чрез пророков, это засвидетельствовано многими примерами. Саул, ища ослиц, отправляется к Самуилу и получил совет от слуги привести пророку четверть сикля [[old:1ts:09:start|(1 Цар. гл. 9)]]. Когда заболел сын Иеровоама, то посылается в Силом в пророку Ахии (или Авии) жена его, принося дары, хлебы и лепешки, виноград и кувшин меду, чтобы узнать о болезни сына [[old:3ts:14:start|(3 Цар. гл. 14)]]. Давид, будучи и сам пророком, спрашивает другого пророка, Нафана, должно ли строить храм Господу [[old:2ts:07:start|(2 Цар. гл. 7)]]. И Ахав спрашивает, войдет ли он в Рамоф Галаадский, или нет [[old:3ts:22:start|(3 Цар. гл. 22)]]. Также у Исаии [[old:is:37:start|(гл. 37)]] и в книге Царей [[old:4ts:19:start|(4 Цар. гл. 19)]] возвещается, что́ будет с Сеннахиримом. Не удивительно, если в Ветхом Завете пророки предвозвещают, что с кем будет, когда мы читаем, что Агав предревал то, что будет с Павлом [[new:act:21:start|(Деян. гл. 21)]]. В Второзаконии написано: //языцы, ихже погубит Господь пред лицом твоим, сии сновидений ((В некоторых рукописях стоит omnia (все) вместо somnia (сновидения).)) и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой// [[old:vtor:18:14|(18, 14)]]. Ибо язычникам свойственно обращаться к халдеям, гадателям, чревовещателям, волхвам, прорицателям, к оракулам бесов, которые издеваются над их заблуждением. Поэтому и теперь старейшины Израилевы приходят к пророку, чтобы чрез него вопросить Господа, и однако они не говорят о вопрошении, хотя тот, кто должен быть вопрошаем, знает, о чем они вопрошают, так что и то служит чудом, что он знает, зачем они пришли, и отвечает на то, что заключала в себе невысказанная и бывшая в их душе речь. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== //Еще о греховном прошлом и настоящем Израиля и милостивый характер суда Божия над ним// С XX главы, как показывает дата ее [[old:iez:20:01|1 ст.]], первая после [[old:iez:12:start|XII гл.]], начинается новый отдел книги, простирающийся до [[old:iez:24:start|XXIV гл.]] включительно и заключающий в себе последние угрожающие речи и предсказания суда Божия. Этот отдел не прибавляет к прежним речам чего-либо существенно нового, только предсказания кары Божией под впечатлением надвигающихся событий (это было время пред самым началом последнего акта драмы, когда вавилонское войско было уже в походе против Иерусалима и осада города должна была не сегодня - завтра начаться) более обостряются. Возможно, что пророк находил особый повод к настоящим речам в состоянии пленников: из [[old:iez:20:32|XX:32]] видно, что у них зарождалась наклонность к сознательной ассимиляции в религиозном отношении с окружающими их язычниками. Лозунгом настоящего отдела является выражение: //“хочешь ли судиться с ними?”// ([[old:iez:20:04|XX:4;]] [[old:iez:22:02|XXII:2]]; [[old:iez:23:35|XXIII:35]]). Иерусалим стоит уже пред судом Иеговы и его пророка и ждет окончательного приговора над собой и немедленного исполнения его. Возбужденное напряжение, с которым у пленников следили за событиями в Палестине, отражается в этих речах пророка так же ясно, как в [[old:iez:07:start|VII гл.]] Что касается, в частности, [[old:iez:20:start|XX гл.,]] то поводом к содержащейся в ней речи, как и в [[old:iez:14:start|XIV гл.]], было посещение старейшин для вопрошения Бога; вместо того, чтобы дать ответ им от Бога, пророк воспользовался этим посещением, чтобы произнести суд над всем прошлым и настоящим Израиля и с такой точки зрения обозревает последовательно идолослужение Израиля в Египте [[old:iez:20:05|(ст. 5-9)]], непослушание первого поколения народа в пустыне [[old:iez:20:10|(10-17)]], второго поколения его в пустыне [[old:iez:20:18|(18-28)]], служение на высотах в Ханаане [[old:iez:20:27|(27-29)]] и после краткого указания на грехи пленников, из-за которых они лишены ответа Божия на их вопрошение [[old:iez:20:30|(ст. 30-31)]], изображает предстоящее очищение и восстановление Израиля [[old:iez:20:32|(32-44)]]. К [[old:iez:20:start|ХХ]] же главе в нашей библии отнесена речь на “лес южного поля”, т. е. Иудею, имеющий сгореть от божественного огня, - пророчество, имеющее более связи с [[old:iez:21:start|XXI гл.]], к какой оно отнесено в евр. библии. Таким образом, [[old:iez:21:start|XXI гл.]] как бы разоблачает [[old:iez:16:start|XVI гл.]] от ее аллегорических покровов, говоря прямо о том, о чем та говорит иносказательно. **В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, пришли мужи из старейшин Израилевых вопросить Господа и сели перед лицем моим** //“В седьмом году…”,// т. е. плена Иехонии [[old:iez:01:02|(I:2)]], следовательно, за 4 года до взятия Иерусалима, через 11 месяцев после видения в храме [[old:iez:08:start|VIII-XI гл.]] (предшествующей даты). - //“Старейшины Израилевы”.// См. объясн. [[old:iez:08:01|VIII:1.]] - //“Вопросить Господа”,// о чем, не сказано, потому что это не важно: ответ все равно не мог быть дан. **//Толковая Библия.//** [<10>]