[<10>] ====== Толкования на Иез. 26:1 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-6 **В одиннадцатом году, в первый день первого месяца, было ко мне слово Господне: сын человеческий! за то, что Тир говорит о Иерусалиме: "а! а! он сокрушен - врата народов; он обращается ко мне; наполнюсь; он опустошен", - за то, так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам. А дочери его, которые на земле, убиты будут мечом, и узнают, что Я Господь** Речь пророка идет в строго последовательном порядке. Он говорил против сынов Аммона, и Моава и Сеира, которые служат также идумеянами, и филистимлян, которые находятся на берегу и занимают в приморской стране (funiculo) те же самые пределы. Ибо вслед за Палестиною следует страна Финикиян, главным городом которой служит Тир, называющийся на еврейском и сирском языке //Сором// (Sor). И так как по взятии Иерусалима он также радовался, и ликовал и говорил: //сокрушены врата народов//, я имею вполне безопасную пристань, и, по разрушении его, ко мне обратилось все многочисленное население, которым он управлял, и так как он опустошен, то я наполнюсь, или: бывший прежде полным обратится в пустыню. Итак, поелику ты говорил это и радовался падению Иерусалима, разрушаемого но определению Божию за грехи его, то не чрез посланников и не чрез кого-либо иного, а сам Я буду против тебя, Тир, и на подобие морских волн подниму против тебя вавилонян с весьма многими народами, чрез нападение которых стены и башни твои будут разрушены, так что они падут на землю и прах его будет сметен или развеян в разные стороны, и он так будет унижен, что будет подобен голой скале, и такое будет запустение в городе, который прежде был весьма многолюдным, что среди его будут расстилаться и сушиться сети рыбаков. Ибо [это] сказал Я, Господь, слова которого не могут не исполниться, и предам его на расхищение народам. Также дочери его, находящиеся на поле или на равнине, то есть на берегу финикийском, – города и местечки, селения и крепости будут истреблены мечом: так как он метафорически назвал их дочерями, то говорит об истреблении мечом, чтобы из исхода дел они познали, что Он есть Господь, который повелел, чтобы совершилось это. Так как еврейское слово //sor// означает //тесноту//, то в иносказательном смысле Сором может быть названа всякая, объятая смятением душа, которая, увидев, что за свои пороки и грехи, по определению Божиию, разрушается Иерусалим, в котором был храм и видение мира, радуется и думает, что к ней перейдет власть города, бывшего некогда славным. Это можно понимать и в отношении к противным учениям и людям века, когда они увидят святого человека павшим чрез нерадение и радуются и ликуют, как будто бы падение других служит восстанием их. Поэтому Господь угрожает, что Он сам будет вести борьбу против подобного рода людей и поднимет против них, подобно морским волнам, весьма многие народы, которые разрушат все то, что у них считается наиболее укрепленным и прочным, и так ниспровергнет все их доводы, что они обратятся в прах. Он, соделает также то, что ими будут оставлены тенета и сети, которыми они прежде уловляли обольщенный народ, и будут расстилаться и сушиться на земле опустошенного города, чтобы их заменили другие рыбари, посланные Господом на ловитву. Но и дочери его, которые прежде хранились как бы во внутреннем покое и вследствие таинственных и сокровенных учений считались ни для кого недоступными, выступят и будут выведены пред глаза всех, и будут убиваемы мечом Церкви, чтобы познали, что Он есть Господь, который и Иерусалим мало-помалу оставил за грехи, и укрепления Тира разрушил за его ликование и радость. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== //Осада и разрушение Тира// [[old:iez:26:start|XXVI-XXVIII гл.]] заключают три пророчества против Тира и одно против Сиона. Хотя Тир, по-видимому, не имел никаких других, кроме торговых, отношений к Израилю, а тем более враждебных, но пророк посвящает ему целых три, а c [[old:iez:29:17|XXIX:17-21]] четыре речи, потому что в завоевании такого большого и неприступного, первого по торговле города Навуходоносором проявилось могущество действовавшего через последнего Бога, и потому что Тир подвергся одинаковой с Иерусалимом участи, хотя надеялся из падения Иерусалима извлечь себе выгоды Уже в 4-й год Иоакима Иеремия грозит Тиру Навуходоносором [[old:ier:25:22|(XXV:22)]]; может быть, он, участвовал в войне Нехао с Навуходоносором в начале царствования Седекии, он является подчиненным Навуходоносору, но склонным к отпадению от него ([[old:ier:27:03|Иер XXVII:3]] и д.), что и исполнено, вероятно, было им в союзе с Седекиею, аммонитянами и др. [[old:iez:21:start|(Иез XXI)]]. После этого восстания Навуходоносор бросился прежде всего на Иерусалим, за который он боялся, что тот попадет в руки двинувшихся с юга египтян; Финикией же, которая не имела такого стратегического значения, он занялся, когда отбросил египтян; и когда Иерусалим пал, Навуходоносор находится уже в Емафе, на границе Финикии [[old:4ts:25:21|(4 Цар XXV:21;]] [[old:ier:29:05|Иер XXIX:5)]]. Начатая тотчас же осада Тира длилась 13 лет и кончилась, кажется, не совсем успешно для Навуходоносора ([[old:iez:29:17|Иез ХХIX:17]] и д. 1 Флп Antiqu. X, 11, 1). Пророк, начавший свои речи против Тира еще до осады его [[old:iez:26:01|(XXVI:1)]], предсказывает в них разрушение города, рисуя сначала картину этого разрушения [[old:iez:26:start|(гл. XXVI)]], в котором он так уверен, что произносит над городом похоронную песнь (гл. [[old:iez:27:start|XXVII]]); затем пророк обращается к царю тирскому (гл. [[old:iez:28:start|XXVIII]]), которого погибель тоже сначала описывает [[old:iez:26:01|(ст. 1-10)]], а затем оплакивает [[old:iez:26:11|(11-19)]]. Речи против Тира самая поэтическая и красивая часть книги, особенно описание тирского корабля в [[old:iez:27:start|XXVII гл.]] - Картина разрушения Тира, данная в [[old:iez:26:start|XXVI гл.,]] распадается на общую угрозу ему [[old:iez:26:01|(ст. 1-6)]], описание ужасов осады и завоевание его [[old:iez:26:07|(7-14)]] и описание впечатления, которое погибель его произведет на мир [[old:iez:26:15|(15-21)]]. **В одиннадцатом году, в первый день первого месяца, было ко мне слово Господне** //“11-й год”,// т. е. плена Иехонии и пророка, бывший вместе и 11 годом царствования Седекии, а, следовательно, и годом разрушения Иерусалима. 586 г. до Р. Х. Месяц ни в евр., ни у LХХ не указан, может быть, потому, что дата относится ко всем трем речам против Тира, произнесенным в разные месяцы. Согласие в опущении этой даты всеми рукописями не позволяет предполагать, что она утрачена. Так как Иерусалим завоеван был 9/IV этого года, разрушен 10/V [[old:ier:52:06|(Иер LII:6,]] [[old:ier:52:12|12)]], а пророк получил известие об этом 5/Х [[old:iez:33:21|(XXXIII:21)]], то речь, предполагающая событие известным и даже оцененным по его значению в Тире (ст. 2), не могла быть произнесена или написана ранее 11-12 месяца 585 г. **//Толковая Библия.//** [<10>]