[<10>] ====== Толкования на Иез. 27:28 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 28-32 **От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности. И с кораблей своих сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; и зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают, посыпав пеплом головы свои и валяясь во прахе; и остригут по тебе волосы догола, и опояшутся вретищами, и заплачут о тебе от душевной скорби горьким плачем; и в сетовании своем поднимут плачевную песнь о тебе, и так зарыдают о тебе: "кто как Тир, так разрушенный посреди моря!** Следующего же затем: //и выстригут по тебе плешину, и опояшутся власяницами, и заплачут о тебе от горести душевной горьким плачем, и поднимут плачевную песнь о тебе и будут рыдать о тебе, //у LХХ нет, но прибавлено из Феодотионова издания. Когда надет Тир, то кормчие его придут в смятение, сойдут с флотов, и гребцы, и пассажиры, и штурманы или корабельщики и все кормчие моря, обуревавшиеся волнами, станут стоять наконец непоколебимо и будут вопить громким голосом о том, кого прежде обогащали своими товарами, и в вопле выражать душевную горесть; также пыль или землю будут бросать на головы свои, принося покаяние в земных делах. И пеплом или будут посыпаться телицы, по закону [[old:chis:20:start|(Числ. гл. 20)]], для очищения их, или будут себя покрывать, соответственно тому, что говорится к Иерусалиму: „посыпь землею голову твою и поврой себя пеплом и подними плач“ [[old:ier:06:start|(Иерем. гл. 6)]]. И в Евангелии написано: //аще в Тире и Сидоне быша знамения сии были, древле во вретищи и пепеле покаямся быша// [[new:lk:10:13|(Лук. 10, 13)]]. И псалмолевец говорит: //пепел яко хлеб ядях// [[old:ps:101:10|(Псал. 101, 10)]]. И выстригут голову по Тиру и сдедают плешь, как это обыкновенно бывает при плаче, в то время, когда великою скорбью исключается всякая радость. Волосы же апостолов исчислены, потому что они, подобно назареям, посвятили свои волосы Господу [[new:mf:10:start|(Матф. гл. 10]]; [[new:lk:06:start|Лук. гл. 6)]]. И Сампсон, пока имел волосы, обладал силою; утратив же волосы, был взят в плен иноплеменниками [[old:sud:16:start|(Суд. гл. 16)]]. Когда же говорится: и опояшутся власяницами то осуждается похоть чресл в том смысле, что те, кои жили среди наслаждений, впоследствии покаятся и будут вести жизнь строгую и суровую. Ниневитяне оделись во вретища [[new:in:03:start|(Иоанн. гл. 3)]]. И к Иерусалиму также говорится: //восплачися ко Мне паче невесты, препоясанныя во вретище по мужи своем девственнем// [[old:iol:01:08|(Иоил. 1, 8)]]. И заплачут о тебе, говорит, от горести душевной горьким плачем. Ибо лучше входить в дом плача, нежели в дом пира [[old:ekl:07:start|(Еккл. гл. 7)]], чтобы оплакивать. Тир и усугублять плачевную песнь, которая далее присоединяется в Писании. А чтобы мы знали, что это служит к пользе тех, которые оплакивают падающего и которые прежде находились в сердце моря и среди него, этому может научить нас пример пророка, которому также повелевается оплакивать Тир, чтобы, по исполнении времени покаяния, он пришел в прежнее состояние и, взяв цитру, играл [на ней] для Господа. Читай Исаию. Некоторые странным образом (однако следует сказать о том, что мы читали) под кормчими разумеют еретических епископов, под советниками пресвитеров, под штурманами архидиаконов, под гребцами и корабельщиками диаконов, пассажиров же относят ко всему народу; а если прибавить диавола, как хозяина корабля, то была бы полная трагедия. Все они будут одинаково вопить и горько плакать и каяться, когда узнают о крушении корабля своего, и станут на землю, и утратят всю славу лжеименного знания и вместо радости и веселия будут в сердечной горести чрез скорбь выражать раскаяние. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности** //“Окрестности”.// Хотя евр. //миграги// в других местах имеет такое значение, но здесь оно ослабляло бы силу мысли: падение Тира устрашит не окрестности лишь его; посему LXX: //“страхом (убоятся)”//; Вульг. classes. **//Толковая Библия.//** [<10>]