[<10>] ====== Толкования на Иез. 29:8 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-16 **Посему так говорит Господь Бог: вот, Я наведу на тебя меч, и истреблю у тебя людей и скот. И сделается земля Египетская пустынею и степью; и узнают, что Я Господь. Так как он говорит: "моя река, и я создал ее"; то вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь от Мигдола до Сиены, до самого предела Ефиопии. Не будет проходить по ней нога человеческая, и нога скотов не будет проходить по ней, и не будут обитать на ней сорок лет. И сделаю землю Египетскую пустынею среди земель опустошенных; и города ее среди опустелых городов будут пустыми сорок лет, и рассею Египтян по народам, и развею их по землям. Ибо так говорит Господь Бог: по окончании сорока лет Я соберу Египтян из народов, между которыми они будут рассеяны; и возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их, чтобы они не господствовали над народами. И не будут впредь дому Израилеву опорою, припоминающею беззаконие их, когда они обращались к нему; и узнают, что Я Господь Бог** Последующее соедини с предшествующим. Так как ты был жезлом тростниковым для дома Израилева и не только сломался в руке его, но по [[old:is:36:start|Исаии (гл. 36)]] проколол руку его, а теперь исколол плечо, и сам расслаб и сделал расслабленными чресла опирающихся на тебя; то Я наведу на тебя меч врагов и вместе с людьми истреблю скот, и обратится земля египетская в пустыни, и вторично узнают египтяне, что Я Господь. И этим концом Я не удовольствуюсь; но так как он дошел до такого богохульства, что называл своими реки и все плодородие Египта; то Я истреблю и самого того, кто называл себя Творцом, и реки, относительно которых он хвастался, что они созданы им, и обращу землю египетскую в пустыню весьма обширную в разоренную мечом, от башни сиенской до самых пределов Ефиопии. Вместо //башни//, называющейся по-еврейски //magdal//, LХХ поставили название местности, написав Μαγδαλο’ν. Башня же сиенская существует до сего времени, это – крепость, подвластная римлянам, где находятся пороги Нила и до какового места Нил, начиная от нашего моря, судоходен. Итак весь Египет, говорит Он, будет опустошен до самых пределов Ефиопии, к которым присоединяется крайняя страна Египта, так что ни нога человеческая не будет проходить по нему, ни скота не будет находиться в нем, и он будет необитаемым сорок лет. Ибо оказывается снисхождение египтянам, и так как они некогда оказали гостеприимство Израилю, то осуждение их более кратковременно. Тир оставался в субботнем покое семьдесят лет и после того возвратился в прежнее состояние. Также пленение Иудеи и разрушение храма до Кира, царя персидского, продолжалось целых семьдесят лет. //Ибо силнии силне истязани будут// [[old:prs:06:06|(Прем. Сол. 6, 6)]]. Словами же: //сделало землю египетскую пустынею среди земель опустевших// указывает на палестинян, идумеян, и моавитян и на все другие страны, относительно которых было выше изложено предречение пророка. Тогда Он расточит или рассеет египтян по народам и развеет по землям. Но так как Господь благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, то по истечении сорока лет Египет будет восстановлен, и весь плен возвратится на прежнюю землю и поселятся в главном городе, навызывающемся Фатур (Рhatures), где он произошел и откуда вышел; только так, что для своей пользы он утратит прежнюю гордость и будет смиренным царcтвом самым смиренным из народов, так что он не будет уже превозноcиться над народами и иметь власти над ними, но, быв умален, он не будет обольщать надеждою на себя дом израилев и учить их беззаконию или приводить им на память то беззаконие, что они, оставив помощь Божию, искали опоры у Египта. И все это совершится, чтобы египтяне в третий раз познали, что Он Господь. Все это мы вкратце изложили, полагая исторические основания. Теперь должно разъяснить облако аллегории, и мы с тою же краткостию постараемся избегать длинноты и в этом толковании. Дракону, сказавшему: //мои реки, и я создал их//, говорится, что сам Господь наведет на него меч, о котором у Исаии написано: //упися меч Мой на небеси: се снидет на землю//, чтобы погубить на ней людей и скот [[old:is:34:05|(34, 5)]], – все то, что, по-видимому, обладает разумом или простотою, и погубит не безусловно, но для дракона, чтобы погибли для дракона и жили для Бога и чтобы земля египетская была погибелью в вышеизложенном смысле, в том, что она погибнет для дракона и после погибели обратится в пустыню, перестав иметь у себя жесточайшего врага. И тогда люди, и скот и погибшая земля узнают, что Он Господь, – в том смысле, в каком в семьдесят седьмом псалме написано: //егда убиваше я, тогда взыскаху Его// [[old:ps:077:34|(Ст. 34)]]. //Ибо всяк ищай обретает// [[new:mf:07:08|(Матф. 7, 8)]]. Но это служит доказательством милосердия Божия, что погибает изобилие мира сего и иссыхают реки египитския или земля их делается пустынями и, по определению Господню, опустошается от башни сиенской, означающей //круг//, – ибо ничего прямого он не будет иметь у себя, – до земли ефиоплян, означающих смиренных, – потому что всякая гордость, восстающая на разум Божий, будет ниспровержена и смирится для своего спасения. И ни нога человека, то есть ничто разумное, не будет проходить по Египту, ни нога скота не будет ходить, чтобы он не имел никого из простецов, которых фараон, отпустив людей, хотел удержать в Египте, тогда как Моисей не соглашался на это и желал также освобождения скота из плена египетского. //И не будут//, говорит, //обитать в ней сорок лет//, каковое число всегда означает скорбь и наказание. Поэтому и Моисей, и Илия и сам Спаситель постились сорок дней и ночей, и в течение сорока лет народ находился в пустыне, чтобы впоследствии, обрезавшись в Галгалах, избавиться от позора и бесчестия египетского. Согласно с таинственным значением этого числа и этот самый пророк спал на правом боку за колено Иудино сорок лет, и народу предвозвещается, что он будет в рабстве в Египте четыреста лет [[old:gen:13:start|(Быт. гл. 15)]], которые составляют сорок декад или четыре ἑκατοντα’δας (сотни). Также дожди потопа наводняли землю сорок дней. Ибо справедливость требовала, чтобы оскорбляющий Бога чрез четыре стихии мира, из которых, как говорят, все слагается, когда Он это любит и поддерживает, был наказан чрез это самое число, и Израиль, согрешавший относительно субботы, нес наказание в течение семи декад, то есть семидесяти лет. И делается земля египетская пустынною и города ее [оказываются] среди разоренных земель и городов, построенных не из камней, а из кирпича и соломы, чтобы рассеялся Египет, который худо был скреплен, и чтобы был развеян по землям, именно для того, чтобы пшеница отделилась от соломы, и по окончании сорока лет Египет будет восстановлен и возвратятся пленники его и поселятся в земле фатурской, означающей хлеб попранный, где тот хлеб, который сказал: //Азь есмь хлеб, иже сшедый с небесе// [[new:in:06:51|(Иоанн. 6, 51)]], был попираем ничтожеством еретическим, чтобы они, пришедши к Церкви, жили хлебом попранным и не превозносились высокомерно, но были царством смиренным. И возвратившись в прежнее состояние, они принизятся чрез смирение, так как они жили в Египте, и строили кирпичные города, и будут среди многих царств Церкви смиренными, и познают, против Кого они грешили, и не будет вперед Египет возноситься над церквами, распространенными по всему миру, но будет умален и немногие останутся в нем согласно с написанным: //Даждь им, Господи. Что даси им? Даждь им утробу неплодящую и сосцы сухи// [[old:os:09:14|(Осии 9, 14)]], чтобы они не радовались и не превозносились чрез множество обольщенных, но были умалены: //мнози бо суть звани, мало же избранных// [[new:mf:20:16|(Матф. 20, 16)]]. И не будут они вперед обольщать дом Израилев, то есть Церковь, и обещать им тщетную надежду и уверенность, уча беззаконию, чтобы они избегали церковного учения и следовали египетским вожделениям. Все же это совершится для того, чтобы египтяне в третий раз познали, что Он Господь. Это, как мне кажется, говорится потому, что первое познание египтян будет чрез плоть, второе чрез душу, третье чрез дух, – сперва на земле, во второй раз – после окончательного обращения мира сего, в третий раз – после воскресения. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Посему так говорит Господь Бог: вот, Я наведу на тебя меч, и истреблю у тебя людей и скот** Страна прямо выступает на место царя. См. объяснение [[old:iez:14:13|XIV:13-17]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]