[<10>] ====== Толкования на Иез. 33:1 ====== =====Лопухин А.П.===== //Обязанности пророка теперь// С [[old:iez:33:start|ХХXIII]] гл. начинается, собственно, утешительная часть книги, в которой речи против язычников [[old:iez:25:start|(XXV-XXXII)]] составляют переход от грозно-обличительной 1-ой части. “Когда получилось известие о падении Иерусалима [[old:iez:38:21|(XXXVIII:21)]], положение пророка среди пленников, как и предсказывал ему Господь ([[old:iez:24:25|XXIV:25]] и д.), стало совершенно другим. Победа его дела была решена. Конечно, он всегда встречался с противодействием [[old:iez:33:30|(XXXIII:30-33)]] и о внезапном изменении народа не могло быть речи. Противоположность между пророчеством и народностью была так стара и так глубока, что она не могла быть устранена одним ударом. Но смертельный удар народному упорству был нанесен, хотя бы пламя ложно понятого патриотизма и могло еще вспыхнуть на развалинах Иерусалима [[old:iez:33:23|(XXXIII:23-29)]]. Пророк теперь мог возобновить свою практически-пастырскую деятельность, чтобы из обломков старого Израиля составить нового в виду все еще грозящих миру судов Божиих” (Сменд). И он развивает эту деятельность так, как ее не развивал еще ни один пророк; по крайней мере, ни у одного из пророков мы не находим такой отчетливой и так глубоко сознанной программы этой деятельности ([[old:iez:03:27|III:27]] и сл. [[old:iez:18:start|XVIII]]). Вся последняя часть книги и занимается будущим восстановлением Израиля (гл. [[old:iez:33:start|XXXIII-XXXIX]]) и порядком будущего общественного устройства его [[old:iez:40:start|(XL-XLVIII гл.)]]. Существенным средством для такого восстановления должен быть ближайшим образом сам пророк, поскольку Иегова через него открывает для единичных лиц возможность обращения и спасения [[old:iez:33:start|(XXXIII гл.).]] Но при незначительном, по крайней мере, с виду, результате, которого пророк достиг в этой своей великой работе над воссозданием Израиля через пастырское попечение о “сынах народа своего”, взор его невольно направляется на самого Иегову, на котором одном в конце концов основывается возможность и необходимое восстановления Израиля. Переходя от ближайшего к отдаленному, от меньшего к большему чуду, описывает пророк, как Господь оснует на месте испорченного старого царства Израилева новое, реформировав его так сказать с головы: вместо недостойных пастырей, прежних царей, став сам пастырем Израиля [[old:iez:34:start|(гл. XXXIV)]], - как Он восстановит в новом величии Свою землю [[old:iez:36:start|(XXXVI гл.]]), исторгнув ее ранее из языческих рук, т. е. ближайшим образом истребив так незаконно завладевших ею идумеев [[old:iez:35:start|(XXXV гл.)]] - как Бог наконец воскресит мертвых и соединит разделенный свой народ; и в конце концов как Он откроет ему и всему миру Себя во всей полноте славы Своей, которая и есть по Иезекиилю цель всех действий Божиих в мире (будучи вместе и условием настоящей и правильной жизни мира и человечества) через окончательное уничтожение язычества на земле в лице Гога [[old:iez:38:start|(ХХXVIII-ХХХIХ гл.).]] Так как нового Израиля на место старого Бог творит, главным образом, через пророчество и пророка, то с возобновления в сознании Иезекииля уже открытых ему (в [[old:iez:03:start|III]] гл.) пророческих обязанностей и начинает Господь свои утешительные откровения о славном будущем Израиля. Народ подвергся карающему суду Божию в падении Иерусалима, но этим суд еще не закончен: и впредь нечестивым пленникам грозит гибель. Но из нее Богом открыт выход, сделано доступным для каждого своевременное обращение через возвещение пророкам предстоящего суда, имеющего при своем наступлении застать каждого, как он есть: к этим предостережениям пророк обязывается под страхом ответственности за каждую вверенную ему душу [[old:iez:33:01|(ст. 1-9)]]. Ни для кого суд Божий не неотвратим, и никто не должен отчаиваться в милости Божией, как бы ни угнетали его сознание грехи [[old:iez:33:10|(ст. 10-20).]] В таких предостережениях и заботах о душах пророк всегда полагал свое призвание в народе (ср. [[old:iez:03:16|III:16-21]]), но он вынужден был иногда молчать (ср. [[old:iez:03:22|III:22-27]]); теперь ход событий (известие о падение Иерусалима) сделал его хозяином своего положения, вернул ему свободу речи [[old:iez:33:21|(ст. 21-22)]], как то ему и обещал Господь [[old:iez:24:23|(XXIV:23-24)]]. С этим первым в новом положении пророка откровением, излагающим программу его теперешней деятельности в отношении к Израилю, близко связаны 1) речь против оставшихся в Ханаане, которые через падание Иерусалима еще не пришли к раскаянию [[old:iez:33:23|(ст. 23-29)]] и 2) замечание о тех пленниках, которые только внешним образом подчиняются пророческому авторитету ([[old:iez:33:30|ст. 30-33.]] Сменд). **И было ко мне слово Господне** Настоящее откровение, по всей вероятности, получено во время, указанное в 21 ст., и дата поставлена только там, чтобы это откровение имело вид программного введения в новую часть книги, посвященную новому и непохожему на прежний периоду деятельности пророка. [<10>]