[<10>] ====== Толкования на Иез. 33:11 ====== ===== Прп. Нил Синайский===== **Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев** Прекрасно было бы вовсе не осквернять чистого хитона. Прекрасно было бы не омрачать света. Прекрасно было бы пребывать неуязвленным и не иметь нужды во враче. Прекрасно было бы окропленное Божиею кровью и цветущее, подобно розе, сердце не погружать в тину недозволенного сластолюбия. Но и теперь, когда, обленившись несколько и вознерадев, ты преодолен и уступил победу над собою грязному и горькому греху, и, запнутый диаволом, стал его пленником, хотя не ожидал потерпеть что-либо подобное, не отчаивайся. Ибо возможно возвращение к лучшему посредством покаяния. Прибегни к Всещедрому и Человеколюбивейшему Христу. Ему благоприятно твое оправдание, приносимое при посредстве молитв, постов, плача, исповеди, бдения, возлежания на голой земле, слез и так далее. Поэтому не должно терять надежды на то, что спасешься по милосердию Христову. Вот и теперь говорит Христос устами Пророка: **«не хощу смерти грешника»**, но обращения [[old:iez:33:11|(Иез. 33:11)]]. Обратись ко Мне после греха. //«Еда падаяй не возстанет»// [[old:ier:08:04|(Иер. 8:4)]]? Поэтому восстанем. **//Письма на разные темы. Падшему иподиакону Квинту.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев** Многомилостивый Господь томит грешника грехами его всюду, где бы он ни был, представляя их постоянно душе его для того, чтобы он раскаялся в них, обратился и был жив, по написанному: **хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему**; это хотение самым делом выражается в обличении грешника, в постоянном представлении ему грехов его и в томлении тем души его. Этим Господь являет нам, что без Него мы жить не можем, то есть не исполняя святой воли Его, не предаваясь вполне, всем сердцем, без всякого усумнения истине Его; что наши пути кривы и пагубны и их нужно непременно нам выпрямить, если хотим быть живы. Так, например, будь такой грех, что усумнишься во время причащения Святых Таин в том, в самом ли деле это истинная Плоть и Кровь Спасителя, и не признаешь от всего сердца истинного Тела и Крови Иисуса Христа в животворящих Тайнах, – ты будешь томиться душою и не вкусишь покоя дотоле, пока от всего сердца не признаешь сомнения своего глупым и безрассудным и в сердце своем скажешь с искренностию и твердостию: да, это самое пречистое Тело Господа моего и сия есть самая честная Кровь Его – верую без всякого сомнения и колебания. И это потому, что живот наш только в Спасителе, в Его Теле и Крови, которые для того и даны, чтобы нас очищать от грехов, оживлять, освящать и спасать. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев** Страшная подавленность несчастием не цель ниспосылаемого Богом бедствия, как не цель Его и гибель народа, а его восстановление. Напротив, всякое бедствие, и настоящее (точнее: грядущее ст. 26) в точности только необходимое предостережение, увещание к исправлению поведения, исправлении, необходимиму, чтобы “жить”, т. е. войти в состав народа благословенного будущего который пророк стремится образовать (Бертолет). См. объяснение [[old:iez:18:23|XVIII:23]] и обр. внимание на разницу в выражениях (нежелание буквально повторяться): вопросная форма заменена простым отрицанием; убавившаяся от этого сила отрицания с избытком восполнена клятвой (//“живу Аз”//). - //“Обратитесь, обратитесь”,// слав.// “обращением обратитеся”.// Емфазис. Ср. [[old:iez:18:32|XVIII:32]]. - //“Для чего умирать вам, дом Израилев?”// Полное ревности об исправлении Израиля, о составлении народа благословенного будущего восклицание, в котором уже чуть-чуть проскальзывает, и сознание достигаемого успеха. [<10>]