[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:6 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Потом пошел к воротам, обращенным лицом к востоку, и взошел по ступеням их, и нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины** Описывается муж, у которого в руке трость мерительная. **И вниде во врата зрящая на восток**. Нo кто другой означается иаименованием сих врат, если не Сам Господь и Искупитель наш, Который соделался для нас дверью в царство небесное? Так как Он Сам говорит: //никто же придет ко Отцу, токмо Мною// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]]. Но когда мы сказали, что тот же самый муж, с мерительными инструментами, представляет образ Господа, то нам надобно спросить, каким образом согласить, чтоб один и тот же Господь мог быть означаем, и чрез мужа, и чрез врата, тогда как муж входит во врата? Уже ли же он входит в себя Самого? – Точно так; потому что и в Евангелии Он Сам свидетельствует, говоря: //не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверми пастырь есть овцам// [[new:in:10:01|(Ин.10:1-2)]]. А чрез несколько после говорит: //Аз есмь дверь// (Там же, [[new:in:10:09|ст. 9]]). И еще присовокупляет: //Аз есмь пастырь добрый// (Там же, [[new:in:10:14|ст. 14]]). Итак, если пастырь входит чрез дверь, а дверь – Он Сам, Сам пастырь: то без сомнения Он входит чрез Себя Самого. Вот, желая объяснить смысл Иезекииля, мы присоединяем к нему и вопрос из Евангелия. Итак нам надобно спросить, каким образом и Сам Он входит, и чрез Себя Самого входит? Ибо Господь и Искупитель наш со святою Церковью, которую искупил, по плоти едино существо, по свидетельству Павла, который говорит: //исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь// [[new:kol:01:24|(Кол.1:24)]]. Этой главе своей радуется тело, то есть, святая Церковь, когда чрез Псалмопевца говорит: //и ныне се, вознесе главу мою на враги моя// [[old:ps:026:06|(Пс.26:6)]]. Так как некогда должна быть вознесена и сама она, то ныне уже радуется главе своей, вознесенной на небе над врагами ее. Итак, когда все избранные переходят к жизни, то потому, что члены Его чрез Него входят к Нему, Он Сам чрез Себя входит к Себе. Ибо Сам Он есть Тот, Который в членах своих входит, Сам глава, к которой входящие члены приходят. Это многообразно внушает Пророк Иезекииль, который говорит, что муж пришел к воротам, и показывает, что значат эти ворота, говоря: //зрящая на восток// (к пути восточному). Ибо путь для нас есть Сам Тот, Кто сказал: //Аз есмь путь, истина и живот// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]]. Сам Он и восточный путь, о котором написано: //се муж, восток имя Ему// [[old:zah:06:12|(Зах.6:12)]]. Итак ворота обращены к востоку, потому что означают Того, Кто проложил нам путь к восхождению света. Можно разуметь под именем ворот и всякого проповедника; потому что, кто своими устами отверзает нам дверь в царство небесное, тот служит воротами. Поэтому и двенадцать ворот описываются как в Апокалипсисе Иоанна [[new:otkr:21:21|(Откр.21:21)]], так и в последнем видении сего Пророка. Ни не прилично еще разуметь под именем ворот знание Св. Писания, которое, открывая нам смысл, отверзает дверь в царство небесное. Можем разуметь под именем ворот даже веру, которою принимаем мы первою, чтобы взойти в здания добродетелей. Поэтому здесь ясно присовокупляется: //и взошел чрез ступени их// (ворот). Ибо что значат ступени сих ворот, если не заслуги добродетелей? Ибо, в познании ли Посредника Бога и человеков, человека Ииcyca Христа, в знании ли Божественного Слова, даже в самой вере, которую мы принимаем, мы восходим по степеням к высшим приращениям. Ибо никто вдруг не бывает совершенным, но в добром житии всякий начинает с меньшего, чтобы восходить к великому. Об этих степенях чрез Псалмопевца говорится: //Бог в степенях ея (Церкви) будет познаваем, когда будет принимать ее// [[old:ps:047:04|(Пс.47:4)]]. Ибо когда Господь принимает святую Церковь, тогда познается в степенях ее, потому что слава Его проявляется чрез ее наращения. Ибо насколько святая Церковь успеет в возвышении, настолько Бог делается ведомым для людей в силах Его. И об этих-то степенях блаженный Иов говорит: чрез все отдельные степени мои возвещу Его [[old:iov:31:37|(Иов.31:37)]]. Потому что всемогущего Господа чрез все свои отдельные степени возвещает тот, кто чрез приумножения добродетелей, которые он приемлет, всегда воздаст славу своего благоговения. Если бы не было степеней в восхождении сердечном, то Псалмопевец не стал бы говорить: //пойдут от силы в силу// [[old:ps:083:08|(Пс.83:8)]]. Не дивно, если есть степени от силы в силу, когда каждая отдельная сила приумножается как бы некоторыми степенями, и таким образом чрез приумножения заслуг возводится к высшему. Ибо иное значат начала добродетели, иное успех (в ней), иное совершенство. Ибо, если бы самая вера не была возводима к совершенству своему чрез некоторые степени; то святые Апостолы не стали бы говорить: //приложи нам веру// [[new:lk:17:05|(Лк.17:5)]]. И к Ииcycy приходит некто, который желал исцеления сына своего, но вопрошенный о том, верует ли он, ответствует: //верую, Господи, помози моему неверию// [[new:mk:09:24|(Мк.9:24)]]. Прошу обсудить то, что говорится. Если он веровал, то почему называл (свою веру) неверием? А если он сознавал, что имеет неверие, то каким образом веровал? Но поелику вера чрез сокровенное вдохновение благодати растет по степеням заслуг своим: то в одно и то же время тот, кто еще не совершенно веровал, и веровал, и вместе был неверующими. Эти именно степени Господь описывает под именем жатвы, говоря: //тако есть царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю: и спит, и востает нощию и днию: и семя прозябает и растет, якоже не весть он. От себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе. Eгдa же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатвa// [[new:mk:04:26|(Мк.4:26-29)]]. Человек бросает семя в землю, когда насаждает в сердце своем доброе намерение (решимость). И после того, как бросил семя, спит, потому что в надежде доброго дела успокоивается. Но он встает ночью и днем, потому что усовершается среди несчастья и счастья. А семя прозябает и растет, когда он о том не знает; потому что и тогда, когда еще он не может измерить своих наращений, однажды начатая добродетель ведется к совершенству. И земля сама собою плодит; потому что по предваряющей благодати душа человека охотно встает для плодоприношения доброго делания. Но эта самая земля по себе производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Потому что производить зелень значит иметь еще нежность доброго начала. Но зелень переходит в колос, когда добродетель, укоренившаяся в душе, переходит в совершенство доброго делания. Полное же зерно в колосе производит, когда добродетель достигает уже такого совершенства, что может быть делом прочным и совершенным. И когда созреет плод, тотчас посылает серп; потому что настала жатва. Ибо всемогущий Бог посылает серп к произведенному плоду, и срезывает свою жатву тогда, когда, доведши кого-либо до совершенных дел, произнесенным определением пресекает временную жизнь его, чтобы переместить зерно свое в небесные житницы. Итак, когда мы начинаем иметь добрые желания, тогда бросаем семя в землю. Когда же начинаем действовать праведно, тогда мы зелень. А когда возрастаем до совершенства в добром делании, тогда мы переходим в колос. И когда укрепляемся в совершенстве этого самого доброго делания, тогда мы уже приносим полное зерно в колосе. Ибо зеленью был Петр, который, во время страдания по любви следуя за Господом, убоялся исповедать Его на вопрос служанки [[new:lk:22:57|(Лк.22:57)]]. Ибо зелень была еще в уме, потому что он веровал в Искупителя всяческих, но, будучи еще весьма колеблемым, был попираем ногою страха. Он возрос уже в колос, когда по благовестию Ангела увидел в Галилеи живым Того, Кого страшился исповедать умирающего. Но он соделался полным зерном в колосе, когда при сошествии свыше Духа, и при укреплении в любви к Нему (Искупителю) своего духа, соделался твердым до того, что битый презирал силы преследующих, и под ударами свободно проповедовал Искупителя своего [[new:act:05:20|(Деян.5:20)]]. Итак никто, видящий себя еще в зелени ума к доброму предположению, не должен отчаиваться; потому что жито Божие начинает с зелени, чтобы быть зерном. – Итак муж, имеющий инструменты мерительные, приходит к воротам; потому что Господь и Искупитель наш при входе Своих членов приводится к Себе. И Он восходит по степеням их (ворот); потому что при нашем усовершенствовании Он тем более возвышается для нас, чем яснее познается высоким и непостижимым. Он Сам называется восходящим по степеням наших добродетелей; потому что тем высшим Он показывается нам, чем далее наша душа отделяется от предметов дольних. – Далее следует: **и измерил порог ворот тростию единою в широту, то есть, один порог одною тростию в широту**. Почему после того, как сказано, **порог ворот**, тотчас присовокупляется: **один порог**, если не потому, что ясно внушает, что будет еще сказано: есть еще ниже другой порог? Но ворота поднимаются вверх с порога, чтобы быть воротами. Итак, если ворота есть Господь, то кто служит порогом этих ворот, если не те древние отцы, от рода коих благоволил воплотиться Господь? – Так как чрез Павла говорится: //ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки// [[new:rim:09:05|(Рим.9:5)]]. Но надобно заметить в этой мысли Павла, что в ней названы боги и прочие из людей, как Моисею говорится: //се, дах тя бога Фараону// [[old:ish:07:01|(Исх.7:1)]]. И чрез Псалмопевца говорится: //Аз рех, бози есте// [[old:ps:081:06|(Пс.81:6)]]. И еще: //Бог ста в сонме богов// [[old:ps:081:01|(Пс.81:1)]]. Но иное значит называться Богом по имени, а иное – по естеству. И если Моисей был богом для Фараона, то называется богом среди всех, но не //над всеми//. Но воплотившийся во чреве Девы называется Богом //над всеми//. Итак порогом ворот служат древние отцы, от которых родился Тот, Кто отверз нам вход в царство небесное. Но порог ворот измеряется одною тростию; потому что самые древние отцы, которые могли проповедывать нашего Искупителя и пророчеством, и добродетельною жизнью, имели как бы шесть локтей в совершение дела, и пядень в начале созерцания. Поелику же и совершенное делание, и начатое созерцание возвысило жизнь их в единение веры, то мера порога заключалась в единой трости. – Далее следует: //и спальню одною тростию в долготу, и одною тростию в широту// ([[old:iez:40:07|Иез.40:7]] - прим. ред). //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Потом пошел к воротам, обращенным лицом к востоку, и взошел по ступеням их, и нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины** См. Толкование на [[old:iez:40:03#prp_efrem_sirin|Иез. 40:3]] =====Лопухин А.П.===== **Потом пошел к воротам, обращенным лицом к востоку, и взошел по ступеням их, и нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины** {{:old:iez:40:ezek3.gif|}}//“Потом пошел”// муж - ангел ст. 3, а пророк мог стоять на прежнем месте, откуда виден был ангел и все его действия. Если ангел в ст. 3 стоял уже около восточных ворот, а не северных (что возможно - см. объяснение ст. 3), то он здесь подходит к ним ближе для измерения. - //“К воротам”// во внешней стене храма, ведущим во двор храма. - //“Обращенным лицом к востоку”.// Кроме них были еще северные и южные ворота; все три были совершенно одинакового устройства и величины; посему подробно описываются только одни восточные ворота, как главные и святейшие, через которые входит Иегова [[old:iez:43:04|(XLIII:4)]] - “И взошел” для измерения. - //“По ступеням их”//, которые, как видно из дальнейшего, были устроены не в стене, а снаружи ее, не входили в ее черту. Двор храма предполагается находящимся, как в Соломоновом храме, на террасе горы. Из ст. 22 и 26 видно, что этих ступеней было 7, каковое число LXX ставит и здесь: //“и вниде во врата зрящая на восток седми степньми”// (вместо “взошед”, //вайаал//, читали //шева//, “семь”). - //“И нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины”.// Вся толщина стены, равная трости, т. е. 6 локтям, поперечно прорезывалась воротами, порог которых (см. план 1:А) посему должен быть шириною тоже в эту трость, т. е. в 6 локтей см. план 1, а-b. Ширина для порога громадная и говорящая о святости места, куда вели ворота. - //“И в другом// (букв.: “и в одном”) //пороге одну трость ширины”.// Буквальное повторение предыдущей фразы, бросающее тень на подлинность (диттография); если текст верен, то может разуметься порог противоположной стороны сооружения ворот (c-d), о котором речь в ст. 7 (но о нем здесь речь преждевременна и потому неясна) или же так называемый у греков “верхний порог”, верхний косяк, перекладина дверей, 'uperqurion, в отличие от нижнего порога, 'upoqurion, superbus в отличие от inferus (Naevius apud Movium IV, 278. Plant. Маc. V, 1. Розенмюллер.), - но указывать меру для такого порога лишне, - в виду его равенства с нижним. LXX “порог” передают ailam, что у LXX всегда транскрипция евр. улам “ притвор” - так называют они здесь порог (евр. //саф//) должно быть за большую величину этого порога (//ет-саф// немного похоже по начертание на улам). Слав. перед речью о пороге = елам имеет вставку: //“и измери фе, шесть о сию страну, шесть же об ону”//; //фее// транскрипция евр. //та//, боковая комната; об этих комнатах в евр. речь только в 7 ст. и их там и по LXX насчитывается только по 3 с каждой стороны ворот, а не по 6 как здесь, следовательно, слав. т. допускает какие-то комнатки в наружных сенях ворот. [<10>]