[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:17 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И привел он меня на внешний двор, и вот там комнаты, и каменный помост кругом двора был сделан; тридцать комнат на том помосте** После того, как Пророк, говоря о косвенных окнах, многое сказал о благодати созерцания, говорит, что он был выведен вон, и припоминает, что видел сокровищницы. Этими сокровищницами, что другое означается, если не знание учителей? Но в этом деле справедливо можно спросить: поелику святые учители учат духовному и внутреннему; то почему Пророк говорит, что он выведен был вон, и вовне видел сокровищницы? Но надобно знать, что иное есть созерцание то, которое видит столько, сколько не может высказать, а иное – знание и ученость, которая видит столько, сколько может выразить языком. Потому что в сравнении с тем светом, которого нельзя выразить словом, этот как бы все вовне, потому что может быть выражен в слове. Итак (Пророк) говорит: **и вывел меня в притвор внешний, и вот сокровищницы, и пол устлан камнем в притворе вокруг**. Поелику Греческое слово φυλαττειν значит «сохранять», а //газе// на персидском языке называется богатство: то газофилакиею обыкновенно называется то место, в котором хранятся богатства. Итак что называется газофилакиею, если, как сказали мы выше, не сердца учителей, полные мудрости и ведения? Потому что, по слову Павла, //овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о Томже Дусе// [[new:1kor:12:08|(1Кор.12:8)]]. Ибо есть некоторые, которые по дару благодати разумеют и то, чего не слыхали в объяснении от учителей; они именно получили слово премудрости. И есть некоторые, которые сами по себе не могут разуметь слышанного, но удерживают (в памяти) то, что прочтут в изъяснениях, и с знанием дела произносят то, чему научились чрез чтениe. Поэтому кто они, если не полные словом разума? Хотя это можно разуметь и иначе; потому что премудрость относится к жизни, а разум к учению. Итак кто хорошо живет, и мудро проповедует, тот справедливо называется сокровищницею духовного здания; потому что устами его раздаются небесные богатства. Учитель языков видел, что этими богатствами изобилуют ученики его, когда говорил: //обогатистеся о Нем, во всяком слове и всяком разуме// [[new:1kor:01:05|(1Кор.1:5)]]. Итак в здании святой Церкви устроены сокровищницы; потому что они изобилуют богатством знания, высказываемого учителями. Что это богатство истинное, об этом лично говорит сама Истина, когда говорит о богатстве преходящем: //прелесть богатства заглушает слово// [[new:mf:13:22|(Мф.13:22)]]. Ибо премудрость и знание духовного учения суть истинные богатства, в сравнении с которыми преходящие (богатства) называются ложными. Об этом богатстве чрез Соломона говорится: //сокровище вожделенно почиет во устех мудраго// [[old:pr:21:20|(Притч.21:20)]]. Не исключая того, что духовное богатство ведет к вечному отечеству, в нем есть великое различие от богатства земного; потому что духовное богатство, от употребления в расходе умножается, а земное богатство или употребляется в расход и уменьшается, или удерживается и бывает бесполезным. Поэтому те, которые имеют в себе истинное богатство, справедливо называются сокровищницами. И самые сокровищницы имеют пол вокруг; потому что к ним присоединяется и подчиняется смирение слушателей. Этот пол справедливо называется устланым камнем в притворе вокруг; потому что в широту любви взаимно соединены одни с другими души верующие. Они называются и камнями по твердости веры, и устланными на полу, по единству смирения. Апостол Петр видел эти души верующих твердыми в вере, когда говорит: //и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен// [[new:1pet:02:05|(1Пет.2:5)]]. Об этих камнях святой Церкви Господь чрез Исаию говорит: //положу забрала твоя иаспис, и врата твоя камения кристалла, и ограждение твое камения избранная. И вся сыны твоя научены Богом// [[old:is:54:12|(Ис.54:12)]]. Ибо всемогущий Бог положил забралами (укреплениями) святой Церкви иаспис, камень зеленого цвета; потому что души проповедников ее укрепил любовию вечной зелености так, что они презирают все преходящее, ничего не желают в этом мире, который замыкается концом, презирают все радости его, как cyxие. Поэтому и пастырь Церкви, призывая своих слушателей на паству вечной зелености, о Боге говорит: //по великой Своей милости, воскресением Иисус Христовым из мертвых, возродивший нас к упованию живому, к наследию нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах// [[new:1pet:01:03|(1Пет.1:3-4)]]. Итак ворота сей святой Церкви поставляются на резные камни; потому что те, по глаcу которых мы входим в жизнь вечную, показывая в самих себе святые дела, которые заповеданы свыше, как бы в себе удержали резьбу. Ибо ворота не были бы резные, но были бы простые, если б они проявляли только слово, но святых дел в себе не показывали. Но где они показывают, что сами живут по тому, что говорят другим; там они – и ворота, потому что вводят внутрь, – и резные, потому что жизнью сохраняют то, что говорят другим. Мы видим, что все отдельные части сей святой Церкви поставлены на избранные камни, когда в ней видим всех верующих твердыми в вере и любви. Он (Пророк Исаия), чтобы показать, кого назвал камнями, присовокупил: //и вся сыны твоя научены Богом// (Ис.54:13), Итак что видел Исаия во всех отдельных частях Церкви избранные камни, то Иезекииль выразил чрез пол, устланный камнем вокруг; потому что о сокровищницах еще присовокупил: **тридцать сокровищниц в окружности пола**. Десятиричное число всегда принимается за совершенство, потому что в десяти заповедях содержится соблюдение закона. Ибо деятельная и созерцательная жизнь вместе соединены в заповедях десятословия; потому что в нем заповедуется сохранять и любовь к Богу, и любовь к ближнему. Потому что любовь к Богу относится к созерцательной жизни, а любовь к ближнему – к деятельной. Но каждый учитель для того, чтобы вполне расшириться в жизнь деятельную, и бдительно возноситься в созерцательную, должен быть совершен в вере во Святую Троицу. Поэтому и этих самых сокровищниц насчитывается тридцать, так что, когда десять помножаются на три, тогда жизнь и язык учителя утверждается в Троице. Но в этом деле нам тщательно должно рассмотреть то, что Пророк, описав сокровищницы, присовокупил: **пол кругом**. И ниже прибавил: **сокровищницы в окружности пола**. Поколику надобно видеть, что есть и сокровищницы в окружности пола, и есть пол в окружности сокровищниц. Потому что пол и сокровищницы разделены в таком порядке, что сокровищницы были помещены между полом, и пол настлан между сокровищницами. Это, братие, не без великого таинства, что в окружности сокровищниц говорится о поле, и в окружности пола повествуется о сокровищницах. Ибо пол имеет в окружности сокровищницы потому, что язык учителей ежедневно устрояет и хранит жизнь слушающих. Так как добрые учители в словах святого наставления иногда побуждениями приятности, иногда жестокостью обличения заботятся о том, чтобы защитить жизнь своих слушателей от пороков. Но и самые сокровищницы имеют в окружности пол; потому что часто и сердце учителей подвергается искушениям пороков, так что иногда увлекается самомненим и гордостью, иногда воспламеняется гневом. Но когда они обсуживают жизнь добрых слушателей, и думают, что она усовершилась по их увещаниям: тогда они краснеют от того, что сами не таковы, каковыми другие соделались чрез них при помощи Божией, и утверждают пред собою в уме, как они вполне подвергаются осуждению. Ибо когда собственные свои слова приходят учителям на память, тогда они краснеют, что не исполняют того, что говорят. Поэтому и чрез Соломона говорится: //душа трудящагося трудится для себя, потому что уста его принудили его (к тому)// [[old:pr:16:26|(Притч.16:26)]]. Так как уста наши принуждают нас к труду, когда тем, что говорим, удерживаемся от пороков; потому что крайне гнусно для нас падать по небрежению туда, откуда мы старались проповедью извлечь других. Итак сокровищницы имеют в окружности пол; потому что надежною стражею учителей служит честная жизнь слушателей. И собственное их слово бывает им помощью; потому что они стыдятся того, что не противостоят порокам они, которые других вооружили против пороков. Доколе человек живет в этой жизни, дотоле что другое он делает, как не стоит в боевом порядке против злых духов? Так как мы выше сказали, что душа учителя, быть может, возбуждается некоторою гордостью. Но он, или для того, чтобы самому не погибнут, или для того, чтобы примером своим не увлечь других к погибели, бодренно и поспешно озирается вокруг, в помышлениях чувствует угрызение; приведши на память жизнь своих слушателей, смиряет самого себя, и все возможные способы употребляет к тому, дабы гордость не овладела душою, дабы она не управляла деятельностью. Потому что написано: //начало (всякого) греха гордыня// [[old:prsir:10:15|(Сир.10:15)]]. Итак, кто будет плодом доброго делания пред очами Божими, если он с корня загнил гордостью? Часто, как сказано выше, душа его искушается гневом; но очень скоро он осматриваясь приходит в самого себя, и стесняя себя тяжестью науки, действует так, чтобы волнение души не переходило в слово, чтобы не звучало в голосе. И бывает, что гнев возмущенной души там рассудком задушаемый умирает, где по нерадению получил начало. От этого происходит, что душа рождает добродетель от зачатого порока; потому что, хотя она не хотела твердо стоять, чтоб не увлечься движением, однако же в движении храбро препобедит саму себя. Поэтому чрез Соломона хорошо говорится: //лучше муж долготерпелив паче крепкаго; удержаваяй же гнев, паче вземлющаго град// [[old:pr:16:32|(Притч.16:32)]]. И справедливо терпеливый предпочитается завоевателю городов; потому что в том деле победы человек есть победитель людей, а в этом деле кротости терпения душа есть победительница самой себя. – Далее следует: //и пол на фронтоне ворот по долготе ворот был внизу// [[old:iez:40:18|(Иез.40:18)]]. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И привел он меня на внешний двор, и вот там комнаты, и каменный помост кругом двора был сделан; тридцать комнат на том помосте** Пророку теперь имел быть показан внешний двор храма. Так как пророк находился до настоящего момента пред восточными вратами, то он вводится теперь (должно быть восточными же воротами, как в 32 ст. выводится ими) в этот двор. Кем вводится - ангелом или Богом, - как в [[old:iez:40:03|XL:3]], - не сказано, может быть, намеренно, потому что вождение было внутреннее и водителя пророк не мог определить. Этот двор соответствовал не первому двору Иродова храма, двору язычников, а следующему двору этого храма - двору женщин: потому что в Иезекиилев храм язычники совсем не допускаются; посему, может быть, этот двор у LXX назван “внутренним”. Двор этот был окружен //комнатами//, т. е. отдельными домиками (евр. //лемакот//, LXX pastoforia, часовенки, слав. неточно; //“преграждение”//; см. план 3: Z, Z, Z…), которые стояли подле внешней стены //на каменном помосте// (евр. //рицера//, еще только в [[old:2par:07:03|2 Пар VII:3]] = [[old:4ts:16:17|4 Цар XVI:17]] и [[old:esf:01:07|Есф I:7]], но греч. peristula колоннада, слав. //“междустолпия”//; см. план 3: у, у, у), конечно, из равных каменных плит, который тянулся подле стены внешнего двора вдоль всей ее. Всего комнат было 30, но как они были распределены по стенам двора, не указано; самое естественное распределение было бы по 10 - у каждой из 3 незастроенных стен двора - восточной, северной и южной (у западной стены было здание особого назначена - [[old:iez:41:12|XLI:12]] и д.); но выражение “кругом” позволяет думать, что часть комнат находилась и у западной стены на свободном пространстве ее, часть конечно меньшая, напр. у первых 3 стен по 8, у последней 6. Эти комнаты могли служить кладовыми для хранения каких-либо храмовых принадлежностей (отсюда название их в Вульгате gazophylacia); но так как для хранения священнических принадлежностей и следуемых священникам частей жертв были комнаты во внутреннем дворе (ст. 44 и д, [[old:iez:42:start|XLII,]] [[old:iez:44:10|XLIV:10]] и д [[old:iez:46:19|XLVI:19]] и д.), то настоящие комнаты должно быть предназначались для народа и его жертвенных трапез. В Соломоновом и втором храме знатные люди владели такими комнатами при храме каждый отдельною ([[old:4ts:23:11|4 Цap XXIII:11;]] [[old:ier:35:04|Иер XXXV:4;]] [[old:ier:36:10|XXXVI:10;]] [[old:iez:10:06|Иез X:6;]] [[old:neem:13:04|Неем XIII:4]] и сл.; ср. [[old:iez:08:08|Иез VIII:8]] и сл.). Не сказано, что настоящие комнаты-домики были в несколько этажей и что они снабжены были галереями (LXX: peristula), что замечено о таких комнатах на внутреннем дворе: [[old:iez:43:03|XLII:3,]] [[old:iez:43:06|6]]. [<10>]