[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:22 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И окна их, и выступы их, и пальмы их - той же меры, как у ворот, обращенных лицом к востоку; и входят к ним семью ступенями, и перед ними выступы** Все это выше пространно уже сказано, и потому слово не должно быть замедляемо продолжительным изъяснением. Впрочем весьма замечательно то, что ворота к северу, по словам Пророка, имеют все то, что имеют ворота к Востоку, именно, окна созерцания, преддверие смирения, резьбу доброго делания. Ибо все те, которые устояли в невинности чрез то, что в обращении соединились с Богом, имеют ворота к Востоку, потому что им открыт вход в царство небесное тем светом, который они получили. А все те, которые после падши во грехи пострадали от холода своей бесчувственности, но обращаясь к покаянию отогреваются для любви небесного отечества, имеют ворота к Северу; потому что и им, после холода греха их, открывается по милосердию вход Царства небесного. Итак говорится, что ворота к Северу имеют то же, что имеют и ворота к Востоку, потому, что и обратившиеся грешники так богатеют добродетелями, как богаты те, которые избежали падения в грех. Поэтому и голосом Псалмопевца чрез Господа говорится: //пепел яко хлеб ядях// [[old:ps:101:10|(Пс.101:10)]]; потому что Он принимает кающихся так же, как и праведников. Потому что о грешниках написано: //древле во вретищи пепеле покаялися быша// [[new:mf:11:21|(Мф.11:21)]]. Итак пепел снедается как хлеб тогда, когда чрез покаяние возвращается к благодати Создателя своего грешник, как праведник. Итак ворота к Северу имеют окна, имеют преддверие, имеют резьбу; потому что, когда грешник после преступления возвращается к жизни, тогда часто получает свет созерцания, и от самого памятования о своем нечестии получает благодать великого смирения и ретивость к доброму деланию, так что все заповедываемое для исполнения в жизни его кажется как бы вырезанным. **По семь было ступеней входа их, и притвор пред ними**. Семью ступенями восходят к воротам; потому что вход небесной жизни открывается нам семиобразною благодатию Духа Святаго. Исаия, исчисляя эту семиобразную благодать в самой нашей Главе, или в Его теле, которое составляем мы, говорит: //и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия// [[old:is:11:02|(Ис.11:2-3)]]. Говоря о небесном, он пересчитал эти ступени сверху вниз более, нежели снизу вверх, именно: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх. А поелику написано: //начало премудрости страх Господень// [[old:pr:09:10|(Притч.9:10)]], то вне всякого сомнения, что от страха восходят к премудрости, а не от премудрости возвращаются к страху, потому что премудрость имеет совершенную любовь. И написано: //совершенна любы вон изгоняет страх// [[new:1in:04:18|(1Ин.4:18)]]. Итак, поелику Пророк вел речь от небесного к земному; то начал от премудрости и снисшел до страха. Но мы, стремящиеся от земного к небесному, перечтем те же ступени снизу вверх, так чтоб иметь возможность от страха дойти до премудрости. Ибо в нашем yме первая степень восхождения есть страх Господень; вторая – благочестие; третья – ведение; четвертая – крепость; пятая – совет; шестая – разум; седьмая – премудрость. Ибо страх Господень в уме. Нo каков этот страх, если с ним нет благочестия? Кто не знает сострадания к ближнему, кто притворно сочувствует его несчастиям: в том нет никакого страха пред очами всемогущего Бога, потому что он не возвышается до благочестия. Но благочестие обыкновенно ошибается часто в неупорядоченном милосердии, если, быть может, щадит то, чего не должно щадит. Ибо грехи, которые могут низвергать в геенские огни, должны быть исправляемы лозою вразумления. Но неупорядоченное благочестие, делая пощаду во времени, влечет к наказанию вечному. Поэтому для того, чтобы благочестие было истинное и упорядоченное, оно должно быть возвышаемо на следующую степень, т.е. ведения, дабы знать, как то, что должно наказать по правосудию, так и то, что надобно простить по милосердию. Но что, если кто знает, что он должен делать, но не имеет силы для этого дела? Поэтому наше ведение должно возрастать до крепости, чтоб оно, видя, что надобно делать, имело возможность делать то крепостью души, дабы не трепетать от страха, и предавшись ужасу не лишиться силы защищать добро, которое оно чувствует. Но часто крепость, если будет не предусмотрительна, и против пороков не осмотрительна, сама по своей опрометчивости попусту падает. Поэтому она должна возвышаться до совета, чтобы предвидя наперед укрепить все, что может она мужественно делать. Но совета быть не может, если нет разума. Потому что, кто не разумеет зла, которое тяготит действующего, тот как может укрепить добро, которому помогает? Итак от совета мы должны восходить к разуму. Но что, если разум, хотя и будет бодрствовать с великою тонкостию, и не будет знать умеренности чрез благовременность? Поэтому от разума надобно восходит к премудрости, дабы премудрость благовременно располагала тем, что верно отыскал разум. – Итак, поелику мы чрез страх возбуждаемся к благочестию, чрез благочестие ведемся к ведению, чрез ведение получаем силу в крепости, чрез крепость стремимся к совету, чрез совет достигаем разума, чрез разум доходим до зрелой премудрости: то семью ступенями восходим к воротам, чрез которые открывается нам вход в жизнь духовную.    Но хорошо говорится, что притвор был пред ними; потому что, кто прежде не будет иметь смирения, тот не взойдет на эти ступени даров духовных, как написано: на кого воззрю: //токмо на кроткаго и молчаливаго, трепещущаго словес Моих// [[old:is:66:02|(Ис.66:2)]]. Об этом чрез Псалмопевца говорится: //восхождения в сердце своем положи во юдоль плачевную// [[old:ps:083:06|(Пс.83:6)]]. Потому что юдоль есть место униженное, и каждый грешник, смиренно в слезах сокрушаяся сердцем, успевает в восхождении к добродетелям. Он (Псалмопевец) еще говорит: //посылаяй источники в дебрех// [[old:ps:103:10|(Пс.103:10)]]; потому что всемогущий Бог смиренным сообщает дары духовной благодати. Под притвором можно еще разуметь веру. Потому что она пред степенями и воротами, так как мы прежде приходим к вере, чтобы после чрез ступени даров духовных войти во врата небесной жизни. Ибо не чрез добродетели приходят к вере, но чрез веру достигают добродетелей. Корнилий сотник, коего милостыни прежде крещения, по свидетельству Ангела, похвалены, не делами дошел до веры, но верою достиг дел ([[new:act:10:01|Деян.10:1]] и далее). Ибо и ему чрез Ангела говорится: //молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога// [[new:act:10:04|(ст. 4)]]. Если он не веровал истинному Богу и прежде крещения, то кому он молился? Или каким образом выслушивал его всемогущий Бог, если он не просил у Него усовершенствования себя в добре? Итак он знал Создателя всего Бога, но не знал, что воплотился всемогущий Сын Его. Ибо он не мог делать добра, если бы прежде не веровал. Так как написано: //без веры не возможно угодити Богу// [[new:evr:11:06|(Евр.11:6)]]. Итак имел веру тот, коего молитвы и милостыни могли быть угодными Богу. Но добрыми делами заслужил то, чтобы совершенно познать Бога, и веровать таинству воплощения Его, поколику достиг таинства крещения. Итак чрез верy дошел он до дел, а чрез дела утвержден в вере. Итак притвор пред ступенями; потому что кто прежде уверовал, тот после по ступеням добродетелей восходит к отверстию ворот. Далее следует: //и врата притвора внутренняго против ворот северных и восточных// [[old:iez:40:23|(Иез.40:23)]]. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// См. также Толкование на [[old:iez:40:20#svt_grigorij_dvoeslov|Иез. 40:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **И окна их, и выступы их, и пальмы их - той же меры, как у ворот, обращенных лицом к востоку; и входят к ним семью ступенями, и перед ними выступы** См. Толкование на [[old:iez:40:20#lopuxin_ap|Иез. 40:20]] [<10>]