[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:35 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 35-37 **Потом привел меня к северным воротам, и намерил в них ту же меру. Боковые комнаты при них, столбы их и притворы их, и окна в них были кругом; всего в длину пятьдесят локтей, и в ширину двадцать пять локтей. Притворы у них были на внешний двор, и пальмы на столбах их с той и с другой стороны; подъем к ним - в восемь ступеней** То же самое, что сказано о воротах южных и восточных, теми же словами повторяется и о воротах северных. Ибо присовокупляется: **и ввел меня во врата северныя, и измерил по мерам прежним, чертог их, и фронтон их, и предвериe их, и окна их вокруг, в долготу пятьдесят локтей, и в широту двадцать пять локтей. И предверии их было обращено ко внешнему двору, и резныя пальмы их отсюда и оттуда, и в восемь ступеней восход их**. Итак мы обширно сказали выше (бесед. [[old:iez:40:17#svt_grigorij_dvoeslov|Иез.40:17-26]] прим. ред.), что означается внутренним притвором, что чертогом, что фронтонами, что преддверием, что окнами, что долготою и широтою, что резьбою пальм, и нет надобности опять повторять одно и то же, но займемся только тем, чего еще не было сказано. Поэтому теперь нам надобно спросить, что значат те трое внутренних ворот, или, что значит, что преддверия этих самых ворот измеряются в долготу двадцатью пятью локтями, а в широту пятью локтями; или, почему вход к ним устроен не в семь ступеней, как было сказано о воротах внешних, но в восемь. Ибо тех ворот внутреннего притвора, о которых сказано выше, у этих трех внутренних ворот нет, потому что о тех говорится, что они обращены к воротам востока и севера, а об этих отдельно упоминается, что они устроены внутрь к югу, или востоку и северу. Поэтому теми верно означается вход внутренний, потому что, как уже прежде сказано, они отверзаются, или для Иудеев и язычников, или начинающих и преуспевающих в добре, или для падающих, но после падения восстающих чрез покаяние. Но теперь, после того как описаны отдельные вороты на востоке, севере и юге, почему опять описываются отдельные ворота внутреннего притвора на юге и востоке и севере? При споспешествовании Господнем нужно с особенным вниманием наследовать сосуд толикой глубины. Ибо, если мы под именем ворот будем разуметь святых проповедников; то нам надобно знать, что едина Церковь у проповедников Ветхого и Нового Завета. А ворота имеют семь или восемь ступеней потому, что они согласно проповедуют семиобразную благодать Святаго Духа, восьмою же ступенью возвещают награду вечного воздаяния. Поэтому написано: //даждь часть седмим и осмим// [[old:ekl:11:02|(Еккл.11:2)]]. Итак что мы можем назвать внешними воротами, если не древних отцов, которые заповедями закона умели наблюдать более за делами народа, нежели за сердцами? дабы внутренние ворота принять за проповедников Святой Церкви, которые духовными увещаниями охраняют сердца учеников своих, дабы они даже в помыслах не услаждались тем злом, которого не делают. Ибо говорится, что чрез те восходили на семь ступеней, потому что и в исполнении закона был день седьмой, и в Новом Завете есть день восьмой по таинству; он именно называется днем Господним, который есть третий от страдания, но восьмой от создания, потому что следует за седьмым. Но если мы разумеем, что именем ворот означаются только святые Апостолы, которые именно первые для нас проповедники святой Церкви, и научили нас крепко держаться веры, надежды и любви: то и они для нас в отношении к этим добродетелям суть ворота, потому что чрез эти самые добродетели ведут нас к внутреннему разумению премудрости. Но как же могут быть внешними воротами те, которые мы принимаем за внутренние? И как могут быть внутренними воротами те, которые мы принимаем за внешние? В этом деле с пользою можно думать, что они для нас и внешние ворота, и вместе внутренние. Когда они в самом начале проповедуют нам не высокое и таинственное, но только то, что особенно понятно: тогда они внешние ворота. Но когда они говорят усовершившимся глубокое и таинственное, тогда они ворота внутренние. Посмотрим, как отворяются ворота внешние: //я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я кормил вас молоком, а не пищею// [[new:1kor:03:01|(1Кор.3:1-2)]]. Посмотрим, как отверзаются ворота внутренние: //мудрость проповедуем мы между совершенными// [[new:1kor:02:06|(1Кор.2:6)]]. Посмотрим, одни ли и те же самые ворота суть внутренние и внешние: //мудрым же и неразумным должен есмь// [[new:rim:01:14|(Рим.1:14)]]. И еще: //если мы выходим из границ, то для Бога; если же скромны, то для вас// [[new:2kor:05:13|(2Кор.5:13)]]. Созерцая и беседуя с мудрыми, он выходит из границ и служит воротами внутренними; а тем, что в проповеди тщательно приноровляется к неразумным, и не открывает того, какою заботливостью духа наполняется в уме, когда проповедует, показывает, что он служит воротами внешними. Итак для нас и внешние и внутренние ворота суть те, которые наставляют нас и при первом входе веры, надежды и любви, и чрез высшее разумение вводят нас во внутреннее, когда нам усовершившимся уже проповедуют о таинствах царства небесного. Поэтому и восход к ним сперва описывается с семью ступенями, а после с восемью. Ибо восьмою ступенью означаются таинства той жизни, которую в тайнах ее разумеют те совершенные, которые вполне презирают настоящую жизнь, развивающуюся семидневным кругом, которые питаются внутренним созерцанием. Итак ворота духовного здания имеют семь ступеней, потому что проповедуют своим слушателям страх Господень, благочестие и ведение, мужество и совет, разум и премудрость. Но когда oни заповедуют уже все оставить, когда увещевают ничего не любить в этом мире, ни к чему не пристращаться, когда убеждают напрягать внимание к созерцанию небесного отечества, и услаждаться его таинствами: тогда присовокупляют еще ступень, и переводят во внутренность. Эта ступень, по учению Истины, показана одному, который после перечня заповедей закона отвечал: //вся сия сохранил от юности моея// [[new:mf:19:20|(Мф.19:20)]]. Ибо он стоял уже как бы на седьмой ступени, когда говорил, что он с юности своей все исполнил. Но ему тотчас говорится: //еще единаго не докончал: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене// ([[new:lk:18:22|Лк.18:22]], сн. [[new:mf:19:21|Мф.19:21]]). Хотя он в этих словах увидел восьмую ступень, но переступить на нее не захотел, потому что отошел с печалью. Итак, кто презрев земные блага насыщается созерцанием вечности, прозревает радости царства небесного: тот, после семи ступеней, которые прошел страшась и действуя и пpиумножая разумение премудрости, переступит на восьмую ступень восхода внутренних ворот. Восмеричным же числом означается еще и день вечного суда, и воскресение тела. Поэтому и Псалмопевец, пиша о восьмом, начинает страхом суда, говоря: //Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене// [[old:ps:006:02|(Пс.6:2)]]. Ибо ныне время милосердия, а с того суда наступит день гнева. В этот именно день окончится все то время, которое развивается семью днями. А поелику он следует за семью днями, то справедливо называется восьмым. В этот день восстанет из праха и плоть наша для воздаяния от Истины за дела благие, или злые. Поэтому и законом повелевается совершать обрезание в восьмой день. Потому что чрез обрезываемый член нарождается род смертных и умножается число умирающих и рождаемых. Но поелику по воскресении мертвых не будет уже ни распространения плоти, ни смерти, ни рождения, как написано: //в воскреceние ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть// [[new:mf:22:30|(Мф.22:30)]]: то и заповедано было отсекать в восьмый день крайнюю плоть. Ибо разумножение плоти не имеет места там, где воскресшая плоть имеет продолжение вечное. Этого члена чужда была Матерь-Дева, которая без мужеского смешения зачала во чреве Бога, Который своим воскресением первый показал нам славу вечного отечества. //Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает// [[new:rim:06:09|(Рим.6:9)]]. И нам показал пример, чтобы мы веровали тому, что с нашим телом в последний день будет то, что, как нам известно, было с Его телом в день воскресения. Но поелику у нас зашла речь о воскресении тела; то мы с чрезвычайною скорбию и необыкновенною печалью узнаем, что некоторые числятся членами Церкви, и сомневаются в воскресении тела. Но древние отцы несомненно веровали, что оно будет, тогда как еще не имели ни одного примера этого самого воскресения. Следовательно, какого осуждения достойны те, которые уже видели и пример воскресения Господня, и несмотря на то, не надеятся своего воскресения? Держат залог, а веры не имеют. Наполняют Церковь, но, сомневаясь в своем воскресении, стоят с пустою душою. Об этом воскресении чрез блаженного Иова говорится:// вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя: и на земли воскресити кожу мою терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася: яже aз в себе свем, яже очи мои видеша, а не ин// [[old:iov:19:25|(Иов.19:25-27)]]. Поэтому и чрез Псалмопевца говорится: //пред Ним припадут вси низходящии в землю// [[old:ps:021:30|(Пс.21:30)]]. Ибо мертвые нисходят в землю не духом, а телом. Следовательно, пред лицом Господа припадут те, которые низошли в землю, потому что по воскресении придут на суд те, которые теперь согнивают в прахе. Поэтому он еще говорит: //возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя// [[old:ps:062:02|(Пс.62:2)]]. Душа жаждет видения Бога, а плоть чего жаждет, если не воскресения своего? Поэтому он опять говорит: //отимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся// [[old:ps:103:29|(Пс.103:29)]]. И тотчас присовокупляет о воскресении тела: //послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли// (Там же, [[old:ps:103:30|ст. 30]]). Поэтому и еще говорит: //воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея// [[old:ps:131:08|(Пс.131:8)]]. Ибо воскрес Господь в покой свой, когда воскресил тело свое из гроба. После Него воскресает и кивот, потому что воскресает Церковь. Поэтому тем самым Пророком, о котором мы говорим, написано: //кости сухия, слышите слово Господне. Се глаголет Адонаи Господь костем сим: се, Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете// [[old:iez:37:04|(Иез.37:4-6)]]. Поэтому другой Пророк видел, что род человеческий на конце (миpa) воскресает чрез воскресение Господа, и говорит: //изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред Ним// [[old:os:06:03|(Ос.6:3)]]. Поэтому-то Господь, когда говорил о Самом Себе, присовокупил: //не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда// [[new:in:05:28|(Ин.5:28-29)]]. Поэтому Павел говорит: //отонюдуже// (с небес) //и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его// [[new:fil:03:20|(Флп.3:20-21)]]. Поэтому он, еще говорит: //аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним// [[new:1sol:04:14|(1Сол.4:14)]]. Он и еще говорит: //Христос начаток умершим бысть// [[new:1kor:15:20|(1Кор.15:20)]]. Если мы не востанем от сна смертного, то каким образом признаем начатком воскресениe Господне? Вот ветхозаветные и новозаветные отцы единодушно и согласно свидетельствуют о воскресении тела. Вот лично сама Истина прежде научила тому, что после на деле доказала, т.е. воскресение тела; и несмотря на то, слабость некоторых, стоящая в доме веры, не имеет веры. Но обыкновенно удивляются, каким образом может оживотворяться плоть из праха. Пусть же они дивятся высоте неба, громаде земли, безднам вод, – всему, что есть в мире, самым даже Ангелам, сотворенным из ничего. Гораздо менее значит, сотворить что-либо из чего-либо, нежели сотворить все из ничего. Самые элементы, самые виды вещей, проповедуют нам образ воскресения. Ибо солнце ежедневно пред нашими глазами умирает, и ежедневно воскресает. Звезды в утренние часы для нас умирают, а вечером воскресают. Сады в весенние времена мы видим наполненными листьями, цветами и плодами; но в зимнее время они не имеют ни листьев, ни цветов, ни плодов, и остаются как бы засохшими. Но при возврате весеннего солнца, когда от корня поднимаются вверх соки, они опять одеваются своею красотою. Итак почему не надеятся от людей того, что бывает видимо на деревьях? Но часто смотрят на прах гниющего тела с отвращением и говорят: откуда могли бы восстановлены быть кости и мозги, откуда плоть и волосы? Итак спрашивающие об этом пусть смотрят на малые семена великих дерев, и, если могут, отвечают: где скрывается в них такая громадность дерева, такое разнообразие ветвей, такое множество и зеленость листьев, такой вид цветов, такое обилие запаха и благоухания плодов? Имеют ли семена дерев тот запах и вкус, которые после сами дерева дают в плодах своих? Итак, если из семени дерев может быть производимо то, чего нельзя видеть: то почему отчаиваются в прахе человеческого телa, что из него может быть возобновлена такая форма, которая невидима? Но часто предлагают в возражение пустой вопросишко, по которому говорят: тело человека съел волк, волка сожрал лев, лев умерший превратился в прах: когда этот прах воскрешается, то каким образом тело человека отделяется от тела волка и льва? Этим людям что мы должны отвечать другое, если не то, чтоб они прежде размыслили, как они пришли в этот мир, и тогда уразумеют, как они воскреснут? Несомненно, ты, человек, говорящий это, некогда во чреве матери был пеною крови, потому что там ты был маленьким и жиденьким шариком, образовавшимся из семени отца и крови матери. Скажи, пожалуй, если ты знаешь, как эта влага семени отвердела в костях, как в мозгах осталась жидкою, как отвердела в нервах, как возрасла в мускулах, как растянулась в коже, как уразнообразилась в волосах и ногтях, так чтобы волосы были мягче мускулов, а ногти нежнее костей, а грубее мускулов? Итак, если из одного семени происходят столько и толико разнообразные по видам составные части и несмотря на то, в форме остаются соединенными: то что удивительного, если всемогущий Бог во время оного воскресения мертвых может отделить тело человека от тела зверей, так, что один и тот же прах и не воскреснет, – как прах волка и льва, и воскреснет, – как прах человека? Итак смотри, человек, как ты пришел к жизни, и отнюдь не сомневайся, как ты возвратишься к жизни. Почему же ты хочешь постигнуть разумом то, как ты возвратишься, когда не знаешь, как пришел? Предоставь Создателю твоему то, чего не можешь постигнуть о тебе самом. Ибо известно, что ты сотворен из земли, а земля из ничего; значит, и ты сотворен из ничего. Поэтому, чтобы тебе не отчаеваться в воскресении твоего тела, обсуждай благоразумно, что для Бога менее значит восстановить то, что было, нежели сотворить то, чего не было. Но если ты не можешь постигнуть разумом действия воскресения: то обсуди, сколь многого ты не понимаешь, как оно бывает, и однако же не сомневаешься, что оно есть. Скажи, пожалуй, знаешь ли ты круги небесные, страны земные, бездны водные, где они оканчиваются, на чем повешены? Но мы знаем, что сотворенное из ничего висит ни на чем. Но если есть что-либо, что называется ничем, то оно уже не есть ничто. А если ничто есть ничто, то громада мира висит ни на чем, и нет того //где//, с которого бы должно иметь свое начало то, что сотворено. Итак каким образом есть //нигде//, о котором мы знаем, что оно есть. Но быть может, этого для тебя, человек, много; так обратись к тебе самому. Известно, что ты сотворен из духа и грязи, одного невидимого, другой видимой; одной ощутительной, и другого неощутительного. Итак каким образом могли в тебе перемешаться дух и грязь, и из различного могла выйти вещь не различная, так что дух и грязь совокуплены между собою в таком согласии, что когда тело разрушается, тогда и дух изнемогает, и когда дух скорбит, тогда и тело худеет? Но быть может, ты еще не имеешь силы рассматривать себя самого. Разбери, пожалуй, если можешь, каким образом чермное море разделено жезлом [[old:ish:14:21|(Исх.14:21)]], каким образом твердость камня излила воды от ударения жезлом [[old:chis:20:11|(Числ.20:11)]], каким образом процвел сухой жезл Ааронов [[old:chis:17:08|(Числ.17:8)]], каким образом произшедшая от его поколения Дева зачала, каким образом она и в рождении пребыла Девою ([[new:lk:01:27|Лк.1:27]] и далее, [[new:lk:03:23|Лк.3:23]] и далее); каким образом повелением воскрешен четверодневный мертвец, с связанными руками и ногами вышел из гроба, которого (мертвеца воскресшего) Господь после велел разрешить ученикам ([[new:lk:11:44|Ин.11:44]] и далее); каким образом Тот же Искупитель наш, воскресший с истинным телом и костями, взошел к ученикам чрез запертые двери [[new:in:20:26|(Ин.20:26)]]? Вот, ты не можешь и этого исследовать, и однако же веришь. Почему же, размышляя и исследуя, сомневаешься в славе воскресения ты, который без исследования уверовал в столь многие таинства? Впрочем, если ты не веришь воскресению тела, то всему веровал напрасно; потому что на этом зрелище Ангелов ты хотя и кажешься быстро бегущим, но после того, как окончишь бег, отказываешься от получения награды. Поэтому чрез Павла говорится: //тако тецыте, да постигнете// [[new:1kor:09:24|(1Кор.9:24)]]. Он (Павел) еще говорит: //аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы// [[new:1kor:15:19|(1Кор.15:19)]]. Непостижимые тайны Божественной силы не разумом должны быть исследуемы, но верою с благоговением должны быть принимаемы. Итак нам надобно знать, что то не может уже быть дивным, что может быть постижимо разумом человеческим, но в чудесах одна только и есть причина (дивного) – могущество Творящего. – Вот мы, заговорившись о воскресении тела, несколько уклонились от порядка изъяснения. Итак возвратимся к тому, что начали. Внутренние ворота имеют преддверия, которые имеют меру двадцать пять лакоть в долготу. Ибо, если мы восемь помножим на три, получим двадцать четыре. К этому (числу) присовокупляется единица для того, чтобы выходило двадцать пять. Ибо добрые слушатели, которые служат как бы некоторыми преддвериями ворот, имеют терпеливость вечной надежды, поддерживают восьмой день верою в троицу. Поелику эта Троица един есть Бог: то они хотя и помножают восемь на три, однако же крепко стоят в исповедании единого Бога. Преддверия ровны, потому что сердца добрых слушателей смиренны. Они имеют долготу, потому что постоянно пребывают в терпеливости надежды. Долгота их имеет меру в двадцать пять локтей: потому что они веруют воскрешению чрез Троицу тела в восьмой день, и исповедуют, что эта же самая Святая Троица есть един Бог. Они имеют еще пять локтей в широту, потому что простотою жизни, которая руководится пятью чувствами, расширяют любовь к ближнему около себя. И надобно заметить, что после того, как другое было выше сказано о преддвериях ворот, преддверие, имеющее пять локтей в широту, называется обращенным к внешней стороне, именно потому что есть слушатели, которые, преуспевая более и более в добродетелях, проникают в уразумение внутренней жизни, и есть некоторые простяки, которые хотя хорошо живут, но по телесным чувствам. Поэтому они и называются обращенными ко внешней стороне. Ибо они как бы вовне смотрят, потому что хотя хорошо живут, но по телесным чувствам. Впрочем и обращенные ко внешней стороне внутри суть; потому что они, хотя и не умеют разумением стать выше чувств телесных, однако ж смиренно блюдут веру и любовь. Следовательно, они и внутри духовного здания любовию, и как бы обращены к внешней стороне простотою. Чрез преддверие, обращенное к внешней стороне, может быть означаема вера начинающих, а чрез преддверие, обращенное ко внутренней стороне, вера совершенных, которые чрез нее уже славятся знамениями и чудесами. Чрез преддверие же внутреннее могут быть еще означаемы высшие заповеди, а чрез преддверие, обращенное ко внешней стороне, заповеди низшие. Чрез преддверие приходят к ступеням и воротам, потому что чрез проповедуемые заповеди достигают добродетелей и входа небесной благодати. Когда же дается повеление одним, чтоб они в помышлении своем содержали вечное, мудрствовали о небесном; и когда им же говорится, чтоб они проводили жизнь //во псалмах и пениих и песнех духовных// [[new:kol:03:16|(Кол.3:16)]]: тогда открывается им как бы внутреннее преддверие, которое имеет меру в пятьдесят локтей долготы, и в двадцать пять широты. Об этих числах мы теперь умолчим, потому что впереди мы уже сказали о них многое. Но когда другим дается заповедь: //муж отдавай жене должное: подобно и жена мужу// [[new:1kor:07:03|(1Кор.7:3)]]; тогда означается как бы внешнее преддверие. Оно хотя и обращено ко внешней стороне, однако же внутри; потому что хотя грубый слушатель и делает то, что свойственно плоти, однако ж он не исключен из числа добрых. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Потом привел меня к северным воротам, и намерил в них ту же меру** Так как это уже 3-и ворота (на внутр. двор), то выражение короче, чем в 32 и след. ст. о восточных воротах. [<10>]