[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:38 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Была также комната, со входом в нее, у столбов ворот: там омывают жертвы всесожжения** Еще воротами восточными может быть означаем Господь, южными – Иудея, а северными – обратившееся язычество. Мы называем вратами Господа потому, что чрез Него входим к Нему. Воротами же не неприлично называем Иудею и язычество; потому что знаем, что вход в небесное здание открыт прежде Евреям, а после отцам, пришедшим из язычества. Но в этом случае раздается вопрос: почему в предыдущем повествовании Пророка прежде описаны ворота восточные, затем северные, и наконец южные? А когда он стал повествовать о тех же самых воротах со внутреннего притвора; то прежде описал ворота южные, потом восточные, и в третьих северные. Почему он не держался одного и того же порядка, который принял, но изменил его в описании ворот, так что прежде говорил о воротах восточных, северных и южных, а после – о южных, восточных и северных? Но если именем севера означается язычество: то всем внимательным читателям известно, что язычество было прежде Синагоги. Ибо сам Евер, от которого Евреи получили свое название, избран из язычников [[old:gen:10:20|(Быт.10:20-21)]]. Следовательно, можно говорить о восточных воротах прежде ворот северных и южных; потому что Господь, Который есть прежде всех веков, по Божеству своему рожден прежде язычества и Иудеи. Но в последующем повествовании можно говорить о воротах южных, восточных и северных; потому что Искупитель наш по естеству человеческому благоизволил родиться среди Иудеи и язычества, так как Он пришел в конце Синагоги, и пред началом той Церкви, которую собрал из язычников. Итак в первом описании пусть восточные ворота остаются впереди ворот северных и южных, а во втором восточные ворота называются между воротами южными и северными; потому что и по Божеству предшествовал всему, и по человечеству явился среди всего, Тот, Кто соделался концом падавшей Иудеи, и началом последующего за нею язычества. Итак, поелику мы, сколько по милости Божией могли, рассмотрели то, чего еще не было сказано, а то, что часто было повторяемо, пробежали: то теперь перейдем к тому, что следует уже по порядку, так чтоб и в этом ничего не повторять из того, что сказано – **И чрез каждую сокровищницу дверь на фронтоны ворот**. Выше мы сказали (бесед. [[old:iez:40:17|Иез.40:17]] - прим. ред., и далее), что сокровищницами служат сердца учителей, которые хранят богатства ведения. А фронтоны ворот суть слова и дела проповедников, по которым мы совне познаем, как они внутренно живут лично сами. Чрез каждую сокровищницу есть дверь на фронтоны ворот; потому что каждый учитель открывает в сердце слушателя разумение слов и дел отеческих. Ибо когда мы разъясняем проповедь Апостола Петра, когда обсуживаем слова Павла, когда изъясняем Евангелие Иоанна, и словами их привлекаем своих слушателей к внутреннему разумению: тогда что другое мы делаем, если не отверзаем дверь на фронтоны ворот? Итак, пусть говорится: **чрез каждую сокровищницу дверь на фронтоны ворот**; потому что, если учитель не подтверждает словами Апостолов того, что говорит; то он не имеет двери на фронтоны ворот. А если он не имеет этой двери, то уже не может называться сокровищницею духовного здания; потому что, если он не открывает смысла, то не учитель. А когда добрые слушатели чрез уста учащих познают слова и дела Апостолов: тогда они молча укоряют сами себя пред самими собою за свои преступления, и слезами омывают все то, что припомнили за собою худого. Поэтому и здесь о двери на фронтонах ворот присовокупляется: **там омывали всесожжение**. Ибо те, которые в святом обращении чрез веру посвятили себя Господу, соделались всесожжением для Господа. Но поелику они еще много терпят в себе от поврежденной своей плоти, потому что в них чистота сердца оскверняется еще нечистыми помыслами: то они ежедневно возвращаются к слезам, удручают себя непрестаемым плачем. Ибо они обсуживают слова и дела святых отцов, и когда признают себя недостойными, тогда омывают всесожжение в двери ворот. Ибо вот кто-либо по страху всемогущего Господа дал обет быть терпеливым, никому не платить поношением за поношение, все переносить равнодушно; и несмотря на то, когда его неожиданно поразит из уст ближнего нанесенное поношение, тогда он в смущении говорит, быть может, нечто такое, чего не должен был говорить. Без сомнения он уже есть всесожжение, но еще не омытое. Быть может, он показал терпение против нанесенных оскорблений, промолчал; но несмотря на то, он скорбел о тех поношениях, которые переносит, и душа его получает язву в любви. Ибо истинное терпение ecть то, которое даже любит того, от кого терпит. Ибо терпеть, и ненавидеть, не значит иметь добродетель кротости, но прикрывать злобу. Итак он часто в своем помысле осуждает себя, укоряет самого себя за то, что скорбит; но несмотря на то, не может преодолеть себя, чтобы не скорбеть. Следовательно, он по доброму обещанию есть всесожжение, но по скорби, обымающей его, еще не омытое. Другой решился раздать все свое имение нищим, не оставлять ничего для самого себя, предать жизнь свою единому вышнему правлению: но быть может, в то время, когда он раздает свое имение бедным, приходит на ум его помысел, который говорит: чем ты будешь жить, если все раздашь? Впрочем он не перестает раздавать, но что прежде раздавал с радостью, то после раздает с прискорбием. Что значит душа его, если не всесожжение милосердия, однако же оскверненное скорбию помысла? Он или совсем не должен был на это решатся, или после решимости отнюдь не сомневаться. Третий, презрев гордость мира, решился убегать почестей и достоинств века сего, пожелал иметь последнее место среди людей, чтобы тем быть выше в непрестающей славе, чем ниже казался в преходящей жизни. Может быть, он, когда нечаянно узнает, что его презирает ближний, оскорбляется, почему его презирают. Хотя ему и хочется быть на низком месте, но не хочется казаться презренным. Обет уже возвышает его, но слабость тянет еще книзу. Поэтому он по обету есть уже всесожжение, но по слабости еще не очищенное. Итак те, которые произнесли самые лучшие обеты, имеют еще некоторую виновность в своей слабости, когда по словам учителей уразумевают изречения отцов, познают, как они виновны, и предаются слезам покаяния, омывают всесожжение в двери ворот. Но надобно знать, что есть различие между жертвоприношением и всесожжением; потому что всякое всесожжение есть жертвоприношение, но не всякое жертвоприношение есть всесожжение. Ибо в жертвоприношении обыкновенно была приносима часть животного, а во всесожжении – все животное. Поэтому всесожжение на Латинском языке называется все сожженное (на Русском языке так же). Итак мы должны размыслить о том, что значит жертвоприношение, и что всесожжение. Ибо когда кто-либо из своей собственности часть жертвует Богу, а часть не жертвует, то это значит жертвоприношение. Но когда он пожертвует Богу все, что имеет, все, чем живет, все, о чем мудрствует, тогда это значит всесожжение. Ибо есть люди, которые еще пристрастны к миpy сему, и однако же вспомоществуют бедным из своих имуществ, готовы на защиту притесненных. Добрыми своими делами они совершают жертвоприношение; потому что и Богу приносят нечто в жертву от трудов своих, и для себя нечто оставляют. И есть другие, которые для себя ничего не оставляют, но смысл, язык, жизнь и сущность, которую получили, приносят в жертву всемогущему Господу. Что ж они приносят, если не всесожжение; или вернее, сами делаются всесожжением? Ибо Израильский народ первую жертву принес в Египте, а вторую в пустыни [[old:ish:12:13|(Исх.12-13)]]. Итак, кто еще имеет пристрастие к миру, но уже делает что-либо доброе, тот приносит жертву Богу в Египте. А кто оставляет настоящий мир, и делает добро, которое может, тот, как бы оставив уже Египет, совершает жертвоприношение в пустыне; потому что, устранив от себя шум плотских пожеланий, он в спокойствии души своей и в уединении жертвует Богу то, что делает. Итак хотя, как сказано, и всесожжение есть жертвоприношение, однако же всесожжение важнее жертвоприношения; потому что душа, нестесняемая наслаждением мирa сего, все, что имеет, сожигает на алтарь всемогущего Бога. Но нам надобно знать, что есть люди, которые оставляя мир, хотя приносят в жертву все, что имеют, но мало пекутся о добрых делах, которые совершают; и хотя творимое ими добро есть всесожжение, но так как они не умеют плакать и осуждать самих себя, и не разжигают себя любовию к слезам, то их всесожжение несовершенно. Поэтому чрез Псалмопевца говорится: //помянет// (Господь) //всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди// [[old:ps:019:04|(Пс.19:4)]]. Потому что всесожжение сухое есть то доброе дело, которого не обливают молитвенные слезы. А всесожжение тучно бывает тогда, когда совершаемое доброе дело от смиренного сердца поливается слезами. Поэтому еще говорится: //всесожжения тучна вознесу Тебя// [[old:ps:065:15|(Пс.65:15)]]. Ибо кто делает доброе дело, но не умеет по любви ко всемогущему Богу и усердно к Нему плакать: тот имеет всесожжение, но тука на всесожжении не имеет. Но кто творит добрые дела, и сильно стремится уже к видению Создателя своего, спешит к достижению радостей вечного созерцания, и по любви, которою пламенеет, закалает самого себя в слезах, тот приносит Господу всесожжения тучные. Итак нам надобно стараться и о том, чтобы решительно отстать от злых дел, и о том, чтобы творить добрые дела, которые можем, но и в самых добрых делах, которые творим, проникаться любовью вечного света. Ибо эта самая любовь света разгоняет мрак сердца, так что мы яснее можем видеть, не примешивается ли что-либо нечистое к тем добрым делам, которые мы делаем. Потому что нам надобно обсуживать свое дело, каково оно, какое помышление в деле, какое намерение в помышлении. И когда заметим, что к нашему доброму делу примешалось нечто злое, или нечистое самоуслаждение: тогда возвратимся к слезам, станем измывать всесожжение. Но есть люди, которые посвятили самих себя на великие подвиги для Господа, и достигают такого совершенства, что не уклоняются от них никогда и ни при какой трудности, так как в рассуждении чистоты плоть никак не может низвергнуть души в наслаждение нечистым помыслом. Ибо хотя иногда она и побуждает ее чрез нашептывание, но восставать ей не дозволяется, потому что ее попирают силою рассудка. И в рассуждении терпения, ни беспорядочное слово не выйдет из уст, ни тайная скорбь не стеснит души, так что в раздаянии милостыни никакое подозрение обеднения не порождает печали, и в рассуждении смирения никакое презрение не тревожит души. Но когда они уже крепко установились в том, чему правильно посвятили себя: тогда они приводят на память прежде грехи, которые учинены до доброй решимости, и плачут от воспоминания того, что беззаконно ими содеяно. Итак они по той жизни, которую проводят, суть всесожжение, но по той жизни, которую вели прежде, нечистое. Поэтому они измывают всесожжения во входе ворот, потому что в разумении, которое получили из отеческих изречений, они наказывают себя ежедневным плачем, и слезами омывают ту жизнь, которую некогда зачернили нечестивыми делами. Итак между тем и мы обратим взоры ума на жизнь протекшую, вспомним, кто мы были, когда следовали по желаниям миpa сего. И если мы уже всем сердцем служим Господу, то будем оплакивать то, что припомним за собою греховного, в слезах будем измывать всесожжение. Вот мы обещали всемогущему Богу свою чистоту; но если нечистые помыслы оскверняют еще душу, то возвратимся к слезам, будем измывать всесожжение. Вот мы решились иметь терпениe. Но если еще возмущает нас гнев, если затаенная скорбь мучит душу; то возвратимся к слезам, будем измывать веесожжение. Вот, мы уже умеем раздавать имение, и занимать смиренное место в этом мире; но если еще какое-либо опасение обеднения тяготит душу, если презрение ближнего приводит нас в некоторое смятение, то возвратимся к слезам, будем измывать всесожжение. Ибо у нашего Создателя обширно лоно милосердия для принятия слез людей смиренных. Где приняты слезы бесчисленных людей, там найдут свое место и наши слезы. Помыслим, что говорится чрез другого Пророка: //и будет немощный в них в той день яко Давид, а дом Давидов яко дом Божий, якоже Ангел Господень пред ними// [[old:zah:12:08|(Зах.12:8)]]. Этот день есть день милосердия, который обещан нам с пришествия нашего Искупителя. Итак немощный будет яко Давид, потому что грешник обратится к покаянию; а дом Давидов яко дом Божий, потому что всякий обратившийся соделывается жилищем своего Создателя, так что он яко же Ангел пред ними, потому что он и другим будет возвещать о том милосердии, которое опытно дознал на себе. Поэтому несколько ниже и еще там же говорится: //в день тот будет источник дома Давидова открытым для живущих в Иерусалиме, в омовение грешника, и женщины с месячным кровотечением// [[old:zah:13:01|(Зах.13:1)]]. Потому что скрытый источник есть Единородный (Сын) Отчий, – невидимый Бог. А источник открытый есть тот же Бог воплощенный. Этот открытый источник справедливо называется принадлежащим к дому Давидову, потому что Искупитель наш явился к нам из рода Давидова. Но Иерусалим значит видение миpa. В Иерусалиме же живут те, которые устремляют внимание на видение внутреннего мира. А грешник и женщина с месячным кровотечением есть или тот, кто грешит на деле, или душа впадающая в нечистые помыслы. Ибо скверна женщины с месячным кровотечением такова, что она и не прикасается чужой плоти, и оскверняется своею плотью. Так, именно так бывает со всякою душою, которая хотя и не делает преступления, однако же становится нечистою от нечистых помыслов. Поэтому и чрез другого Пророка о душе, занятой нечистыми пожеланиями, под образом Иудеи говорится: //все ищущие ее не отстанут, они найдут ее в месячных ея// [[old:ier:02:24|(Иер.2:24)]]. Потому что злые духи ища не отстают, когда желают нанесть погибель, и не отражаются никакою правильностью доброго размышления. Но они находят душу в месячных ее (очищениях), когда ее, занятую скверными помыслами, удобно влекут к развратному делу. Итак пусть говорится: //в день тот будет источник дома Давидова открытым для живущих в Иерусалиме, в омовение грешника, и женщины с месячным кровотечением// [[old:zah:13:01|(Зах.13:1)]]; потому что для нас уже открыт источник милосердия – Искупитель наш, Который благоволил воплотиться в дому Давидовом, чтоб омывать грешника от скверного делания, и оскверненную душу очищать от нечистых помыслов. Итак источник открыт; потечем со слезами, измыемся в этом источнике благочестия. В этом источник вымылся даже сам Давид, когда возвратился к слезам покаяния после пятен тяжкого преступления. Потому что он отыскивал самый источник, когда говорил: //воздаждь ми радость спасения твоего, и духом владычним утверди мя// [[old:ps:050:14|(Пс.50:14)]]. Ибо Еврейское Иисус по Латыни называется Спасителем (по-русски так же). И что значит, что он (Давид) просит возвратить ему радость Спасителя, если не то, что до преступления он обыкновенно созерцал Его, а в преступлении лишился радости созерцания Его? Поэтому справедливо после покаяния он просил о возвращении ему радости видения Его (Спасителя). В этом источнике милосердия помылась Mapия Магдалина, которая прежде была известная грешница, а после смыла пятна слезами, и вытерла их исправлением нравов ([[new:lk:07:37|Лк.7:37-38]]. и далее). В этом источнике милосердия измылся Петр пред всеми (Апостолами) от своего отречения, потому что горько плакал [[new:mf:26:75|(Мф.26:75)]]. В этом источнике милосердия омылся на кончине своей разбойник, который, укоряя самого себя в смерти, омыт был от виновности своей исповеданием Истины [[new:lk:23:41|(Лк.23:41)]]. Итак почему ленивы мы? Почему остаемся недвижимыми и холодными мы, которые знаем, что в этом источнике благочестия уже омылись столь многие? Ужели будем отчаиваться в измовении своем мы, которые имеем в залоге столько примеров милосердия? И ужели перестанем просить помилования, и со слезами иметь упование мы, которые получили в залог своей надежды очищение столь многих (грешников)? Ибо мы должны были бы отыскивать источник милосердия, хотя бы он был закрыт. Теперь он открыт, а мы не радим. Обратим взоры веры на целый мир, и обсудим, сколько грешников омывается слезами в этом источнике милосердия во время дней и ночей, сколько возвращается из тьмы к свету, сколько от зачернения к чистоте. Итак побежим с таковыми из тьмы смерти к воде жизни; обсудим, сколько мы нагрешили, сколько грешим ежедневно, и, чтобы явиться чистыми после преступлений, вымоем всесожжение. Для совершения этого есть благодать нашего Искупителя, Который живет и царствует во веки веков. Аминь. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Была также комната, со входом в нее, у столбов ворот: там омывают жертвы всесожжения** //“Была также комната со входом в нее у столбов ворот”.// Букв.: “и комната и дверь ее в столбах ворот”. Неясно из текста 1) составляла ли эта комната пристройку к воротам или находилась в самом здании ворот; если первой, то надо было указать, с какой стороны ворот была эта пристройка, как то сделано с комнатами 44 ст; посему вероятнее второе. 2) Не указано, в каких столбах, евр. //елим//, была эта комната; в виду того, что столбы притвора (план 1е и f) были небольшой толщины, только 2 локтей, нужно думать, что эта комната находилась в столбах, разделявших боковые комнаты или отделявших крайние из них от притвора; последнее вероятнее; но остается неизвестным, в каком из 2 этих столбов была комната. В виду сходства евр. слова //елим// со словом елам “притвор” не исключена возможность того, что здесь речь не о столбах, а о притворе; тогда понятнее была бы прибавка “дверь ее”: “и дверь в елам”: из притвора была дверь в комнату, потому что в ней омывали жертвы, которые закалались в притворе на особых столах. LXX: //“и преграды// (pastoforia - см. объяснение ст. 17) //и двери их// (qurwma соб. комната с дверью) //и еламы их”.// Такая комната находилась по прямому смыслу у всех трех внутренних ворот (в евр. посл. слово во множественном числе). Поэтому едва ли справедливо помещают эту комнату только в восточных воротах (см. Бер. Креч.) на том основании, что комнаты у ворот сев. и юж. имели другое назначение (ст. 44), что храмовой источник вытекал именно из-под восточных ворот [[old:iez:47:01|(XLVII:1-2)]] и что эти ворота были всегда закрыты, тогда как через сев. и южн. проходил народ. С меньшею еще вероятностью помещают (Геф. Генг. Сurrey) эту комнату только у северных ворот на том основании, что жертва всесожжения, которая омывалась в этой комнате, по закону Моисееву закалалась на северной стороне жертвенника [[old:lev:01:11|(Лев I:11]], [[old:lev:01:13|13)]]. LXX:// “пред врат их вторыми// (если из названных, то - восточными, или же: пред второй дверью ворот, в части их, ведущей во внутренний двор) //сток”,// т. е. для воды указанного далее омовения. - //“Там омывают жертву всесожжения”,// т. е. по [[old:lev:01:09|Лев I:9]] внутренности и ноги ее, - более нечистые части. Замечанием предуказывается на большое значение этой жертвы, о которой будет впоследствии речь. Омовение нужно было для этой лишь жертвы, как святейшей. Для омовения требовалась особая комната, чтобы не осквернять им храма. В Ватик. и др. кодексах нет 2-й половины стиха; всего стиха нет во всех древних переводах за исключением LXX. [<10>]