[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:42 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И четыре стола для приготовления всесожжения были из тесаных камней, длиною в полтора локтя, и шириною в полтора локтя, а вышиною в один локоть; на них кладут орудия для заклания жертвы всесожжения и других жертв** Ибо кого мы принимаем в этом месте за квадратные камни, если не вcеx тех святых, которых жизнь постоянно тверда и в счастии и в несчастии? Квадратный камень равно стоит, на какую бы сторону ни был поставлен. И тот есть квадратный камень, кто в счастии не гордится, в несчастии не унывает, убеждениям к злу не увлекается, и поношениями за добрые дела не обижается. Он стоит как бы на всякой стороне, потому что не падает ни при какой перемене. Известно, что когда Пророк узнал об отпадении Иудейского народа от веры, и предвидел, что в Церкви восстанут святые Апостолы, чрез которых многие из язычников крепко будут утверждены в вере и жизни: то с великим yтешением говорил: //камни попадали, но мы устроим здание из квадратных камней// [[old:is:09:10|(Ис.9:10)]]. Поелику он видел, что в святой Церкви восстанут Апостолы, мученики и учители; то менее сожалел о падении камней, т.е. о погибели Иудеев, потому что предвидел, что здание всемогущего Бога, т.е. Святая Церковь, будет устроено из квадратных камней. Итак четыре стола устрояются из квадратных камней; потому что вера и чистота жизни, терпениe и благорасположенность выданы из жизни святых в пример последующим народам с тем, чтобы притвор имел уже столы, т.е. чтобы народ держался добродетелей жизни, которыми воспламенял бы на алтаре своего сердца жертвоприношение молитвы всемогущему Богу. Ибо что только доброго или сделали, или делают добрые, верующие святой Церкви, народы, они преемственно приняли это в пример из жизни своих проповедников. Откуда мог бы иметь этот притвор столы, если бы не отыскал квадратных камней? Хотите ли, возлюбленнейшие братие, чтобы мы кратко показали вам один из квадратных камней, – веру? //Мне еже жити Христос: и еже умрети, приобретение есть// [[new:fil:01:21|(Флп.1:21)]]. Хотите ли знать о чистоте жизни? – //Имже// (Христом) //мне мир распятся, и аз миру// [[new:gal:06:14|(Гал.6:14)]]. Хотите ли слышать о терпении? – //До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками: укоряеми, благословляем: гоними терпим: хулими, утешаемся// (молим) [[new:1kor:04:11|(1Кор.4:11-13)]]. Хотите ли знать о благорасположенности? //Я с удовольствием буду издерживать свое, и истощать себя самаго за души ваши// ([[new:2kor:12:15|2Кор.12:15]], по русск. переводу). И чтобы мы не подумали, будто он соответствует любви тех, за которых желает истощать себя, тотчас присовокупляет, тем же ученикам говоря: несмотря на то, что при столь сильной любви моей к вам, я менее любим вами (там же). Итак, когда верующим народом познается жизнь святых Проповедников для подражания их добродетелям: тогда действительно в притворе устрояются столы из квадратных камней. Но и Синагога имела духовных отцов в учении и пророчестве, от которых заимствовала пример жизни добродетельной. Но грубый народ ее, служа более по страху, нежели по любви, не хотел подражать жизни отцов, которую видел, и потому внешние ворота, обращенные к северу, не имеют столов для всесожжения. Но поелику мы сказали это в нравственном смысле, то остается еще пересмотреть те же столы в смысле предобразовательном. Ибо ворота наши имеют во внутреннем притворе четыре стола; потому что святая Церковь научена проповедью четырех Евангелистов, учением которых приучила сердце воспламеняться любовью к всемогущему Богу, и приносить Ему в жертву свои помышления, что два из них (столов) отсюда, и два оттуда; потому что два Евангелиста засвидетельствовали о Господе то, что видели, и два изложили в повествовании то, что слышали от старших. Или вернее, четыре стола внутреннего притвора означают то, что мы ясно видим, именно, что святая Церковь для научения верующих народов принимает четыре чина правителей, которые по дару всемогущего Бога перечисляет Павел, говоря: //той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители// ([[new:ef:04:11|Еф.4:11]], сн. [[new:1kor:12:28|1Кор.12:28]]). Но пастырями и учителями он называет один чин правителей, потому что тот истинно пасет стадо Божие, кто учит. И внешние ворота имели четыре стола; потому именно, что Синагога содержала наблюдение за внешним повиновением (закону) чрез начальников, священников, и старейшин народа, чрез книжников и фарисеев. Эти именно фарисеи названы учителями закона. Или же во внешних и внутренних воротах по два стола отсюда, и по два оттуда потому, что в началах своих святая Церковь имела Апостолов и Пророков. Пророками же мы называем не тех, которые были в ветхозаветном народе, но тех, которые явились в святой Церкви послe Апостолов. А в последующее время, которое продолжается доселе, она имеет Евангелистов и учителей. Поелику же Евангелие означает благую весть; то и Евангелистами мы называем тех, которые возвещают грубым народам о благах небесного отечества. Эти именно Евангелисты и учителя, хотя были и в прежнее время, однако же, по милости Господней, пребывают и доселе; потому что мы знаем, что и доселе еще и неверующие народы привлекаются к вере, и все верующие слушают наставления в добрых нравах от учителей. Но Апостолы и Пророки с этого настоящего времени прекратились; и поэтому мы говорим, что эти столы наших ворот, т.е. святой Церкви, были как бы на другой стороне. И ворота, ведущие к северу, имеют два стола отсюда, и два оттуда, тех же, о которых мы сказали, первосвященников и старейшин народа на высшей степени правления, и книжников и фарисеев, начальствовавших над оным грубым народом на низшей степени. Но эти столы подле тех ворот, которые обращены к северу; потому что, когда управляли эти четыре чина народом, тогда Синагога, свирепствуя в преследовании нашего Искупителя, пала в оцепенение вероломства. Впрочем эти столы имели жертвоприношение, которое содержали только к северу; почему и пали в оцепенение холода, так как не были согреты пламенем духа. Но внутренние столы имеют всесожжение; потому что, как в сердцах Апостолов и Пророков, так в душе Евангелистов и учителей, горел и горит огонь духа. Этот огонь, потому что всякое их помышление в добром деле всецело обымает, пламенем любви к Богу, как бы всесожжение, решительно все, что ему попадается, сожигает. Ибо всесожжение приносят те, которые всецело воспламеняются, или в добром деле, или в святом помышлении. Но эти столы устроены из квадратных камней; потому что, когда в сердцах своих ежедневно размышляют о словах Св. Писания, тогда как бы из квадратных камней устрояются (столы) для всесожжения молитвы Господу. Ибо слова Св. Писания суть квадратные камни, потому что везде стоят, так как ни с какой стороны не бывают укоризненны. Во всем, что они повествуют о прошедшем, во всем, что предсказывают в будущем, во всяком проповедании нравственном, во всяком возвещении духовном, они имеют стояние как бы на различных сторонах, потому что не имеют укоризненности. Итак сердца святых суть столы Божии, устроенные из квадратных камней для всесожжения; потому что те, которые всегда содержат в уме слова Божии, мысленно закалают самих себя для плотской жизни ради Господа. Поэтому написано: //закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его// [[old:ps:036:31|(Пс.36:31)]]. И еще говорится: //в сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе// [[old:ps:118:011|(Пс.118:11)]]. Но поелику мы узнали, из чего эти столы устроены, то послушаем еще, какой они меры. – Далее следует: **в долготу локоть един с половиною, и в широту локоть един с половиною, а в высоту локоть един**. Это место некто изъяснил так: столы имеют в долготу и широту по одному локтю с половиною, т.е. квадрат, которые (локти) в сложности составляют три локтя. Эти три локтя в высоту имеют один локоть для того, чтобы таинства Троицы единого локтя, т.е. Божественного величия, соблюдали меру. Этот смысл изъяснения не может быть верен потому, что в той верховной Троице, которая все сотворила, все содержит, нет ничего половинного, и ничто единое не составляется из двух половин. Ибо никакого уменьшения и усечения не имеет то существо, которое, пребывая всегда не изменяемым, не имеет ни утраты, ни приумножения. Мы же часто говорили, что долгота означает долготерпение надежды, широта – объем любви. Итак столы, устроенные для всесожжения, имеют меру в долготу один локоть с половиною; потому что святые отцы и учители, которые простираются в долготерпеливости к тайнам внутренней надежды, тем, что они живут добродетельно, хотя весьма совершенны в oтношении к человеческой мере, но в отношении к Божественным таинствам, которые вполне не могут быть понимаемы человеком, доколе живут в этой смертной плоти, не совершенны. Итак они сами в себе имеют уже локоть, но в отношении к Богу не имеют еще локтя; потому что, хотя они в добродетелях вполне совершенны, но о Боге имеют еще познание только отчасти. Вот опять в мере стола встречается Павел для свидетельства. Ибо он говорит: //все мы совершенные должны так мыслить// ([[new:fil:03:15|Флп.3:15]], по русск. переводу). Посмотрим, совершенно ли он уже достиг уразумения тайн в том, что мыслит о Боге. Я себя //не почитаю достигшим// (Там же, [[new:fil:03:13|ст. 13]], по русск. переводу). Он же еще говорит: //мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же достигнем совершеннаго, тогда то, что отчасти, прекратится// ([[new:1kor:13:09|1Кор.13:9-10]], по русск. переводу). И еще он же говорит: //теперь знаю я отчасти, тогда же познаю, подобно как я познан// (там же, [[new:1kor:13:12|ст. 12]], по русск. переводу). Итак, если он совершен, и знает отчасти; то в отношении к себе имеет локоть, но только половину (локтя) выше себя. Итак пусть сердца святых простираются в совершенстве, которое имеют, на один локоть. Но поелику они не могут еще вполне видеть того, на что устремляют взор надежды; то пусть на половине локтя пресекается то, что они имеют выше одного локтя, так как в этой жизни они всегда должны считать себя не совершенными, и ретивее стремиться к совершенству. И в широту столы имеют один локоть с половиною; потому что сердца святых, будучи расширены в объеме любви к ближнему, которого любят и видят, имеют локоть. Ибо они могут вполне любить тех, которых по чему-либо вполне знают. Но всемогущего Бога они хотя искренно любят, искренно чтут; однако же не могут любить столько, сколько должны, потому что не могут видеть Того, Кого любят; а мера любви менее там, где еще меньшая мера познания. Следовательно, они имеют один локоть с половиною; потому что они имеют уже в душе целым то, что гораздо менее важно, т. е. любовь к ближнему; но то в них, что гораздо важнее, т.е. любовь к Богу, Которого не видят, еще не полно. Об этой любви, которая здесь начинается, чтобы в вечном отечестве достигнуть совершенства от видения Господа, справедливо говорит Исаия: //жив Господь, Коего огнь в Сионе, и пещь его в Иepyсалиме// [[old:is:31:09|(Ис.31:9)]]. Но быть пещью значит более, нежели быть огнем; потому что огнь может быть и малый, но в пещи пламя обширнее. Но Cионом называется созерцание, а Иерусалимом видение мира. Мир же наш мы начинаем видеть здесь, чтобы после там видеть его вполне. Итак любовью к Господу зажигается в Сионе огнь, в Иерусалиме раскаляется пещь; потому что мы горим пламенем любви к Нему до некоторой степени здесь, где видим Его отчасти; но вполне воспламенимся там, где ясно увидим Того, Кого любим. Но высота столов в один локоть. Ибо что значит высота святых, если не вера в невидимое. Верою принимается за верное то, чего не видят, и потому ею душа праведных возводится на высоту для того, чтобы презирать все видимое на земле, и последовать тому, что она слышит о невидимом на небе. Но высота столов имеет один локоть, потому что в сердце всех святых есть единство веры. Единого Бога в Троице исповедали и отцы Ветхого Завета, и проповедники Нового Завета. Поэтому высота столов имеет ни более, ни менее, как один локоть; потому что вера всех отцов согласуется в великом для нее единстве. Но те, которые, будучи уже совершенны в высоких добродетелях долготерпения надежды, имеют один с половиною локоть, а в широту любви имеют меру один локоть с половиною, высоки, и благоговейно должны быть чтимы. Поэтому они должны принимать души юных на лоно своего хранения, и в очах Господа приносить их как бы некое всесожжение и жертвоприношение. Поэтому далее говорится: **на которых (столах) ставят сосуды, в которых приносится всесожжение и жертва** . Ибо что суть души верующих, если не те священные сосуды, которые принимают слова благочестия для того, чтоб от сердец своих принести всесожжение жизни и молитвы? Поэтому-то Павел, когда еще был груб в призывании веры, за то, что принял слова Господа, и был наполнен небесною благодатью, называется сосудом, когда говорится: //сосуд избран ми есть// [[new:act:09:15|(Деян.9:15)]]. Поэтому Пророк увещевает Пастырей и учителей, говоря: //отлучитеся// (очиститеся) //носящие сосуды Господни// [[old:is:52:11|(Ис.52:11)]]. Ибо как бы столовые сосуды Господни носят те, которые учением поддерживают жизнь верующих, чтобы со временем довести ее до всесожжения и жертвы Господу. Но не надобно оставлять без внимания и того, что говорится, что в этих же самых сосудах приносится и всесожжение и жертва. Ибо всесожжение, как и выше мы сказали (в предыдущей беседе), есть жертва, но жертва не всегда есть всесожжение; потому что, когда некая часть приносится в жертву, а некая оставляется, тогда совершается жертвоприношение, но не совершается всесожжения. Но в великом множестве верующих есть одни, которые оставляют все мирское, раздают все свое имущество, не оставляют ничего для самих себя, ревностно стремятся к вечному отечеству, и от полноты сердца в слезах закалают самих себя в жертву (Богу). Они-то суть и те сосуды на столе, в которых приносится жертва всесожжения. И есть другие, которые пекутся о собственном доме, заботятся о детях, и блюдут для них наследство; но, памятуя о вечном суде, оказывают милосердие к бедным, в определенной мере дают им пропитание и одежду. Эти именно те сосуды на столе, в которых приносится жертва, а не всесожжение. Поелику терпение и учение святых увещанием, и поддержкою, убеждением и страхом, настрояют сердца одних к тому, чтоб они оставили все, и всецело пламенели любовью к Господу, а (сердца) других настрояют к тому, чтоб они, не имея возможности оставить все, по крайней мере были милосерды настолько, насколько могут, и с попечением о теле совмещали попечение о душе: то они (святые) носят сосуды стола Господня, устроенного из квадратных камней, в которых приносится всесожжение и жертва; потому что и совершенные, как сказало, оставив все, все сердце воспламеняют любовью к Господу, и несовершенные приносят жертвоприношение, потому что отчасти жертвуют. – Далее следует: //и закраина их// (столов) //в одну пядень, загнутая внутрь кругом// [[old:iez:40:43|(Иез.40:43)]]. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И четыре стола для приготовления всесожжения были из тесаных камней, длиною в полтора локтя, и шириною в полтора локтя, а вышиною в один локоть; на них кладут орудия для заклания жертвы всесожжения и других жертв** Кроме указанных восьми столов, о которых не сказано, из какого материала они были сделаны, было еще 4 каменных (камни издревле считались наиболее подходящим материалом для жертвенника; у язычников был и культ камней) стола, о которых в свою очередь не сказано, где они стояли (у LXX может быть, сказано; см. объяснение ст 41 - конец), может быть, потому что, что это ясно из их предназначения. Это были 1 1/2 л. дл., 1 1/2 л. шир. и 1 л. высоты и служили для хранения орудий заклания жертв; //всесожжение// при родовом своем понятии упомянуто, как наиболее священная жертва. [<10>]