[<10>] ====== Толкования на Иез. 42:13 ====== =====Лопухин А.П.===== **И сказал он мне: "комнаты на север и комнаты на юг, которые перед площадью, суть комнаты священные, в которых священники, приближающиеся к Господу, съедают священнейшие жертвы; там же они кладут священнейшие жертвы, и хлебное приношение, и жертву за грех, и жертву за преступление, ибо это место святое** //Их назначение// Описание священнических комнат (а с ними и всего храма) кончено и теперь нужно сказать о назначении их. Как северные так и (в евр. нет союза) южные комнаты, которые пред лицом гизры (рус. //“площадью”// см. объяснение [[old:iez:41:12|XLI:12;]] LXX: //“противу лицу разстояний”,// diasthmatwn, называя так, должно быть, ту же гизру за то что она являлась пустым местом между храмом и комнатами; мн. ч., так как было две гизры), этого святейшего места двора, потому самому //“суть комнаты священные”,// и назначение их, должно быть, священное. Это назначение двоякое а) в них священники, не все впрочем, а только //“приближающиеся к Богу”// (см. объяснение [[old:iez:40:46|XL:46]]), т. е. //“снове Садуковы”//, как пояснительно добавляют здесь LXX, снедают //“святая святых”// как точно передают LXX еврейское выражение, величайшие святыни, рус. “священнейшие жертвы”; так называются остатки жертв неоднократно в Пятокнижии, напр., [[old:lev:02:03|Лев II:3]], [[old:lev:02:10|10]] и у Иезекииля [[old:iez:44:01|(ХLIV:1)]]; но Вульг.: “которые приближаются к Богу во святом святых”, т. е. через непосредственную близость к святому святых во святилище. Но так как эти святыни можно снедать лишь в печеном или вареном виде, а печение и варение их производится уже в менее священном месте храма [[old:iez:46:19|(XLVI:19)]], то в настоящих комнатах они, эти святыни, кроме того, что съедаются, еще и //кладутся// (евр. //яниху//), т. е. сберегаются для приготовления их к потреблении. Ход описания позволяет думать (Кречм.), что съедаются они в главном корпусе комнат, прилегающем к гизре и более священном, а сберегаются в менее священном, прилегающем к внешнему двору, в котором священники должно быть снимают по ст. 14 богослужебные одежды пред выходом к народу. Что такое “величайшие святыни”, “святая святых”, которые за их святость могут съедаться только в особом святейшем месте храма, этого пророк после точных и общеизвестных указаний на этот предмет Пятикнижия мог бы и не говорить, но он все же дает краткое перечисление этих святынь: это (//ве//. “п” пред этим перечислением, следовательно, имеет пояснительный смысл = т. е.)// “хлебное приношение”,// минха, слав. “жертву”, Вульг. oblationem ([[old:lev:02:01|Лев II:1]] и д и др.), //жертва за грех, хатта, “яже за грехи”// [[old:lev:04:03|(Лев IV:3)]] и жертва за преступление, //вшам, “яже за неведение”// [[old:lev:05:19|(Лев V:19;]] [[old:lev:07:01|VII:1).]] Снедаемые священниками остатки этих жертв считались настолько священными и в законе Моисея, что к ядению их допускалось только мужское потомство священников будущие священники [[old:chis:18:10|(Чис XVIII:10)]]. У пророка Иезекииля святость их возвышается, или, по крайней мере, наглядно изображается, через то, что для съедения их отводится святейшее место храма. Ср. [[old:chis:18:09|Чис XVIII:9.]] От такого святого назначения настоящие комнаты как бы еще более получают святости; отсюда добавка: //“это// (ki. “понеже”) //место святое”.// “Величайшая святыня должна съедаться священными лицами на священном месте” (Берт.). [<10>]