[<10>] ====== Толкования на Иез. 45:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1, 4 **Отлучите начаток Господеви, И освященное святилищу.** Сие говорит пророк Иудеям, возвращающимся из Вавилона, и строителям, которые будут воссозидать Иерусалим, повелевает отделить в нем одно место для священников и храма, другое для левитов, третье для народа и четвертое для князя. =====Лопухин А.П.===== В [[old:iez:45:start|XLV]] и [[old:iez:46:start|XLVI]] главах, прежде чем перейти к закону [[old:iez:47:start|XLVII]] и [[old:iez:48:start|XLVIII]] гл. о распределении между коленами нового Израиля новой обетованной земли, указывается, что из этой земли, как самой по себе, так и из продуктов ее, должно отойти Господу - в форме: а) священного и княжеского участков земли; б) дани князю для его жертв Господу и дани от народа непосредственно Господу: жертв различного рода. В [[old:iez:45:01|1-8 ст.]] XLV гл. указывается мера священного участка с окружающими его 3 участками; данные этого отдела раздольнее и подробнее представлены в [[old:iez:48:08|XLVIII:8-17.]] Священный участок с прилегающими к нему участками, с севера левитскими и с юга городским, образует квадратное пространство в 25 000 х 25 000 локтей, занимающее почти самую середину новой обетованной земли (немного к югу от середины). Самая священная часть этого участка, имеющая быть владением священников, с храмом посередине, при общей с другими двумя участками длине в 25 000 локтей имеет ширину в 10 000 локтей; лежащий к северу от священнического участка левитский участок такой же ширины; городской участок к югу 5000 локтей ширины. С востока и с запада ко всему священному участку (в 25 т. л. ширины) примыкает княжеский участок (см. чертеж на с. 538), обнимая с двух сторон священный и простираясь прямоугольным четырехугольником вместе с ним на всю ширину обетованной земли (от Иордана до моря). Такое расположение священного участка имеет в виду указать: а) на то, что храм должен быть центром земли (в пользу исторической действительности сделана однако уступка в том, что храм лежит не в самой середине колен, как увидим в [[old:iez:48:start|XLVIII]] гл.) и б) что он должен быть огражден от всякого соприкосновения со всем не освященным (с этою целью между ним и городом назначается незастроенное пространство). **Когда будете по жребию делить землю на уделы, тогда отделите священный участок Господу в двадцать пять тысяч тростей длины и десять тысяч ширины; да будет свято это место во всем объеме своем, кругом** //Участки священников, левитов, города и князя// Как от плодов земли должно быть посвящаемы начатки Богу [[old:iez:44:30|(XLIV:30)]], так и от самой земли. //“По жребию”// делится земля только между родами и семействами [[old:iez:47:22|(XLVII:22)]], а коленам назначаются пророком участки [[old:iez:48:start|(XLVIII гл.)]]; не так [[old:nav:13:start|Нав XIII]] и д. - Из земли должно быть отделено Господу терума (греч. aparch, слав. //“начаток”//, рус. //“участок”//) - дар [[old:vtor:12:11|(Втор XII:11;]] [[old:ish:25:02|Исх XXV:2;]] ср. [[old:pr:29:04|Притч XXIX:4)]], который будет поэтому святынею, //кодеш// (слав. //“свято”//, рус.// “священный”//), земли. Это святое место земли, окружающее храм //(“кругом”)//, должно представлять из себя 25 000 х 10 000 не указанной меры, может быть, локтей (“тростей” - [[old:iez:40:05|XL:5]] не соответствовало бы ширине всей обетованной земли); возможно, что отсутствие единицы измерения хочет возвести мысль к небесным, неизмеримым величинам. Из ст. 4 видно, что эта часть земли составит участок священников, особенно священный как прилегающий к храму. LXX в большинстве рукописей увеличивают ширину участка до 20 000, включая в него таким образом и левитский участок (ст. 5). [<10>]