[<10>] ====== Толкования на Иез. 47:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И над реку взыдет, на брезе ея оба полы, всяко древо ядомое, и будет плод их в снедь, и прозябение их во здравие** **"И плоды на них не будут истощаться"**. Когда проповедуется Христос, вно­сится светильник. Обыкновенно и пророки возжигают светильник Хри­сту, как говорит, например Давид: //"приготовил Я светильник помазанному Моему"// [[old:ps:131:17|(Пс.131:17)]]. Чувственный светильник отвлек наше внимание. Но ты обрати светильник на то, о чем сейчас говорится: **"на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону, и плоды на них не будут истощаться"**. Не старых деревьев был плод, а новых. Новые, говорит, деревья, новые плоды. //"Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового"// [[new:kol:03:09|(Кол.3:9,10)]]. **//Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И над реку взыдет, на брезе ея оба полы, всяко древо ядомое, и будет плод их в снедь, и прозябение их во здравие** Сие говорит Пророк о совершенных в деле и слове, которые приносят жертвы, десятины и дары свои, в новомесячия и праздники свои, и которые держатся и связуются Божиею силою. На древах сих в начале каждого месяца будут новые плоды, ибо воды, которые пьют они, от святилища исходят, и будет плод их в снедь и прозябение их во здравие. Сим означаются животворные и спасительные законы. И те, которые омываются в сих водах, то есть, не отступают от закона, уподобятся высоким деревам, растущим на берегах потока, //и будут, яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой дает// [[old:ps:001:03|(Пс.1:3)]]. Примечательно, что Бог шестьдесят два раза называет Иезекииля: **сыне человечь**, и пятнадцать раз дом Израилев именует **преогорчевающим**. =====Лопухин А.П.===== **У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание** Дерево на берегу реки - принятый в Библии образ праведника [[old:ps:001:03|Пс I:3;]] [[old:ier:17:08|Иер XVII:8.]] По св. Амвросию (в толк. на [[new:otkr:22:start|Откр XXII]]), плоды означают добрые дела, а целительные листья - слово проповеди. Палестинская сикомора подходит к этому описанию своим неоднократным плодоношением в году и могла предносится здесь уму пророка. Целебные растения, конечно, известны были ранее основания медицины как науки; см. [[old:prsir:38:01|Сир XXXVIII:1-8]], по которому “от Вышнего врачевание”; ср. [[new:otkr:22:02|Откр XXII:2]]. Врачевание, евр. ap. leg. LXX: eiV 'ugieian, «во здравие», но в Откр eiV qerapeian; ср. _Быт II:9: Древо жизни; Odys. Vll, 114: сады Алкиноя. [<10>]