[<10>] ====== Толкования на Иоиля 1:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **Земледелатели плачите о селах ради пшеницы и ячменя, яко погибе объимание от нивы: виноград изсше, и смоквы умалишися, шипки и финикс, и яблонь, и вся древа польская изсхоша, яко посрамиша радость сынове человечи** Поистине горем, скорбью и плачем для земледельцев служит гибель всего в полях и полная невозможность собрать с них что-либо, иногда после продолжительных трудов, а также видеть лучшие деревья в садах сухими, погубленными, виноградники вместе с посевами и даже дикорастущий лес истребляемым наравне с садами, ибо, говорит, **«вся древа польская изсхоша, яко посрамиша радость сынове человечи»**, то есть: живущие на земле сделали временем посрамления, укоризны, обличений, наказания и суда то время, в которое естественно было широко пользоваться благоденствием, собирая жатву с полей, наполнять пшеницей склады (житницы), напевать собирателям винограда подточильные песни и тешиться стадами овец, когда под ними расстилается самая густая и роскошная трава. Опять-таки и здесь, по-видимому, речь прикровенно именует земледельцами тогдашних правителей иудейских дел, которым, как сказал, и следовало плакать о том, что вскоре пойдут в погибель все обитатели и жители земли, которые и разумеются под образом пшеницы, ячменя и плодовых деревьев. А, пожалуй, содержание этих мыслей всего удобнее подойдет к книжниками и фарисеям, которые, уподобляясь земледельцам, надругались над Христом и убили наследника, чтобы самим получать плод и впредь быть хозяевами виноградника, восхищаясь как бы нивами, многолюдной толпой подчиненных и обирая самых знаменитых из них как гранаты, как яблонь. Но постигла их Римская война и истребила великого и малого, славного и знаменитого, изображенных под видом смоковниц, как я сейчас сказал, или винограда, пальмы, яблони, деревьев, под видом ячменя и пшеницы, потому что различны нравы и не один у всех образ жизни. А так как раз уподобил землю Иудейскую полю и земледельцами назвал начальников, то речь до конца выдерживает сравнение, различным образом уподобляя подчиненных хлебу и деревьям. Если же кто полагает, что это следует свести к изъяснению нравственному, то будет мыслить правильно. Действительно, добродетелям и подвигам духовным следует уподобить виноград, смоковницу, и другие деревья, которые обыкновенно украшаются привлекательными плодами. Но если кто мудр, разумен и заботлив о благих украшениях, тот посадит в уме и сердце сад с прекрасными цветами и деревьями, воспитывая в себе многоразличные добродетели и всякого рода добрые качества. Если же кто нерадив, сластолюбив и слишком склонен к постыдному, тот, конечно, восплачет, когда будут гибнуть у него добрые свойства и когда он испытает великое бесплодие ума. Поэтому разумным людям должно заботиться о благах сердечных, которые наверно появятся, если только они будут сами лично веселить Подателя небесных благ. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посрамишася земледелатели**, и нет Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом Пророк именует древо жизни, – святой крест, принесший роду человеческому плод нетления. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// См. также Толкование на [[old:iol:01:10#prp_efrem_sirin|Иол. 1:10]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле** См. Толкование на [[old:iol:01:09#blzh_ieronim_stridonskij|Иол. 1:9]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле** Представляя бедствие в обширнейшем виде, чтобы недугующих бесчувственностью возбудить к покаянию, пророк повелевает плакать и самим полям, потому что оскудели ячмень и пшеница, засохли виноградники. Одним словом, и маслины, и смоковницы, и другие плодовитые дерева не дают никакого плода, так как не осталось в них никакой влаги. Должно же знать, что пророк повелевает плакать земле и полям не потому, что они разумны. Напротив того, старается он посредством неодушевленного возбудить озаренных разумом. Показывая это, и присовокупил он: //потому и веселье у сынов человеческих исчезло// [[old:iol:01:12|(Иоил 1:12)]]. Причиною сего неплодия – беззаконие людей; по причине оного прекратилось веселье и вселилось уныние. //**Толкование на малых пророков.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле** См. Толкование на [[old:iol:01:10#lopuxin_ap|Иол. 1:10]] [<10>]