[<10>] ====== Толкования на Иоиля 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его** Как какая-нибудь беспокойная служанка, увидев своего господина, тотчас успокаивается и опять принимает надлежащую благопристойность, так и телесная природа, возмутившаяся тогда, подобно служанке, и произведшая расслабление, увидев пришедшего Владыку своего, возвратилась к прежнему благообразию и к надлежащему порядку. Все это сделано было одним изречением, потому что это были не простые слова, а глаголы Божии, о которых сказано: **могуществен исполнитель слова Его**. Если Он сотворил человека, не существовавшего, то, тем более, мог исправить расстроенного и расслабленного. Здесь я с удовольствием спросил бы исследующих существо Божие, как соединились члены расслабленного, как связались кости, как укрепилась расстроенная деятельность чрева, как снова напряглись ослабевшие нервы, восстановились и укрепились упавшие силы? //**Против аномеев.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **И Господь даст глас Свой пред лицем силы Сво­ея, яко мног есть зело полк Его, яко крепка дела словес Его: зане велик день Господень, велик и светел зело, и кто будет доволен ему** Потому Моисей главу времени назвал не первым, но единым днем [[old:gen:01:05|(Быт 1:5)]], чтобы день сей по самому наименованию имел сродство с веком. И он, как обнаруживающий в себе признак одинаковости и несообщимости с чем-либо другим, в собственном смысле и прилично наименован единым. Хотя Писание представляет нам многие веки, часто говоря: век века и веки веков, однако же в нем не перечисляются ни первый, ни второй, ни третий век, чтобы из этого были нам более видны различия состояний и разнообразных вещей, нежели ограничения, окончания и преемство веков. Ибо сказано: **велик день Господень и светел**. //**Беседы на Шестоднев.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его** Итак, весьма понятно, почему в Писании говорится не «первый день», а //день один// [[old:gen:01:05|(Быт 1:5)]], ибо не мог назвать так второй, третий, да и остальные дни, следующие естественному порядку. Но в Писании принято, что названием «день» объемлется время и дня, и ночи, как если бы сказать, что мера дневного времени – двадцать четыре часа. Ведь то, что порождено семенами, женщины сперва сосчитывают, разбирают, а уж потом связывают пучками; точно так же исчисляются дни и оцениваются свойства ночей. Итак, поскольку оборот солнца один, то и день один. И как некоторые называют неделю одним днем, потому что седмица как бы семь раз сама к себе приходит, так и один день семь раз к самому себе возвращается. Ведь и круг есть такая фигура, что сам из себя исходит и в себя же и приходит. Откуда и святое Писание говорит, что век один. Хотя в некоторых местах Писание и говорит: «веки», но более обнаруживаются им различные состояния людей и дел, нежели замечается смена одного века другим: «**велик день Господень** и славен», и в другом месте: //для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет// [[old:am:05:18|(Ам 5:18)]]. Ведь очевидно, что день Господень – тьма для соучастников тьмы и для недостойных дня, ибо во дне Господнем сверкает благочестие и терзается бесчестный ум. Впрочем, о том, что в предстоящей вечности будет день без обновления ночей и без перемены тьмы движением дня, сказано нам в Писании. //**Шестоднев.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И Господь даст глас свой пред лицем силы своея, яко мног есть зело полк его, яко крепка дела словес его: зане велик день Господень, велик и светел зело, и кто будет доволен ему** Я уже говорил ранее, что цель пророка – изобразить жестокость и несносность бедствия с тем, чтобы оскорбившие Законоположника уклонениями к пророку впредь обратились и к желанию совершать доброе, и к помыслам более благоразумным, потому что избыток скорбей может, легко может как бы насильно привести некоторых к тому, чтобы совершать угодное навыкшему спасать и могущему освободить. Итак, **«даст Господь глас свой пред лицем силы своея»**, подобно полководцу, воодушевляющему против неприятелей, потому что ни к кому другому, как только предводителям и начальникам над прочими свойственно побуждать к сражению и вести свою рать. Этим показывает, что беды наступают не сами собой и происходят не вследствие простой случайности, а напротив – посылаются Богом, разумеется, разгневанным и потому праведно карающим. Еще более устрашает их, говоря, что весьма велик **«полк его»** и **«яко крепка дела словес»** его, потому что не может, конечно, не достигнуть конца то, чему Бог повелел быть; поэтому Он и сказал одному из святых пророков (это был Иеремия): //«еда словеса моя не суть... огнь горящ, рече Господь, и яко млать сотрыющ камень»// [[old:ier:23:29|(Иер.23:29)]]? Значит, слово Божие как бы проницает все, и тому, что Он провещает, ничто не воспротивится, напротив – уступит, а упорствующее и сопротивное легко сокрушается и невольно повинуется хотениям Владыки. Поэтому **«велик**, – говорит, – **и светел день»** ради слуха о наводимых бедствиях, распространяющегося по всем людям. **И кто будет доволен ему.** То есть: не будет из земнородных никого, кто был бы настолько тверд и крепок, чтобы противодействовать Божиим карам, и весьма мудр был Давид, воскликнув к Богу: **«ты страшен еси, и кто противостанет тебе? от гнева твоего?»** [[old:ps:075:08|(Пс.75:8)]]. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея.** Господь, чрез Пророков Своих, будет предвозвещать казни сии еще прежде, нежели они постигнут, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их. **Яко мног есть зело полк его**; потому что действительно крепок был полк ассирийский, уготованный Богом, чтобы наказать упорство народа Его. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его** См. Толкование на [[old:iol:02:01#blzh_ieronim_stridonskij|Иол. 2:1]] ===== Ориген ===== **И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его** Спаситель, просвещающий существа, наделенные разумом и имеющие главенство для того, чтобы их ум видел то, что ему надлежит видеть, – это Он есть свет умопостигаемому миру, то есть душам, наделенным разумом, живущим в чувственно-воспринимаемом мире, и, кроме того, всем творениям, которые наполняют мир – мир, частью которого, как нас учит Спаситель, является Он [Сам], будучи, без сомнения, руководящим и существенным элементом и, если можно сказать, солнцем, сотворившим **великий день Господень**. //**Толкование на Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его** Образное изображение дня бедствия: во главе воинства, опустошающего страну, представляется Сам Иегова, отдающий повеления об опустошении (ср. [[old:is:13:02|Ис XIII:2-5]]). Подобно этому в день страшного суда над миром Господь явится во главе небесного воинства, т. е. со всеми Своими святыми Ангелами [[new:mf:24:30|(Мф ХXIV:30-31;]] [[new:mf:25:31|XXV:31;]] ср. [[old:ps:102:20|Пс СII:20;]] [[old:dan:07:10|Дан VII:10)]]. Вместо рус. **могуществен исполнитель слова Его** в слав. читается: «**яко крепка дела словес Его**»; по-видимому, LXX евр. azum oseh, силен делающий, читали azum maasch, сильно дело. Евр. venora meod, и весьма страшен (день), LXX перевели ἐπιφανης σφόδρα, слав. «**светел зело**», так как вместо nora они, по-видимому, читали naro, от оr "быть светлым". [<10>]