[<10>] ====== Толкования на Иоиля 2:12 ====== ===== Ап. Ерм ===== **Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании** Но, говорю вам я, ангел покаяния: не бойтесь дьявола, ибо я послан для того, чтобы быть с вами, кающимися от всего сердца, и утвердить вас в вере. Потому верьте вы, которые по грехам своим отчаялись в спасении и, прилагая грехи к грехам, отягощаете жизнь свою: если обратитесь к Господу от всего сердца вашего и будете творить правду в остальные дни своей жизни и служить Ему по воле Его, то Он простит прежние грехи ваши и обретете власть над делами дьявола. Угроз же дьявола вовсе не бойтесь, потому что они бессильны, как нервы человека мертвого. Итак, слушайте меня и бойтесь Господа, который может спасти и погубить: соблюдайте заповеди Его и будете жить с Богом. И я сказал ему: «Господин, теперь я проникся всеми заповедями Господа, потому что ты со мною; знаю, что сокрушишь всю силу дьявола и мы восторжествуем над ним; и надеюсь, что могу соблюсти при помощи Божией заповеди, которые ты передал». «Соблюдешь, – сказал он, – если сердце твое будет чисто пред Господом, и все соблюдут, которые очистят сердца свои от суетных похотей этого века и будут жить с Богом». //**Пастырь.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании** Господь и Спаситель наш чрез пророка побуждает и наставляет нас, как должны мы прийти к Нему после преступлений многих, говоря: //Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего// [[old:ps:094:06|(Пс 94:6)]]; и далее: **обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании**. Ибо дни святой Четыредесятницы, братия дражайшие, если рассмотреть со вниманием, означают жизнь века нашего, как и день Пасхи означает вечное блаженство. И как во дни Четыредесятницы несем мы скорби, да возрадуемся по законному порядку в Пасху, так и в веке сем, пока мы живем, должны мы пребывать в покаянии, да сможем в веке будущем принять грехов оставление и прийти в радость вечную. Но так должен воздыхать каждый о грехах своих, и лить слезы, и творить дела милосердия, чтобы с помощью Бога, пока живет, избегать и самих преступлений. Ибо как без грехов малых никто никогда не прожил жизни и прожить не сможет, так без преступлений великих все мы с помощью Божией должны прожить. //**Проповеди.**// ===== Свт. Пакиан Барселонский ===== Ст. 12-13 **Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии** Вот скальпель пророческий: **обратитесь к Господу Богу вашему, в посте, плаче и рыдании раздирайте сердца ваши**. Не страшитесь, милейшие, этого разрезания. Претерпел его Давид, лег на грязное пепелище и укрылся грубой обезображивающей власяницей. Будучи некогда привычен к украшениям и пурпуру, он облачил в неядение свою душу – тот, кому покорялись моря, кому покорялись леса, кому покорялись реки и кому плодоносная земля обещала достаток. Обильными слезами наводнились глаза, которыми он лицезрел славу Божию, и признал себя бессчастным и жалким праотец Марии и властитель царства Иудейского. //**О кающихся.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-14 **И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы вашя, и обратитеся ко Господу Богу вашему: яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив, и раскаявайся о злобах. Кто весть, обратится ли и раскается, и оставит за собою благословение, и жертву и возлияние Господу Богу вашему** Отсюда можешь понять, и весьма ясно, что не ради чего другого Он предложил вышеизложенное (предвозвестил им бедствие весьма жестокое и несносное), а ради того, чтобы затем обратить их к покаянию (потому что Он не допускает отказа). Он утверждает, и весьма ясно, что если они станут мыслить более благоразумно и направлять, хотя бы и во второй раз, пути свои к угождению Богу, то, без сомнения, прекратятся прещения гнева и дела их немедленно придут в состояние полного благополучия. А каким должен быть образ молитвы и обращения к Нему, ясно указывает, говоря так: «**и ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим»**. Пусть, говорит, будет оставлено прошлое и придет в забвение прежнее; окажитесь лучше себя самих: снова умилостивляйте Бога постом и трудом, плачем и рыданием, потому что начавших совершать это наверно потом посетит должное благосостояние и довольство. Действительно, как крайняя бездеятельность и преданность удовольствиям наверно приводит к стенаниям и наказанию, так и выполнение дел благочестия и покаянных трудов ведет к широте благоденствия. Итак, полезно плакать о грехах и сокрушаться перед Богом, потому что, как пишет Павел, //«печаль, яже по Бозе, покаяние во спасение нераскаянно соделовает»// [[new:2kor:07:10|(2Кор.7:10)]], и Сам Христос ублажает плачущих, //«яко тии утешатся»// [[new:mf:05:04|(Мф.5:4)]]; также и мудрый Соломон говорит нам приточно нечто подобное: //«благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира»// [[old:ekl:07:04|(Еккл.7:4)]]. Но необходимо размыслить о том, сколь велика сила поста: он умилостивляет Владыку, утишает гнев, отвращает кару, потому что мы, смиряя сами себя, весьма успешно успокаиваем гнев Божий, как бы ярящийся и возбужденный и раздраженный против нас, и легко удерживаем руку бьющего. Действительно, если правда, что исповедуя только грехи, мы по Божию милосердию оправдываемся, то как можно сомневаться в том, что изнуряя себя трудами подвижничества и как бы отбывая наказание, мы получим от Бога отпущение согрешений? Итак, повелевает плакать и расторгнуть у себя не одеяние, а мысленно раскрыть сердце, упорное и загрубелое, в которое не проникает страх Божий. Поэтому Павел пишет Коринфянам: //«не тесно вмещается в нас, утесняетеся же во утробах ваших: тожде же возмездие, якоже чадом глаголю, распространитеся и вы»// [[new:2kor:06:12|(2Кор.6:12–13)]]. Значит, нужно как бы расширить пред Богом сердце и разверзнуть ум, чтобы он принял в себя свойственное ему. Следовательно – показывать вид печали, расторгая (одежды) попусту и понапрасну, не принесет никакой пользы тому, кто вздумает это делать: напротив, открыть сердце и поручить мысль Богу – доставит немалый прибыток: это приведет к спасению. А что совершающие моления достигнут своей цели, в этом уверяет, говоря, что Владыка всяческих человеколюбив и милостив, сострадателен и благ, и **«раскаявайся о злобах**»: если и решит озлобить согрешивших, однако, и спустя недолгое время, смилуется, потому что легко переходит к благорасположенности. Это, думаю, значит **«раскаяваться о злобах»**. Опровергая же нерассудительность отчаивавшихся в спасении, пророк говорит: **«кто весть, раскается ли, и оставит за собою благословение»** и прочее, то есть, даст обращающимся участие в благословении, так что снова будут приносить ему возлияние и жертву, – радуясь и веселясь, воспевать благодарственные песни. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== Ст. 12-13 **Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии** Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение при посредстве священников угодно Господу. Обратимся к Господу всей мыслью и, выражая раскаяние в преступлении истинной скорбью, будем умолять милосердие Божие. Пред Ним да повергнется душа, Ему да удовлетворит скорбь, на Него да возложится вся надежда! А как мы должны молиться, Он Сам научает. **Обратитесь**, – говорит, – **ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши**. Обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает, постом, плачем и рыданием! //**О падших.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12–14 **И ныне говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о зле** (рraestаbilis super malitia). **Кто знает, не обратится ли Он, и не простит ли и не оставит ли за Собою благословение, жертву и возлияние Господу Богу нашему** В предыдущем отделе с того места, где написано: трубите трубою на Сионе, вопите на святой горе Моей, да придут в смятение все жители земли до того места, где мы читаем: велик день Господень и весьма страшен; кто выдержит его? под образом саранчи возвещается нашествие халдеев и те бедствия, которые имеют постигнуть народ. Теперь они [народ] призываются к покаянию и увещаваются обратиться к Господу, чтобы они исправились всем сердцем и не испытали того, чем угрожает Господь. Смысл же этого следующий: все то, что содержится в предшествующей речи, сказано было Мною для того, чтобы Своею угрозою устрашить вас. Поэтому обратитесь ко Мне всем сердцем и проявите душевное раскаяние в поете, плаче и рыданиях, чтобы, теперь рыдая, вы впоследствии насытились, чтобы, теперь плача, вы впоследствии воссмеялись и чтобы, теперь рыдая, вы впоследствии утешились. И так как вы имеете обычай в знак печали и несчастия раздирать одежды, что́ сделал, как говорится в Евангелии [[new:mf:26:start|(Мф. 26)]], и первосвященник для усиления обвинения против Господа и что́, как мы читаем [[new:act:14:start|(Деян. 14)]], совершили Павел и Варнава, услышав богохульственные слова, то Я заповедую вам раздирать не одежды, а сердца, которые переполнены грехами и которые, подобно мехам, сами лопнут, если не будут разодраны. Когда вы это сделаете, то возвратитесь к Господу Богу вашему, которого вы удалили от себя прежними грехами, и не отчаявайтесь в прощении вследствие великости преступлений, потому что великие грехи изгладит великое милосердие. Ибо //Он благ и милосерд// и более желает покаяния грешников, нежели смерти их [[old:iez:33:start|(Иезек. 33)]]. //Он долготерпелив и многомилостив// и не подражает нетерпеливости, свойственной людям, но в течение долгого времени ожидает нашего покаяния, и сожалеет или раскаивается в зле, так что если мы приносим покаяние во грехах, то и Он сожалеет о Своей угрозе и не посылает на нас бедствий, которыми угрожал, и когда мы изменяемся, то и Он сам изменяется [в отношении к нам]. Под злом (malitia) же в этом месте мы должны понимать не то, что противоположно добродетели, а печаль (afflictionem), согласно с тем, что мы читаем в другом месте //довольно для каждого дня своей печали// [[new:mf:06:34|(Мф. 6:34)]] и: //или будет зло во граде, еже Господь не сотвори// [[old:am:03:06|(Амос 3:6)]]. Но так как выше было сказано: //Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет// или //раскаявается в зле//, то, чтобы великость благости не сделала нас небрежными, от лица пророка присоединяется и говорится: кто знает, не обратится ли Он и не простит ли и не оставит ли за Собою благословение. Я, говорит, призываю вас, согласно с своим долгом, к покаянию и знаю, что Бог несказанно благ, как говорит Давид: //помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое// [[old:ps:050:03|(Пс. 50:3)]]. Но так как мы не можем знать глубину богатства премудрости и ведения Божия, то я ограничиваю свою мысль и более выражаю желание, нежели предрешаю, говоря: кто знает, не обратится ли Он и не простит ли. Словом кто выражается или невозможность, или трудность. Жертву и возлияние Господу Богу нашему – для того, чтобы, после дарования нам благословения и отпущения наших грехов, мы могли приносить жертвы Богу. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. Ст. 12-13 **Тако глаголет Господь: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах** Иудейская земля опустошена была саранчею и страдала от засухи. Описав в ярких чертах эти бедствия, пророк грозит Иудеям новыми бедствиями от саранчи и от засухи в наказание за грехи. Отвратить это наказание не иначе можно было, как покаянием и обращением к Богу. Итак, **обратитеся ко Мне**, глаголет Господь, **всем сердцем вашим в посте, и в плачи и в рыдании. Пост, плач и рыдания** могут умилостивить Господа только под условием сердечного покаяния, обращения к Господу всем сердцем, и имеют цену пред Господом не сами по себе, а только как выражения сердечного настроения. Подобный смысл имеют дальнейшие слова: **расторгните сердца ваши, а не ризы ваши**. Обычай раздирать одежды в знак печали по случаю разных бедствий господствовал не только у Евреев [[old:gen:27:34|(Быт. 27:34]]; [[old:chis:14:06|Числ. 14:6]]; [[old:4ts:24:19|4 Цар. 24:19)]], но и у других народов. В виду того, что этот обряд мог совершаться Иудеями лицемерно, Господь требует от них, чтобы их покаяние во грехах исходило от **сердец**, растерзанных скорбью о грехах. Господь, испытующий **сердца** и утробы, хочет видеть в кающихся растерзанные скорбью **сердца**, а не растерзанные одежды. – **И обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и милостив и раскаяваяйся о злобах**. Увещавая грешников обратиться к Господу, пророк внушает им надежду, что если они **обратятся к Господу**, то и Господь сжалится над ними, ибо Он милосерд и **долготерпелив**. Подобное о своем милосердии сказал Господь Моисею [[old:ish:34:04|(Исх. 34:4)]]. Выражение: **раскаяваяйся о злобах** означает, что если грешники **раскаиваются**, жалеют о зле греха, то и Господь по Своему состраданию жалеет о зле заслуженного ими наказания и готов взять назад свою угрозу наказанием, видя их раскаяние. Слово: **злоба** в значении зла, беды, наказания, встречается и в других местах Писания [[old:2ts:24:16|(2 Цар. 24:16]]; [[old:iol:02:02|Иоил. 2:2)]]. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-17 **Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их"** //Увещание народа к покаянной молитве// В ст. 12–17 пророк переходит к увещанию народа, пророк говорит, что несмотря на близость дня гнева Господня, он еще может быть отвращен истинным покаянием, выражающимся не в одних внешних обрядах, а главным образом в сокрушении сердца. [<10>]