[<10>] ====== Толкования на Иоиля 2:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание** А как я прежде сказал, различные существуют знаменования, то выслушай пророка, возглашающего трубою, так сказать, прообразно; и затем, обращаясь к истине, уготовляй себя к знамению трубному. Ибо тот говорит: **Вострубите трубою в Сионе, освятите пост!** Попечитель – на эта труба и всеусердно заповедует она, чтобы мы, когда постимся, святили пост, по реченному: не все из призывающих Бога святят имя Божие, но некоторые из таковых бесчествуют Его. Не Его, впрочем, – да не будет! – но свои собственные помышления касательно Его: ибо Он свят, и благоволение Его на святых. Потому блаженный Павел презрителям Бога вменяет это в грех: //преступлением закона Бога бесчестишь// [[new:rim:02:23|(Рим 2:23)]]. Итак, в противоположность тем, которые оскверняют пост, говорит он здесь: **освятите пост!** А ведь многие, будучи ревностны по отношению к посту, оскверняют самих себя помышлениями сердец их, то совершая бесчестные деяния против своих братьев, то замышляя гибель их. Таким образом, он говорит не что другое, как то, что много есть превозносящихся над ближним и рассевающих еще большее зло. //**Первое праздничное послание.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-17 **Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь, изберите старейшины, совокупите младенцы ссущия сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего. Между степенми и жертвенником восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди твоя, и не даждь достояния твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их** И этим превосходно располагает их к покаянию и предусмотрительно повелевает не оставлять неисполненным ни одного из видов упражнения в этом: нужно, говорит, при помощи торжественного и нарочитого провозглашения освятить пост, проповедать **«цельбу»** и собрать в церкви тех, кто должен умилостивлять (конечно – прогневанного Бога всяческих), будут ли это юноши и девы, старые с малыми и вместе с ними новорожденные и грудные младенцы, даже женихи и новобрачные невесты, может быть, выбегающие из чертогов, еще увенчанных (цветами), оставляющие брачное ложе, покидающие веселье и пир, и вместо того (когда прекратится плескание, замолкнут песни и величания, с которыми в обычае у иных обращаться в известное время к брачующимся) будут испытывать скорбь и рыдать вместе с женихами, и справедливо, что сказал один из наших мудрецов: //«мусикия во плачи, безвременныя повесть»// (Сир.22:6). Поэтому, когда нас посещает гнев Божий, надлежит плакать, а не предаваться обильным попойкам и пиршествам; что безвременное пирование не останется без порицания и наказания, это пояснит некто из святых пророков, который говорит об Израильтянах: //«и призва Господь Саваоф в той день плач и рыдание, и острижение, и препоясание во вретища, тии же сотвориша... веселие»//, //закалающе тельцы, и жруще овцы,... и глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем»// [[old:is:22:12|(Ис.22:12–13)]]. Таким образом, при посещении гнева должно прибегнуть к плачу и слезам и оставить попойки. Пророк говорит, что к плачущим должен присоединиться и сам священный и избранный чин, и должен между притвором храма и жертвенником рыдать, усердно восклицая и говоря: **«пощади Господи люди твоя, и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут языцы: где есть Бог их?»** Если бы у него была речь только о саранче, то не лучше ли им было просить избавления от голода и скудости? Однако они боятся впасть в руки врагов и мольбами отвращают посмеяние и поругание. Поэтому, естественно, я мог признать истинным, что под образом саранчи прикровенно описывается нашествие Ассириян. Если же относить это и к самой саранче, то по справедливости должно удивляться искусному построению пророческих речей: самый образ наказания как бы гласит о безумии Израиля и сверх того о присущем ему бессилии, потому что они обратились к богам, которые не суть боги, – оставив Бога всяческих, поклонились Ваалу. Но вот делает неудержимый натиск саранча, вооружаются мшицы, – и они падают, не получая никакой помощи от своих лжеименных богов. Какое же врачевание могут предложить они, не справившиеся с «мшицами» и саранчой, своим поклонникам, если те будут сражаться против врагов и будут осаждены полчищами супостатов. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание** Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело преобразовательное значение; //описано в наставление нам, достигшим последних веков// [[new:1kor:10:11|(1 Кор 10:11)]]. А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о кресте Его и считать богатство грязью. Зачем дивиться тому, что Христос называет мамоною неправедною? Зачем принимать и любить то, в неимении чего открыто признается апостол Петр? В противном случае, если будем следовать только букве и в золоте и богатствах храма будем видеть просто исторический факт, то нам придется вместе с золотом удержать и прочее, бывшее в Ветхом Завете. Пусть первосвященники Христа женятся на девах; пусть человек, имеющий рубец и некрасивый собою, лишается священства, хотя бы был и благомыслящий: пусть на проказу телесную обращается более внимания, чем на пороки душевные. Будем раститься и множиться и наполнять землю; не будем закалать Агнца и праздновать таинственную Пасху, потому что по закону запрещено совершать это без храма. //**Письма.**// ----- Ст. 15–17 **Вострубите трубою на Сионе, освятите пост, созовите собрание, соберите народ, освятите церковь, присоедините старцев, соберите младенцев и грудных детей: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из горницы своей. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: пощади, Господи, народ Твой и не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не господствовали над ними народы: для чего говорят между народами: где Бог их** Он еще призывает их к покаянию до нашествия неприятельского войска. Выше Я, говорит, сказал трубите трубою на Сионе, вопите на святой горе Моей и прочее, потому что наступает день Господень, потому что близок день тьмы и мрака, день облачный и бурный, и возвещал Я вам, что придет многочисленный и сильный народ, который разорит ваши владения и города. Но так как Я благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, то снова заповедую и говорю: вострубите трубою на Сионе и проповедуйте среди народов покаяние, освятите пост, проповедуйте исцеление или собрание, о чем я уже прежде говорил, соберите народ, чтобы тот, кто грешил во время рассеяния, перестал грешить после соединения. Освятите церковь, чтобы в церкви никого не было, кроме святых, чтобы не было препятствий вашим молитвам и чтобы малая закваска не испортила всей массы [[new:1kor:05:start|(1 Кор. гл. 5)]]. Присоедините или изберите старцев, чтобы избрание их основывалось не на возрасте, а на святости. Соберите также младенцев и грудных детей, чтобы не было ни одного возраста, не обратившегося к Господу. Об этих младенцах и грудных детях в Псалмах и Евангелии мы читаем: //из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу// [[old:ps:008:03|(Псал. 8, 3;]] [[new:mf:21:16|Матф. 21, 16)]]. Петр называет их вскормленными словесным и чуждым коварства молоком [[new:1pet:02:02|(1Петр. 2, 2)]], и Павел говорит им (или о них): //млеком вы напоих, а не брашном// [[new:1kor:03:02|(1Кор. 3, 2)]]; о них и Спаситель упоминает: да не презрите единого от малых сих [[new:mf:18:10|(Матф. 18, 10)]]. Пусть также выйдет жених из чертога своего и невеста из горницы своей, чтобы во время поста, призвания и собрания, освящения церкви, избрания старцев, собирания младенцев и грудных детей жених и невеста, которым и законом дозволено не ходить на войну, воздерживались от дел брака. Поэтому и апостол заповедует воздерживаться на некоторое время от брачных сношений, чтобы мы могли посвящать себя молитве [[new:1kor:07:start|(I Кор. гл. 7)]]. Поэтому кто говорит, что он приносит покаяние посредством воздержания от пищи, посредством поста и милостынь, тот питает тщетные надежды, если он не выходит из чертога своего и не восполняет святой и чистый пост чрез целомудренное покаяние. В следующих затем словах: **между притвором и жертвенником да плачут священники** вместо притвора LХХ перевели выступ (сrерido). Симмах προπύλαιον, Акила πρόδομον, Феодотион поставил самое слово еврейское ulam, что́ мы можем перевесть чрез преддверие храма или портик. И заметь, что священникам, служителям Господним, повелевается плакать между притвором и жертвенником и говорить с апостолом: //кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз нее разжизания// [[new:2kor:11:29|(2Кор. 11, 29)]]? //и плакати с плачущими// [[new:rim:12:15|(Рим. 12, 15)]]. Храм и жертвенник служат местом, удобным для покаяния и исповеди. Он учит также, что́ должны говорить священники или как молиться Господу: **пощади, Господи, народ Твой**, который когда грешил, то назывался не Твоим народом, а теперь, по удалении от грехов, он называется Твоим народом. И не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не господствовали над ними народы. Теперь раскрывается то, что было загадочным и темным. Ибо теперь яснее дается знать, что́ это за народ тот многочисленный и сильный, который выше быль изображен под именем гусеницы, саранчи, червей и ржи: чтобы, говорит, не господствовали над ними народы. Предается же наследие Господне на поругание, когда оно находится в порабощении у врагов и когда народы говорят: где, Бог их, которым они величаются, как своим упростителем и защитником? Мы можем под народами понимать и противные силы, которые в том случае, если мы не принесем покаяния, господствуют над нами, издеваются и спрашивают: **Где Бог их?** **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. Ст. 15-16 **Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь** (сонмище), **изберите старейшины, совокупите младенцы, ссущия сосцы. Да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего** Пророк требует от священников, чтобы они пригласили народ, для умилостивления Господа, к общественному покаянию, которое должно сопровождаться **постом**, собранием на молитву, воздержанием от невинных в другое время удовольствий. – **Вострубите трубою в Сионе**. Это для того, чтобы по трубному звуку народ стекался на **Сион** к храму [[old:chis:10:07|(Числ. 10:7)]]. – **Освятите пост**: назначьте время для всеобщего **поста** с тем, чтобы оно проведено было свято и благоговейно. – **Проповедите цельбу**, то есть возвестите народу, что **пост** есть одно из действительных средств к уврачеванию нравственных недугов. – **Соберите люди, освятите церковь**, т.е. дайте знать людям, что они должны собраться к храму для святого дела (**освятите церковь**), для умилостивительных молений и потому не только при совершении их вести себя свято, благоговейно, но и приготовиться к участию в них благоговейным душевным настроением и заботою о чистоте телесной. – **Изберите старейшины** (старцев), **совокупите младенцы ссущия сосцы**. Не только старцы, но и грудные дети пусть будут привлечены к участию в общественном покаянно-молитвенном собрании, с надеждою, что Господь пощадит виновных ради невинных. Во дни общественных бедствий приносить детей в храм было в обычае Иудеев. Так в царствование Иосафата, при нашествии Моавитян и Аммонитян, //«все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети, жены их и сыновья их»// [[old:2par:20:13|(2 Пар. 20:13)]]. Пример покаяния Ниневитян с участием детей показывает, что тот же обычай был и у язычников. – Даже новобрачные должны отказаться от брачного торжества и воздержаться от невинного веселия, естественного в их положении, чтобы ни от кого не отставать в подвиге всенародного покаяния: **да изыдет жених от ложа своею и невеста от чертога своего**, – т.е. из спальни своей, великолепно украшенной. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// =====Лопухин А.П.===== **Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание** Ср. Иоил [[old:iol:01:14|1:14;]] [[old:iol:02:01|2:1]]. См. также Толкование на [[old:iol:02:12#lopuxin_ap|Иол. 2:12]] [<10>]