[<10>] ====== Толкования на Иоиля 2:18 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 18-20 **И возревнова Господь о земли своей, и пощади люди своя. И отвеща Господь, и рече людем своим: се аз послю вам пшеницу, и вино, и масло древяное, и насытитеся их, и не дам вас ксему на поругание во языцех: и сущаго от севера отжену от вас** Заметь, как скоро следует помилование. Думаю, что скорбь упреждает тишина, покаянную слезу – благодать Милосердого, потому что не только милует пострадавших, но и ревнует о том, чтобы укорить обидчиков, которые и были исполнителями наведенного на них бедствия: как бы негодует Бог всяческих на Вавилонян за то, что они более, чем следует, сурово поступили с теми, которые подпали гневу Божию. Так, Он говорил: //«аз вдах я в руце твои , ты же не дала им милости»// [[old:is:47:06|(Ис.47:6)]], также и к Захарии: //«сице глаголет Господь: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки налегшыя на мя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша»// в зло [[old:zah:01:14|(Зах.1:14–15)]]. Таким образом, поревновав о народе своем, обещает изобильно подавать средства к жизни, благополучие, соответствующее прежнему несчастью, яства до насыщения и сверх того твердую уверенность в том, что они не будут преданы в руки врагов, не будут, попав к ним в рабство, проводить горькую жизнь в нужде. Кроме того обещает уничтожить **«сущаго от севера»**, то есть живущего ближе к северу, потому что страна их (Ассириян) лежит скорее к востоку. Если же кто полагает, что нашествие саранчи совершается с северной стороны Иудеи, то нет никакого препятствия к правильности и такого понимания речи. Равным образом, если у кого-либо гибнут сердечные блага и богатство духовной производительности, когда на них подобно саранче нападает полчище демонов и устремляются начала, силы и власти (конечно, лукавые), то пусть совершает плач, пусть помышляет о покаянии и проливает пред Богом слезы, потому что вскоре услышит человеколюбивые слова: вот я даю вам **«пшеницу, и вино, и масло»**, ибо Он соделает сердце его плодородной землею, садом, украшенным плодовыми деревьями, благолозным виноградником, умастит также и елеем (//«умастил еси елеом главу мою»// [[old:ps:022:05|(Пс.22:5)]]), прогонит от него **«сущаго от севера»**, то есть охлаждающего сатану, не допускающего попавших под власть его жить духом. А охладеет, как говорил Господь, любовь **«за умножение беззакония»** [[new:mf:24:12|(Мф.24:12)]]; но присные Христовы пламенеют духом и никогда не перестают охладевать к чуждым удовольствиям, ибо //«плоть свою распяша со страстьми и похотьми»// [[new:gal:05:24|(Гал.5:24)]]. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И возревнова Господь о земли Своей**, попираемой необрезанными. **И пощаде люди Своя**, – пощадил и отведенных в плен, и заключенных в Иерусалиме. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18–20 **Возревновал Господь о земле Своей, и пощадил народ Свой. И ответил Господь, и сказал народу Своему: вот Я пошлю вам пшеницу и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание среди народов. И пришедшего огнь севера удалю от вас и изгоню его в землю непроходимую и пустынную, передние части его к морю восточному, а задние к морю отдаленному. И пойдет зловоние от него, и поднимется смрад от того, который поступал высокомерно** Когда священники стали молиться за народ, говоря: //пощади, Господи, народ Твой//, и не предай наследия Твоего на поругание, и народ исполнил то, что было заповедано, освящая пост, проповедуя исцеление, собирая народ, освящая Церковь, избирая старцев, собирая младенцев и грудных детей, и вышел жених из чертога своего и невеста из горницы своей, и когда стали они служить не плоти и наслаждению, а духу и плачу, то возревновал Господ о земле Своей, которую Он прежде презирал, как чужую, и которую попустил саранче опустошить и разорить, и оказал такое снисхождение к приносящим покаяние, что удостоил их Своего ответа и сказал, что так как саранча, черви и ржа истребили все плоды ваши, то Я дам вам пшеницу и прочее, описываемое пророком, и не предам вас на пленение. Я удалю от вас ассириян и халдеев, которые приходят с севера и о которых выше [[old:iol:02:02|(Иол. 2, 2]]-[[old:iol:02:02|3)]] написано: //народ многочисленный и сильный перед ним огонь пожирающий//, а за ним палящее пламя; вид их, как вид коней. И изгоню его, говорит, в землю пустынную, и передние части его погибнут в море восточном, а задние в море последнем, и поднимется зловещие от него, то есть от пришедшего с севера, и смрад, потому что он поступал высокомерно. Часто я напоминал, что под образом саранчи изображается нападение халдеев, чрез которое была разорена Иудея. Таким образом здесь продолжается метафора и сообразно с положением страны, говорится так, как будто бы речь идет не о неприятелях, а, по-видимому, о саранче. Так же и в наши времена мы видели, что стаи саранчи покрывали Иудею, и впоследствии, по милосердию Господа и благодаря священникам и народу, молившимся Господу между притвором и жертвенником, то есть между местом распятия и воскресения, и взывавшим: пощади народ Твой, поднимался ветер, и [саранча] низвергалась в море первое и последнее. Под первым морем, находящимся близь пустыни и простирающемся к востоку, разумей то, на месте которого были некогда Содома, Гоморра, Адама и Севоим, и которое теперь называется Мертвым, потому что там никакое живое существо не может жить. Последнее же море находится на западе, оно ведет в Египте и на берегу его расположены Газа, Аскалон, Азот, Иоппия и прочие приморские города. Когда берега того и другого моря наполняются кучами мертвой саранчи, выброшенной водою, то от нее бывает столь вредное зловоние и смрад, что портится также воздух и происходит мор скота и людей. Образованный читатель может спросить: когда это в буквальном смысле исполнилось над халдеями? Немного спустя после произнесения этого пророчества, так как у Исаии [[old:is:37:start|(гл. 37)]] мы читаем, что сто восемьдесят пять тысяч халдеев при царе Езекии жестоко были истреблены ангелом в одну ночь. Это мы сказали применительно к истории. Но в иносказательном смысле всякая душа есть земля Господня, на котором домовладыка сеет семя свое. Когда же она, произведши плевелы, то есть дикий овес и куколь, вместо пшеницы и оскорбивши Господа своего, приносит после того покаяние и с плачем взывает: пощади, Господи, народ Твой; то Господь ревнует о земле Своей и щадит ту, которую Он прежде презирал, и удостаивает ее Своего утешения, говоря: пошлю тебе пшеницу, о которой написано: аминь, аминь глаголю вам: //аще зерно пшенично над на земли не умрет, мо само едино пребываем, аще же умрет, мног плод сомворим// [[new:in:12:24|(Иоанн. 12, 24)]], и вино, веселящее сердце человека, и елей, распространяющий радость на лице, так что прежняя скорбь о грехах растворится радостию о пшенице, вине и елее, то есть о добродетелях, и будут иметь такое обилие всех благ, что исполнятся ими и насытятся. Достигши этого, они не будут более предаваться на поругание народам, о которых апостол говорит: //несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержателем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным// [[new:ef:06:12|(Ефес. 6, 12)]]. Также пришедшего с севера, о котором Иеремия говорит: //от лица севера возгорямся злая на всех обитающих на земли// [[old:ier:01:14|(Иерем. 1. 14)]] и о котором Соломон пишет: «северный ветер самый суровый“, Я удалю от вас и изгоню его в землю непроходимую и пустынную, которая не имееть познаиния о Боге и в которой не обитает Дух Святый. Образ (facies) его будет в море первом и в море последнем, в тех, кои открывают ему дверь грехов и у которых они остаются до последнего времени жизни, и ??оние от него и смрад поднимается также в тех, кои питают великие надежды и падают чрез гордость, ибо никогда человеческая немощность не бывает в безопасности, и чем более мы возрастаем в добродетелях, тем более должны опасаться ниспадения с высоты. Соответственно буквальному смыслу, стаи саранчи более приносятся обыкновенно с юга, нежели с севера, то есть они приходят не из холодных стран (ех frigore), а из теплых; но так как [пророк] говорил об ассириянах, то, уподобляя их саранче, он назвал их севером, чтобы мы разумели не действительную саранчу, приходящую обыкновенно с юга, но чтобы под саранчею понимали ассириян и халдеев. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. **И возревнова Господь о земли Своей и пощаде люди Своя** Всенародное покаяние и молитва подвигнут Господа на милость. Он **возревнова о земли Своей**. Явление милости Божией в будущем пророк созерцает как дело уже совершившееся. Гнев Божий прекратится, Господь исполнится ревностью о спасении земли Иудейской от бедствия, угрожающего обитателям ее, подобного тому, какое они уже испытали. Он **пощадит людей Своих**, – сжалится над ними, как родной отец, видя раскаяние провинившихся пред ним детей своих, проникается жалостью к ним, прощает вину их и возвращает им свое благоволение. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.** //Возвещение о прекращении бедствия в послании обильного урожая// По рус. переводу в ст. 18–19 речь идет о будущем. Но при таком понимании стихов связь с предшествующим неясна. Поэтому согласно руководству древних переводов (LXX в Вульг.) лучше вместе с большинством комментаторов глаголы vajjomer, vajaan, vajjachmol, vojjekane, понимать не в смысле так наз. perfectum propheticum, а в смысле perf. historicum, т. е. переводить не будущим временем, как в рус. т., а прошедшим (как у LXX и в слав. **возревнова, пощаде, отвеща, рече**; в Вульг. zeiatus est, pepercit, respondit, dixit). В ст. 18-19 мы имеем историческое замечание о том, что Господь помиловал еврейский народ. Так как в ст. 15-17 пророк давал надежду на такое помилование только под условием обращения народа, назначения поста и торжественного собрания, то, очевидно, все это были исполнено, хотя пророк и не упоминает об этом. **И ответит Господь, и скажет народу Своему**: пророк, вероятно, хочет выразить только общую мысль, что Господь услышал молитву народа и исполнил его просьбы. [<10>]