[<10>] ====== Толкования на Иоиля 3:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-6 **И что... Мне и вам, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы...? Остро и быстро воздам воздаяние ваше на главы ваша. Понеже сребро Мое и злато Мое взясте, и избранныя Моя и добрая внесосте в требища ваша: и сыны Иудины и сыны Иерусалимли продасте сыном Еллинским, яко да ижденете я от предел их** И так против Израиля собрались все народы, Моавитяне, Идумеи, Иевусеи, Аммонитяне и прочие. А руководителями в этом замысле и предприятиях, думаю, были жители Дамаска и Тиряне, и так называемые Филистимляне, до самого Гефа, который называется и иноплеменническим. Посему Бог всяческих говорит им: **«что Мне и вам, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников?»** Какие, говорит, основания имея к жестокости, вы бедствующего и претерпевшего тяжкие страдания от Вавилонян Израиля нечестиво угнетаете, злобно нападая на него и как бы посмеиваясь надо Мною, спасающим и защищающим их, и дерзая не только говорить, но и поступать враждебно против Меня? Поэтому в непродолжительном времени вы получите воздаяние; оно придет на вашу голову. Вы получите от Меня отмщение, когда я буду судиться с вами в долине Иосафатовой. Обвиняет их в том, что они расхитили сокровища храма, разграбили золотые сосуды и посвятили их в честь своих богов; а это преступление тяжкое, обидное и вполне способное оскорбить Бога; ибо Он сказал: //«славы Моея иному не дам, ниже добродетелей моих истуканным»// [[old:is:42:08|(Ис.42:8)]]. И подлинно: украшать храмы идолов предметами, посвященными Богу, что иное означает, будто Богу всяческих принадлежит второстепенное значение, а те имеют превосходство пред Ним и могут спасать своих поклонников? И не довольно, говорю, для вашего нечестия того, что вы лишили Мой храм посвященных Мне предметов; но и сынов Иуды и сынов Иерусалима вы отдали сынам Еллинов. Вероятно, это делалось так, что некоторые из Израильтян уводимы были в страны язычников, продававших их, может быть Тирян, или каких других народов, у которых занятием была торговля, а ремеслом – корыстолюбие. Это слово, как кажется мне, применимо и к представителям нечестивых ересей, которые, как бы расхищая сынов церкви, продают их еллинской мудрости, дабы они, исполнившись запутанных мыслей, сделались несчастными искателями истины, вернее же непокорными, преступными извратителями правды, тогда как следовало бы проводить жизнь сообразно простому учению и хранить неподдельное слово истины. Итак, они достигают того, что вводимые ими в заблуждение оказываются вне собственных пределов. Пределами же и как бы страной чад церкви служит познание истины и расположение ко всему, что точно исследовано до несомненности. По справедливости, золотыми и серебряными сосудами и избранными сокровищами Божьими могут быть названы истинно блистающие верой, позлащенные доброю славой дел и сияющие красотой благочестия. Но если бы случилось, что кто-либо из столь блистающих добродетелями уловлен был сетями обмана, то изобретатели заблуждения конечно услышат: **«сребро Мое и злато Мое взясте, и избранная Моя и добрая внесосте в требища ваша»**. Преступление это ужасно и не избежит наказания; ибо согрешающие против братьев наших, за которых Христос умер, наносят оскорбление самому Христу, Которому всенепременно они отдадут отчет за преступления против Него. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4**И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши** Ст. 6 **и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их** **И что вы Мне, Тире и Сидоне, и вся Галилея иноплеменников?** Не так поступали с вами сыны Израилевы, а вы без милосердия гоните народ Мой – Израильтян от пределов их, **продаете** их **сыном еллинским**? Сие было во дни Зоровавеля и в последующие за тем годы; потому что в сие время народ иудейский много был тесним народами языческими. Сынами же еллинскими называет Пророк жителей соседних торговых островов, которые по торговле приходили в города филистимские. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4–6 **Но что между вами и Мною, Тир и Сидон и весь предел палестинян? Неужели вы воздадите (или воздаете) Мне мщение? И если вы мстите (или будете мстить) Мне, то Я скоро и легко обращу возмедие ваше на вашу голову. Ибо вы, взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам греков, чтобы удалить их от пределов их** Иудеи полагают, что это сказано против Тира, Сидона и пределов палестинян или Галилеи иноплеменников, которые во время пленения иудеев и после победы римлян над последними преследовали народе Божий или самого Бога в народе Божиим, – [Бога], который управлял народом, согласно с написанным: //иже емсь приемлет, Мене приемлет// [[new:mf:10:40|(Матф. 10, 40)]]. Поэтому, и наоборот, кто преследует народ Божий, тот преследует самого Бога, которому принадлежит народ. Я воздам вам, говорит, за то, что вы сделали народу Моему; потому что вы взяли и пожертвовали вашем идолам серебро Мое //и золото Мое//, то есть сосуды храма и все то, что было в нем наиболее ценного и наилучшего, золотой светильник и золотую трапезу предложения, двух золотых херувимов, очистилище, чаши и золотые кадильницы [[old:4ts:25:start|(4 Цар. гл. 25)]]. Но, как свидетельствует история, это скорее сделали халдеи, которые перенесли сосуды храма Господня в храм Бела; поэтому впоследствии Валтасар пил из чаши, и тотчас царство его перешло к мидянам и персам [[old:dan:05:start|(Дан. гл. 5)]]. Но так как говорится, что это произойдет после великого и страшного дня Господня, и апостолы изъясняют это в отношении к воскресению Господню, а евреи относят во времени будущего суда, то скорее следует разуметь здесь римлян: потому что Веспасиан и Тит, построив в Риме храм Мира, пожертвовали в капище его сосуды храма и все приношения, как свидетельствует греческая и римская история. В то время сыны Иуды и Иерусалима (а не Израиля и десяти колен, обитающих до настоящим времени в городах и горах мидийских) были продаваемы сынам греков, чтобы удалить их из пределов их, и весь мир наполнен иудейскими пленниками. Это они относят к Тиру и Сидону, чтобы объяснить, как происшедшее само собою, возмездие за кровь Христову и разрушение Иерусалима, происшедшее по определению божественного правосудия. Но мы, продолжая толкование применительно к иносказательному смыслу, под Тиром, Сидоном и палестинянами разумеем тех, которые притесняют, угнетают и преследуют народ Божий (потому что это на нашем языке означает Тир) и уловляют (или чтобы уловлять) его на смерть, на что указывает наименование Сидона, и пия кровь, падают или валяются в грязи, что означают филистимляне и Галилея. Легко и скоро Господь воздаст им то, чего они заслуживают, потому что они преследовали Его. И серебро Его и золото, то есть изречения Писаний и νοήματα, то есть мысли, и все, что было прекрасного в церкви, они принесли в жертву своим заблуждениям Еретик продает грекам или язычникам сынов Иуды и сынов Иерусалима, то есть всех тех, коих он обольстил и заставил покланяться его идолам, и делает их из христиан язычниками, чтобы удалить их из пределов их, в которых они родились о Христе, и чтобы они пребывали не в Иудее и не к исповедании истины, а в заблуждении языческом. Все это мы можем относить и ко дню суда, потому что возмездие не представляет различия, хотя по времени это и разнится, по-видимому, от предшествующего. Вместо Галилеи в еврейском написано Galiloth, что Акила перевел Θῖνας, а Симмах пределы: Θῖνας же, то есть песчаные холмы, мы можем отнести к берегам Палестины, а не к Галилее Филистимлян, которой вовсе не существует. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши** В числе народов, которым предстоит наказание в день суда, пророк называет финикиян и филистимлян. **И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские?** Пророк хочет сказать вопросом, что и эти города и округи, подобно другим будут наказаны.** Тир и Сидон** – главные города Финикии. Под округами филистимскими разумеют города Газа, Азот, Аскалон, Геф и Аккарон, расположенные по западному берегу Средиземного моря. Вместо слов **и все округи филистимские** vecol geliloth pelascheth у LXX читается καὶ πᾶσα ηαλιλαί ἀλλοφυλών, слав. «и вся Галилеа иноплеменников». По-видимому, LXX евр. geliloth приняли в смысле собственного имени северной области Палестины – Галилеи (ср. [[old:nav:20:07|Нав XX:7;]] [[old:nav:21:32|ХХI:32;]] [[old:3ts:09:11|3 Цар IX:11]]), которая, по свидетельству блаж. Феодорита, принадлежала Тиру. Возможно, также, что как и в [[old:nav:22:10|Нав ХХII:10, 11;]] LXX eвp. geliloth оставили без перевода транскрибировав слово, как ηαλιλὼθ; из Γαλιλὼθ позднейшие переписчики сделали уже ηαλιλαία (Якимов). Евр. pelescheth или peloscheth, наименование земли филистимлян, по производству от неупотреб. гл. palasch, означает «земля чужестранцев». У LXX, поэтому, оно постоянно передается словом ἀλλιφύλος. **Хотите ли воздать Мне возмездие?** т. е. хотите ли вы отмстить за поражения, которые вы потерпели от Меня. Предполагают, что пророк говорит о нападении филистимлян на Иерусалим при царе Иораме. Этим нападением филистимляне, по мысли пророка, как бы мстили Господу на Его избранном народе за то, что Он попустил им быть данниками евреев во время Иосафата [[old:2par:17:11|(2 Пар XVII:11)]]. **Xотите ли воздать Мне?**, слав. «или памятозлобствуете вы на Мя»: мысль тождественная с выраженной в предшествующем предложении. **//Толковая Библия.//** [<10>]