[<10>] ====== Толкования на Иоиля 3:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду** См. Толкование на [[old:iol:03:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Иол. 3:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12–13 **Пусть воспрянут и поднимутся народы на долину Иосафата, ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду. Пустите [в дело] серпы. Ибо жатва созрела, приходите и спуститесь; ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что умножилась злоба их** И это, подобно объяснению предшествующего, истолковывается двояко. Ибо одни объясняют в хорошую сторону то, что народы взойдут на долину Иосафата, означающую суд Господень, и что там воссядет Бог, чтобы судить все народы, которые придут отвсюду, и именно в том смысле, что и святые соберутся против врагов Божиих, и пустят [в дело] серпы свои, чтобы пожать созревшую жатву у врагов, и придут и спустятся, и будут топтать точила, потому что настает сбор винограда, и виноградный сок настолько обилен, что точила не могут вместить его. А чтобы мы знали, какой это сбор винограда и это полное точило, то прибавлено: **умножилась злоба их**, что́ указывает, без сомнения, на тех, кои собрались против Господа. Другие же утверждают, что для того поднимаются народы, и сходятся в долине Иосафата и Господь восседает судить все народы, чтобы они приготовились и взяли всякого рода военное оружие, и чтобы были пожаты в долине Иосафата серпами Господа; потому что пришло на них время суда, и злодеяния их настолько умножились, что превысили долготерпение Божие. Ибо и аморреи тогда были изгнаны, когда грехи их достигли крайней степени. Иудеи относят это место к гогу и могогу, самым жестоким народам, о которых мы выше говорили, и полагают, что в последнее время, когда Иерусалим будет восстановлен, в период тысячелетнего царства, они придут против народа Божия и погибнут в долине Иосафата, находящейся при восточной стороне храма; потому что наступило время избиения их и пролития крови подобно сбору винограда. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда. **Тако глаголет Господь: да востанут и взыдут вси язы́цы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду рассудити вся языки яже окрест** Ближайшим образом, хотя в слабой степени, в сем стихе, равно как в некоторых из предыдущих и последующих [[old:iol:03:19|(Иоил. 3:19)]], идет речь о суде Божием над народами, смежными с Иудеею (**яже окрест**), которые по возвращении Иудеев из Вавилонского плена [[old:iol:03:01|(Иоил. 3:1–2)]] дерзнут нарушать безопасность их, дерзнут подступать к самому Иерусалиму с целью разграбить его и овладеть им. Господь, когда возвратит Иудеев в отечество, не даст их в обиду врагам их. Он есть праведный Судия, и Своих чтителей защитит от враждующих против них народов. Местом, на котором Он произведет Свой строгий суд, будет **юдоль Иосафатова** (сл. [[old:iol:03:02|ст. 2]]). Так доселе называется долина Кедронская на восток от Иерусалима, не в память об **Иосафате**, царе Иудейском (он погребен на Сионе во граде Давидовом [[old:2par:21:01|2 Пар. 21:1]]), а потому, что в этом названии содержится указание на Господень суд, имеющий произойти над народами. Еврейское слово **Иосафат** значит: «Господь есть судия», или: «Господь судит». И ниже, через стих, слова: **юдоль Иосафатова**, заменяются словами: поле судебное, **юдоль** судебная. Если относить пророчество об этом суде к народам, нападающим на Иерусалим, то это надобно понимать в том смысле, что Господь во гневе Своем, как праведный Судия, поразит полчища, которые подступят к Иерусалиму. И действительно, история после Вавилонского плена представляет несколько случаев неудавшегося нападения на землю Иудейскую и на Иерусалим враждебных соседних народов. Но взор пророка не ограничивается этими случаями. Если пророк и имел в виду эти частные случаи, то, без сомнения, смотрел на них, как на слабые предызображения всемирного суда над врагами Царства Божия и вообще нечестивыми. В этом обширном смысле понимать пророчество о суде над народами нужно отчасти потому, что предшествующее сему пророчество об излиянии Духа Святого на всякую плоть и о спасении всякого призывающего имя Господне относится, как мы видели при изъяснении предыдущей паримии, ко всем народам, – отчасти потому, что всемирный суд над народами в новозаветных писаниях, как увидим ниже, изображается одинаковыми чертами, как и в дальнейших словах пророчества Иоилева изображается суд над народами. – На основании пророчества Иоилева издревле сложилось мнение, доселе господствующее не только в христианском мире, но также между Евреями и магометанами, что местом всемирного суда будет долина **Иосафатова** близ Иерусалима. Это мнение может быть признанно вероятным, если иметь в виду, что всемирный суд будет происходить в воздушном пространстве. Как Сам Судия явится с неба на воздухе и здесь сядет на престоле суда, так и подсудимые народы предстанут пред ним на воздухе. Долина **Иосафатова** может быть местом всемирного суда в том смысле, что над нею в воздушной среде явится Господь – Судия и вокруг Него на воздухе займут огромное пространство подсудимые. Собрание их на самой долине немыслимо по ее тесноте и их многочисленности; но воздушное пространство, в безмерную широту и высоту над нею и окрест ее, может быть наполнено бесчисленным множеством подсудимых. На суд предстанут и примут праведное воздаяние все народы, не только озлоблявшие Церковь, но и принадлежавшие к ней. Из среды последних осуждены будут на вечную погибель нечестивые и нераскаянные. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду** [[old:iol:03:12|Ст. 12–13]] представляют ответ Господа на молитву пророка в ст. [[old:iol:03:11|11-м]]: //веди Твоих героев//. **//Толковая Библия.//** [<10>]