[<10>] ====== Толкования на Иоиля 3:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых** Ст. 16-17 **Господь же пощадит люди своя, и услышит сыны Исраилевы. И увесте, яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе в горе святей моей, и будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому.** Когда Израильтяне виновны были в преступлениях измены Богу и покланялись золотым телицам, и нечестиво говорили: //«сии бози твои Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския»// [[old:ish:32:04|(Исх. 32:4)]]; тогда они были весьма слабы и удобопобеждаемы и представляли весьма легкую добычу для врагов. Посему и были отводимы в плен. Но после того как они помилованы были и поселились в своей земле, потому что Бог прекратил Свой гнев на них, они сделались непобедимыми и неодолимыми для врагов, без труда побеждали их, хотя все народы собирались для сражения против них. Итак, говорит, из того, что они побеждали врагов своих, они должны познать, что Он среди них и наконец поселяется в Сионе, как святом городе. Посему говорит, что пощадит люди своя и сделает их весьма сильными, – а они убедятся, что Он с ними. Говорит, что **«Иерусалим будет свят»** и совершенно отвергнет древнее безбожие, потому что среди него уже не будет лжепророчества и волшебства, напротив, будет господствовать жизнь, сообразная с законом, и будут пользоваться расположением у них самые лучшие занятия. Когда же он (Сион) будет находиться в таком состоянии и вести такой образ жизни, тогда, говорит, никто из врагов не пройдет сквозь него; он ни для кого не будет доступен и не будет подвергаться расхищению со стороны проходящих чрез него, как это было прежде, напротив, он будет совершенно безопасен и будет весьма крепко огражден как стеною, Моею силою и помощью. Справедливо будет разуметь это и самой церкви Христа; ибо Он печется о своих поклонниках и делает их победителями врагов, крепкими и сильными, исполненными духовной крепости, знающими и верующими, что Бог в них пребывает чрез Духа: Он вселяется верой в сердца наши [[new:ef:03:17|(Еф. 3:17)]]; и Евангелист Иоанн говорит: //«о сем разумеем,... яко той в нас,... от Духа, его же дал есть нам»// [[new:1in:04:13|(1 Ин. 4:13)]]. Поистине свят духовный Иерусалим, то есть церковь, чины святых; он не служит проходом иноплеменников, потому что //«иже Христови суть, плоть распяша»// [[new:gal:05:24|(Гал. 5:24)]]. Вспоминаю и слова одного мудреца, который говорит: //«аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко изцеление утолит грехи велики»// [[old:ekl:10:04|(Еккл. 10:4)]]. Они имеют сердце непоколебимое, недоступное ни пешим, ни конным нападениям нечистых духов, напротив, твердое и прочно огражденное догматами истины. См. также Толкование на [[old:iol:03:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Иол. 3:13]] //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господь же от Сиона даст глас** на Ассириян. **И потрясется небо и земля**, восстав на них. **Господь же пощадит люди Своя**, и рассеет врагов их. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16–17 **И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свои из Иерусилима, и содрогнутся небеса и земля, и [будет] Господь надеждою народа Своего и силою сынов Израилевых, и узнаеше, что Я Господь Бог ваш, обитающий, ни Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святым, и не будут уже чужие проходит чрез него** Когда свет солнца, луны и всех звезд померкнет, Господь возгремит с Сиона, подобно рыкающему льву, или возгласит, и голос Его будет столь громким и страшным, что придут в сотрясение края неба и основания земли. Но будучи столь строгим в отношении к тем, кои должны быть наказаны, Он будет благим к народу Своему, и даст силу тем, кои называются сынами Израиля, означающего ум, видящий Бога, или εὐθύτητος Θεοῦ, что́ мы можем перевести чрез правоту Божию, то есть тем, кои не ходили по неправым путям, но, шествуя по пути Христову, во всем поступали право. Тогда и те, кои будут наказаны, и те, которые будут приняты в славу, узнают, что Господь обитает на сторожевой башне Своей, Сионе, и во Христе, Святой горе Своей, или в том, кто сделал себя достойным обитания Божия. Тогда будет святым Иерусалим, видение мира, от которого и Соломон получил имя, и чужие уже не будут проходит чрез него. Под чужими разумей или демонов, которые чужды Богу, или все злые помышления и грехи, о которых пророк говорить: //от чуждих пощади раба Твоего// [[old:ps:018:14|(Пс. 18:14)]] и которые не будут более находить доступа к нам, если мы будем иметь мир Божий, и сердце наше не будет открыто для врагов. Это иудеи и наши иудействующие, как мы сказали, относит к измышлению о тысячелетии, когда, как они полагают, Христос будет обитать на Сионе и когда в украшенном золотом и драгоценными камнями Иерусалиме соберется народ святых, так что те, кои в этот век были угнетаемы всеми народами, будут господствовать над всеми народами. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда. **Господь же от Сиона воззовет и от Иерусалима даст глас Свой. И потрясется небо и земля. Господь же пощадит люди Своя и укрепит Господь сыны Израилевы** Страшный приговор праведного Судии над нечестивыми, осуждающий их на вечную погибель, представляется здесь под образом громоподобного **гласа**. От этого грозного **гласа**, решающего однажды навсегда, бесповоротно, вечную участь нечестивых, **потрясутся небо и земля**, вострепещут небожители и все земные твари. Под **Сионом и Иерусалимом**, откуда послышится грозный голос праведного Судии, можно разуметь отчасти земной **Сион и Иерусалим**, если признать за вероятное, что суд будет происходить на долине Иоасафатовой, смежной с Иерусалимом, на воздушном пространстве над нею. Но Господь Судия откроет здесь Свое присутствие в качестве Царя собственно духовного **Сиона** и небесного **Иерусалима**. С высоты небесной, окруженный //тмами святых Ангелов// [[new:iud:01:14|(Иуд. 1:14–15)]] , Он сойдет на землю во всей славе Своей, как сошел Он некогда на гору Синайскую, сойдет для произведения всемирного суда. Беспощаден будет этот суд для врагов Церкви и вообще для нечестивых; но милостив к истинным чтителям Господа. **Господь пощадить люди Своя и укрепит сыны Израилевы**, – Израильтян не по плоти, но по духу. Господь явится для них крепостью; под Его всемогущим покровом они безопасны будут от врагов, от которых терпели озлобления в земной жизни. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-21 **И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим. Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их. А Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе** //Блаженное состояние Израиля// Со ст. 16 пророк говорит о значении дня суда для народа Божия. Поражая язычников, Господь явится защитою для Израиля, который будет блаженствовать. [<10>]