[<10>] ====== Толкования на Ион. 1:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И рече кийждо кo искреннему своему: приидите вержем жребия, и уразумеем, кого ради есть зло сие на нас: и метнуша жребия, и паде жребий на Иону** Пловцы придумывают нечто чрезмерное, необычное и странное, желая посредством жребия разузнать, из-за кого прогневан Бог. Впрочем, и это устрояется на пользу, чтоб обнаружился подумавший, что можно убежать от лица Бога; ибо жребий падает на него, и он подвергается обличению от самого дела: боялся он, вероятно, поскорее подвергнуть обличению свое намерение. Посему хорошо и премудро поступают желающие исполнять слова: //«не стыдися исповедати грехи твоя»// [[old:prsir:04:30|(Сир. 4, 30)]]. //**Толкование на книгу пророка Ионы.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказали друг другу: придите, а бросим жребий, и узнаем, отчего беда эта на нас. И бросили жребий, и пал жребий на Иону** Они знали природу моря и, плавая столько времени, знали причины бурь и ветров, и если бы они видели обычные волны и такие, которые известны им были из прежних опытов их, то, конечно, никогда не стали бы доискиваться виновника угрожающего кораблекрушения и не пытались бы чрез нечто неизвестное избежать известной опасности. Но на основании этого примера мы не должны поспешно приходить к вере в жребий или связывать с этим свидетельством сказанное в Деяниях апостолов, где Матфей избирается по жребию в апостола [[new:act:01:start|(Деян. 1)]], потому что преимущества некоторых не могут быть общим законом. Ибо, как ослица говорила для осуждения Валаама [[old:chis:22:start|(Числ. 22)]], как Фараон [[old:gen:41:start|(Быт. 41)]] и Навуходоносор [[old:dan:02:start|(Дан. 2)]] чрез сновидения узнали, для своего осуждения, будущее и однако не признали Бога, посылающего откровения, и также Каиафа предсказал, сам не зная смысла своего предсказания, что лучше одному умереть за всех [[new:in:18:14|(Ин. 18, 14)]]; так и на этого беглеца падает жребий не силою жребиев, и тем более жребиев языческих, а по воле Того, кто направлял неверные жребии. Что же касается слов: «и узнаем, за кого зло это на нас», то здесь «зло» (malitia) мы должны понимать в смысле печали и бедствия, подобно тому, как в следующих словах: «//довлеет дневи злоба его//» [[new:mf:06:34|(Матф. 6, 34)]], также у пророка Амоса: «//или будет зло во граде, еже Господь не сотвори//» [[old:am:03:06|(Амос. 3, 6)]], и у Исаии: //Аз// Господь, ...//творяй мир и зиждяй злая// [[old:is:45:07|(Ис. 45, 7)]]. Но в другом месте зло понимается, как противоположность добродетели, как выше мы читаем у этого же самого пророка: «//взыде вопль злобы его ко Мне//» [[old:ion:01:02|(Ион. 1, 2)]]. **//Толкование на книгу пророка Ионы.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону** В этом случае и языческие мужи, понуждаемые невзгодами, вопрошали путем жребия о том, что причиняет опасность. Так и Матфий был избран по жребию, дабы не создавалось мнения, будто выбор апостола противоречит предписанию ветхого закона, где повелевалось, чтобы [череда служения] священника определялась по жребию, согласно тому, что повествуется о Захарии: //по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти [в храм Господень]// [[new:lk:01:08|(Лк. 1:8-9)]]. //**Изложение Деяний Апостолов 1.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону** **И сказали друг другу: пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда**… В древнее время было распространенным мнением, что особенные чрезвычайные бедствия подвигают людей за какие-нибудь великие гpexи ([[old:iov:04:08|Иов. 4:8–11]], [[old:iov:18:05|18:5–21]]). Разделяя это воззрение, корабельщики и решили, что великая буря постигла их за какой-либо чрезвычайный грех кого-либо из присутствовавших на корабле. Узнавать виновника бедствия они стали посредством жребия. Этот обычай существовал у многих народов древности, как языческих, так и у евреев, при этом те и другие верили, что не слепой случай решает дело, а Бог (или боги) владеет жребием ([[old:nav:07:14|Нав. 7:14]]; [[old:1ts:10:20|1 Цар. 10:20–23]]; [[new:act:01:26|Деян. 1:26]]; Ciceron. De natura deorum, III:36). **И бросили жребии и жребий пал на Иону**. Таким образом, книга пророка Ионы дает понять, что не только бросавшие верили, что жребием руководит Бог, но и в действительности было так. [<10>]