[<10>] ====== Толкования на Ион. 4:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии** Проповедав в Ниневии, он вышел из города и наблюдал, что будет. Когда же увидел, что три дня прошли и нигде не случилось ничего, чем угрожал он, - возвращается к прежней своей мысли и говорит: **Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей ?** //**О покаянии 2.20.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-3 **И опечалися Иона печалию великою, и смутися. И помолися ко Господу и рече тако: О Господи, не сия ли убо словеса моя, еще сущу ми на земли моей? Сего ради предварих бежати в Фарсис, зане разумех, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах. И ныне, Владыко Господи, приими душу мою от мене, яко уне ми умрети, нежели жити** Когда Бог оказал милосердие тем, которые покаянием предотвратили последствия гнева (божественного), и когда истек назначенный срок, после которого должно было совершиться предвозвещенное, а между тем ничего из предсказанного не сбылось; тогда пророк очень опечалился не потому, что город избежал погибели (ибо это свойственно только злому завистнику и меньше всего свойственно святому), но потому, что он казался каким-то лжецом и пустословом, напрасно устрашавшим их и говорившим от своего мышления, а совсем не от уст Божиих, по написанному. Но некоторые думают, что пророк опечалился по каким-нибудь другим не указанным (в библейском тексте) соображениям. После того, как он, говорят, узнал, что Израиль, с призванием стада язычников, совершенно утратит упование на Бога, то, как будто бы уже настало такое время, он пришел в великую скорбь и опечалился о своих единоплеменниках, как бы уже о погибших. Но он сам не дозволяет так понимать это, выразительно говоря, что он убежал в Фарсис (но был пойман укоснивший исполнить посольство) вследствие ясного знания о том, что Он **«милостив... и щедр... и каяйся о злобах»**. Поскольку же ты, говорит, таков, то как-же Ты повелел мне всуе проповедывать им об (угрожающей) погибели? И, как человек, он малодушествует, утверждая, что он говорил эти самые слова и в земле Иудейской, – уже просит себе смерти и как-бы произносит несправедливое осуждение против Промысла. А это – дело опасное и недостойное святой души. Ведь (если ни один благоразумный человек врачей тела но может упрекнуть за то, что они изменяют лекарства сообразно с свойствами ран; то как-же можно осудить всеведущего Бога, Который изобретает врачевание, всегда соответствующее состоянию наших душ и поистине самое полезное? Да, Он есть врач душ, укрощающий неистовство наших страстей то страданиями, то напротив благами милосердия. //**Толкование на книгу пророка Ионы.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-4 **Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?** Когда ниневитяне принесли покаяние и когда город языческий спасся, пророк на тот же самый вопрос: //неужели это огорчило тебя так сильно ?// [[old:ion:04:04|(Ион. 4:4)]] - ничего не ответил, но молчанием выразил свое согласие [с решением, заключавшимся] в вопросе Божием; зная, что Бог благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и прощает зло. //**Комментарии на малых пророков.**// ----- Бог ответит через Иеремию: //Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком- либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его// [[old:ier:18:07|(Иер. 18:7-10)]]. Роптал некогда и Иона, зачем он, согласно повелению Божию, солгал [что не разрушилась Ниневия]. Но тот, кто желал скорее говорить правду [доказанную погибелью бесчисленного народа], чем лгать со спасеним многих, обличается в неправедном сетовании. //**Против пелагиан 3.**// ----- Ст. 1-3 **И опечалился Иона печалию великою и был раздражен. И молился он Господу и сказал. Молю Тебя, Господи, – не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Поэтому я предварил это бегством в Фарсис. Ибо я знаю, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, прощающий зло; и ныне, прошу Тебя, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше для меня смерть, нежели жизнь** **И опечалился Иона печалию великою и был раздражен. И молился он Господу и сказал.** Видя, что входит полное число язычников и что исполняются слова Второзакония: «//они раздражили Меня теми, которые не боги, и Я раздражу их... народом, который не есть народ, народом бессмысленным//» раздражу их [[old:vtor:32:21|(Втор. 32:21)]], он отчаивается в спасении Израиля и удручается великою скорбию, которая выражается в словах, и излагает причины печали, как бы говоря: только я один избран из столь великого числа пророков для того, чтобы чрез спасение других возвестить погибель народу моему. Таким образом он печалится не о том, – как некоторые полагают, – что множество язычников спасается, а о том, что Израиль погибает. Поэтому и Господь наш плакал об Иерусалиме [[new:lk:19:start|(Лк. 19)]] и не хотел взять хлеб у детей и отдать его псам [[new:mk:07:start|(Мк. 7)]]. И апостолы сперва проповедуют Израилю [[new:act:13:start|(Деян. 13)]]. И Павел желает быть отлученным за братьев своих, то есть израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и завет, и обетования, и законоположение, от которых отцы и от которых Христос по плоти [[new:rim:09:start|(Рим. 9)]]. Болезнующий (ибо это означает имя Ионы) вполне согласно с этим поражается печалию и душа его скорбит смертельно [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]]; потому что он многое претерпел для того, чтобы, насколько от него зависело, воспрепятствовать погибели иудейского народа. Также и в историческом смысле пророку более соответствует имя болезнующего, указывающее на испытанные трудности, о бедствия путешествия и бури. **Молю Тебя, Господи, – не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Поэтому я предварил это бегством в Фарсис. Ибо я знаю, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, прощающий зло; и ныне, прошу Тебя, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше для меня смерть, нежели жизнь** То, что нами переведено чрез «молю» и что LХХ перевели чрез ῶ᾿ δὴ в еврейском тексте выражено чрез «anna», которое, как мне кажется, служит междометием, означающим моление с целью умилостивления. Так как он, говоря в своей молитве, что он справедливо хотел бежать, некоторым образом обвиняет Бога в несправедливости, то он смягчает свои жалобы, начиная их словом, означающим мольбу. Не тоже ли самое, говорит он, было сказано мною, когда я еще был в стране моей? Я знал, что Ты это сделаешь; мне известно было, что Ты милосерд; поэтому я не хотел возвещать о Тебе, как о строгом и беспощадном; поэтому я пожелал бежать в Фарсис, предаться созерцанию и наслаждаться в море века сего спокойствием и бездействием. Я покинул дом свой, оставил наследие свое, удалился из лона Твоего и прибыл сюда. Если бы я стал говорить о Тебе, как о милосердом, милостивом и прощающем зло, то никто не покаялся бы; а если бы стал изображать Тебя беспощадным и только судиею, то, как я знал, это не соответствует Твоей природе. Таким образом, находясь в столь затруднительном положении, я предпочел скорее бежать, нежели вводить кающихся в заблуждение чрез благость или изображать Тебя таким, каким Ты не был. Поэтому возьми, Господи, душу мою, ибо лучше для меня смерть, нежели жизнь. Возьми душу мою, которая скорбит смертельно. Возьми душу мою, ибо я в руки Твои предаю дух мой [[new:lk:23:46|(Лк. 23:46)]], потому что лучше для меня смерть, нежели жизнь. Живя, я не мог спасти одного народа, израильского; но умру, – и спасется мир. Исторический смысл этого ясен, и в отношении к пророку это можно понимать, как мы уже часто говорили, в том смысле, что он скорбит и желает умереть вследствие опасения, что обращение многочисленных язычников может привесть Израиля к вечной погибели. **//Толкование на книгу пророка Ионы.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?** //Огорчение пророка Ионы по случаю помилования Ниневии// Начало IV главы стоит в тесной связи с последними словами предшествующей: **пожалел Бог о бедствии… и не навел** [[old:ion:03:10|(Ион. 3:10)]] его на Ниневию; об этом пророк Иона узнал, вероятно, потому, что для города благополучно истек сорокадневный срок, и вот он **сильно огорчился этим и был раздражен** [[old:ion:04:01|(Ион. 4:1)]]. Что Иона огорчился не иным чем, а именно помилованием язычников — ниневитян, в этом не оставляет сомнения его молитва. В ней он говорит, что случилось то самое, чего он опасался, когда ещё был в своей стране, почему и бежал в Фарсис: **ибо знал, что Ты - Бог благий и милосердный, долготерепеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии** [[old:ion:04:02|(Ион. 4:2)]]. Таким образом, пророк Иона в конце книги предстал пред нами таким же, каким мы его видели в начале: не желающим спасения язычникам и даже ропщущим на милостивый о них суд Божий, как будто все знамения прошли для него бесследно и его послушание Иегове не было убеждением его души. Теперь он сознает себя правым в своих мыслях о язычниках, а Бога не по правде к ним милостивым и не будучи в состоянии пережить этого несогласия просит у Бога себе смерти: **и ныне, Господи, возьми душу мою, ибо лучше мне умереть нежели жить** [[old:ion:04:03|(Ион. 4:3)]]. Этот возврат к национальным еврейским мыслям и чувствам произошел у пророка Ионы, может быть, потому, что он лично в Ниневии увидел всю неизмеримую глубину нравственного развращения язычников, а плодов покаяния или не замечал, или не верил в их искренности и прочности. Как человек впечатлительный и всегда искренний, не умевший ничего делать наполовину, а всякому чувству отдававшийся всецело, Иона выражает свой протест против помилования недостойных, по его мнению, язычников в самой резкой форме. В данном случае он может быть подражал пророку Илии, которого мог знать лично, когда тот тоже просил себе смерти, если Бог не хочет истребить отступивших от Него израильтян [[old:3ts:19:03|(3 Цар. 19:3-14)]]. [<10>]