[<10>] ====== Толкования на Иов. 1:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И родились у него семь сыновей и три дочери** Посмотри, как [Писание] сначала говорит о его добродетели, а затем о [дарованном] от Бога. Заметь и его благочадие в том, что касается мужского и женского пола, причем в той соразмерности, которая наиболее всего вожделенна и доставляет наибольший плод. Сначала [Писание] говорит о том, за что следует ублажать этого человека: за его великую добродетель и красоту души. Ведь именно добродетель была прежде источником этих благ, то есть благочадия и многочадия. //Не будет//, сказано, у тебя //не рождающей и бесплодной// [[old:ish:23:26|(Исх. 23:26)]]. Авраам же не имел детей потому, чтобы ты узнал, что не эти блага [даруются] в награду за добродетель, но другие. Поэтому Бог обещал тебе эти блага по снисхождению. //** Комментарий на Книгу Иова.**// ---- Он лишился детей, но плоды благочестия сохранил. Да они, плоды благочестия, и были для него сыновьями, а доброде­тели заменяли ему дочерей. Три дочери было у него по плоти, и три добродетели по духу, как говорит Павел: //«пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»// [[new:1kor:13:13|(1 Кор. 13:13)]]. Он лишился всего, но Создателя естества не отвергся: он знал, что дети есть надежда будущего, но сам корень в руках Божиих. Он не предался малодушию, когда увидел гибель плодов, потому что знал, что возделыватель корня пре­бывает во веки. **//О праведном и блаженном Иове.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И родились у него семь сыновей и три дочери** __**Исторический смысл**__ Множество детей не побуждало его к лихоимству, хотя очень часто обилие потомков побуждает сердца родителей к жадности. Ибо тем большее возгорается стремление к собиранию наследства, чем многочисленнее наследники. Следовательно, ум блаженного Иова был настолько свят, что он был назван праведником, хотя и явился отцом многих детей. В начале книги сказано, что он всегда ревностен был в приношении жертв Богу, и после сам упоминает о своей готовности благотворить. Давайте представим, какую твердость показал тот, кого даже такое множество наследников не преклонило к жадности, сопровождающей все, что связано с наследством. __**Таинственный смысл**__ Седмеричное число совершенно. Что может открываться в седмеричном числе, если только не полнота совершенства? Говоря о седмеричном числе, мы могли бы умолчать о рассуждениях человеческого ума, согласно которым оно потому оказывается совершенным, что состоит из начала четного и начала нечетного; из начала делимого и начала неделимого. Но мы точно знаем, что Священное Писание научило понимать седмеричное число как совершенное [[old:gen:02:03|(Быт. 2:3)]]. Также в Писании говорится, что Господь в седьмой день успокоился от дел. Здесь же указано, что седьмой день был дан людям для покоя, то есть для субботы. Там же [упоминается] юбилейный год, в который объявляется полный покой, состоит из семи седмиц, и завершается прибавленной единицей нашего единения. Сыновья Иова изображают апостолов. Итак, родилось у него семь сыновей. Подумать только, из того, что необходимо было предвозвестить, они мужественно собой прообразовали апостолов. Они, исполняя предписания совершенства, нечто вроде более совершенной крепости в образе жизни своей достигнут. Таким образом, двенадцать избранных должны в совершенстве исполниться семью дарами Святого Духа. Разумеется, от семи число возрастает до двенадцати. Значит, семь, увеличиваясь в своих частях, стремится к двенадцати. Итак, либо четверка производится посредством тройки, либо тройка посредством четверки, как и семерка в двенадцать. Посему святые апостолы, поскольку посылаются проповедовать Святую Троицу по четырем сторонам света, есть двенадцать избранных, дабы также и числом они явили совершенство, которое проповедовали жизнью и словом. Дочери символизируют простой народ и три чина верных. Рождены были также три дочери. Под дочерями понимаем немощнейший простой народ, который, хотя и не пребывает в делах совершенных и не обладает добродетелью крепости, все же придерживается веры в Святую Троицу. Следовательно, в порядке упоминаемых семи сыновей и трех дочерей действительно изображается множество последователей [Христа]. Еще под тремя дочерями понимают три чина верующих. После сыновей говорится о дочерях, потому что после апостолов, обладающих удивительной силой, в жизни Церкви имеются три других служения, а именно: пастырей, воздержанных, а также людей, состоящих в браке. И пророк Иезекииль возвестил [нам] услышанное им о трех спасительных мужах, а именно: Ное, Данииле и Иове [[old:iez:14:14|(Иез. 14:14)]]. Ибо что прообразовал собой Ной, который управлял ковчегом во время потопа, если не начальников, руководящих образом жизни народа и управляющих Святой Церковью среди бури искушений? Что же под именем Даниила подразумевается, удивительная премудрость которого всем известна, как не жизнь воздержанных, которые отвергли все, что есть в этом мире, возвышаясь благородным духом над презренным Вавилоном? А посредством Иова что открылось, если не жизнь добрых супругов, которые, имея попечение о мирском, совершают доброе, тем самым через земные дела, совершая путь к Отечеству Небесному? Таким образом, после чина святых апостолов следуют другие три, как сразу после сыновей упоминаются три дочери. __**Нравственный смысл**__ Семь сыновей Иова символизируют семь даров Святого Духа, а три дочери надежду, веру и любовь. Следовательно, семь сыновей у нас рождаются, когда посредством зачатия доброго разумения в нас появляются семь добродетелей Святого Духа. Ибо это внутреннее потомство, рождающееся после того как Дух оплодотворяет ум. Пророк перечисляет его, говоря: «//Почиет на них Дух Господень, дух премудрости, дух разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия и наполнит их дух страха Божья//» [[old:is:11:02|(Ис. 11:2)]]. Поэтому, когда через пришествие Святого Духа мудрость, разум, совет, крепость, знание, благочестие и страх Господень в каждом из нас рождаются, подобно тому, как если бы в уме увеличивалось постоянное потомство, которого род небесной знатности для жизни более продолжительной сохраняет тем, чем любовью к вечности приобщает. Несомненно, в нас семь сыновей имеют три сестры своих, так как они стойко совершают все, что принадлежит смыслу добродетелей, и соединяют это с надеждой, верой и любовью. Поэтому семь сыновей не придут к совершенству десяти, если то, что делают – делают без веры, надежды и любви. Следовательно, поэтому за этим множеством предшествующих добродетелей следует всестороннее рассуждение о добрых делах, к чему верно прибавляется: //"И было имение его семь тысяч овец и три тысячи верблюдов".// //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Сщмч. Зенон Веронский ===== **И родились у него семь сыновей и три дочери** Поэтому он, блаженный, достойно наслаждался блаженною жизнию... значительно было и число детей его, притом обоего пола, - что родителям особенно приятно. **//Об Иове.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока** За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами [[old:vtor:28:01|(Втор. 28:1-13)]]. Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: //"разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, дело рук его благословил?"// (см. [[old:iov:01:09|Иов. 1:9-10]]), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ([[old:iov:01:15|Иов. 1:15]]; ср.: [[old:gen:42:26|Быт. 42:26;]] [[old:1ts:25:18|1 Цар. 25:18]]), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. "ебудда", "δουλεία" Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: "ὑπηρεσία πολλὴ σφόδρα", - //"слуг много зело"//, и "ἔργα μεγά­λα ἦν αὐτῷ ἐπι­̀ τῆς γῆς", - //"дела велия бяху ему на земли"//, разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское "ебудда" в [[old:gen:26:14|Быт. 26:14]] они передают термином "γεωργία") суть награда за благочестие. Согласно [[old:vtor:28:13|Втор. 28:13]], таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди //"всех сынов Востока"//, - потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток [[old:gen:25:06|(Быт. 25:6)]] и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется "страною восточною" [[old:gen:29:01|(Быт. 29:1;]] [[old:chis:23:07|Чис. 23:7)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]