[<10>] ====== Толкования на Иов. 1:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана** Итак, неужели в ангельском служении участвует и диавол, и среди святых духов является и не­чистый дух? Конечно, ни святые ангелы не предстоят Богу телесно, ни сатана; но вообще служение их названо предстоя­нием. Именно, как об Илии, действовавшем на земле, было сказано, что он предстоял Богу: //«жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою»// [[old:3ts:17:01|(3 Цар. 17:1)]], не в том смысле, что взойдя на небеса предстоял, но что был исполнителем бо­жественного повеления, так и диавол предстал пред Богом, не на небе, не среди премирных сил, но как создание Божие, обязанное исполнять то, что повелено. А как, – послушай. Впрочем, конечно, вы сами уже сделали из моих слов такой вывод: значит, Бог пользуется диаволом как слугою. Дей­ствительно, как в человеческих войсках выделяются воины, которые несут почетную службу, и с другой стороны такие, на обязанности которых лежит приводить в исполнение наказа­ния, так и здесь – для добрых дел и для устроения спасения людей посылаются святые ангелы, а для наказания без­законных людей посылаются демоны; а как, послушай. Когда Павел воспоминает о святых ангелах, он говорит: //«не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]]? Отсюда ясно, что святые ангелы служат спасению людей. А гнусные демоны, по словам Давида, служат для наказания грешников: «послал на них» (на египтян) //«яростный гнев Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов// (посылающих) //бедствия»// [[old:ps:077:49|(Пс. 77:49)]]. Значит, злые и нечистые духи, хотя и не повинуются по доброй воле, но находятся под игом работы и принуждаются как палачи исполнять то, что приказано. И не удивляйся, что Бог приказывает демонам. И апостолы употребляют диавола как палача. Павел пишет: так как //«имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере..., то которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать»// [[new:1tim:01:19|(1 Тим. 1:19-]][[new:1tim:01:20|20)]]. И опять о некоем блуднике, подлежавшем наказанию, что говорит тот же самый Павел? //«А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа»//[[new:1kor:05:03| (1 Кор. 5:3-5)]]. Именно, чтобы не подумали де­моны, что они вообще владеют божественною властью, они принуждаются и против воли исполнять повеления, но поручается им не то, что служит ко благу, но то, что составляет нака­зание. Разве не известно вам, что и наши власти, когда призы­вают кого-либо с честью, посылают гонцов, называемых по-римски курсорами, а если кого привлекают с бесчестием, посылают других воинов – грязных и грубых? Так и Бог к святым посылает ангелов, содействующих спасению, а когда хочет наказать, поручает это нечистым духам. По­этому, когда Бог выражал Свое недовольство против Ахаава, Он сказал: //«кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал...?»// И от­вечал дух нечистый: //«я склоню его»// [[old:3ts:22:20|(3 Цар. 22:20]][[old:3ts:22:21|-21)]]. Он знал, ко­нечно, что для этого именно назначен диавол. Итак, демоны (будьте же внимательны к моим словам, прошу вас; ведь я говорю о невидимых предметах, а не о чувственных; впро­чем, я совсем бы и не стал говорить о подобных вещах если бы не находил повода в Священном Писании; правда, не дело человеческой мысли отделять сверхчувственное от чувственного, но не могу же я говорить против того, что ска­зал Бог; последуем же написанному – охотно или неохотно); итак, лукавые духи посылаются собственно для приведения в исполнение наказания над злыми людьми; но посылаются и к праведным людям, не для наказания, но для испытания. Так как святой ангел не может быть послан для искушения (ко­нечно, Бог и не прикажет ангелу чего-либо недостойного), то с этою целью и употребляются нечистые духи. И не удивляйся, что нечистые духи посылаются к праведникам. Ведь некогда и Владыка всех был возведен от Иордана в пустыню иску­ситься от диавола. Значит, если Господа и Спасителя всех искушал диавол, то что удивляться, когда к праведнику для испытания его терпения посылается лукавый дух? Посылается, впрочем, не в смысле приказания от Бога, но в смысле попущения; Писание прибегает здесь к олицетворению. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 3-е.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана** __**Исторический смысл**__ Следует обратить внимание на то, как Священное Писание уже в начале повествования изображает характер и завершение происходящего. Ведь иногда о будущих событиях оно сообщает положением места, иногда положением тела, иногда описанием погоды, а иногда временем года. Так Писание изображает значение последующего и окончание происходящего положением мест, когда говорит об Израиле, что он не мог слушать слова Бога на горе, но получал заповеди на равнинах. Этим оно показывает последующую слабость народа, который не сможет подниматься вверх, но небрежным, развратным жительством опустится на самый низ. Положением тела указывает будущее, когда в Апостольских Деяниях говорит, что Стефан объявляет себя видящим Иисуса Христа, стоящего одесную Силы Божией. Стоять свойственно тому, кто помогает. И мы видим, что прямо стоит тот, кто помогает в бою во время войны. Описанием погоды предвозвещает будущее. Так, например, поскольку никто из Иудеи не верил, когда проповедовал Господь, то Евангелист прежде говорит: «//И была зима//» [[new:in:10:22|(Ин. 10:22)]]. Ибо написано: «//По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь//» [[new:mf:24:12|(Мф. 24:12)]]. И потому показывает время зимы, чтобы указать на холод злобы в сердцах слушателей. Таким же образом предваряется отрицание Петра: «//Так как было холодно, он стоял у углей, греясь//» [[new:in:18:18|(Ин. 18:18)]]. Когда внутри него остыло тепло благодати, он вновь, из-за воспламенившейся неверности, устремился к любви временной жизни, как к костру гонителей Христа. Описанием времени показывается конец действия. Так, Иуда вышел ночью для вероломного предательства, не собираясь возвращаться к милости. Поэтому, когда он вышел, Евангелист говорит: «//Была ночь//» [[new:in:13:30|(Ин. 13:30)]]. Потому и неправедному богачу говорится: «//В сию ночь душу твою возьмут у тебя//» [[new:lk:12:20|(Лк. 12:20)]]. Душа, которая ведется во тьму, забирается не днем, а ночью. Соломон получил премудрость, не собираясь оставаться утвержденным в ней, потому описывается, что он получил ее во сне и ночью. Еще вспоминается, что ангелы приходят к Аврааму в полдень, а карать Содом приходят вечером. Итак, поскольку блаженному Иову искушение служит к победе, то говорится, что дается оно днем. **И был день, когда пришли сыны Божии предстать очам Господа; между ними пришел и сатана** Кто же называются сыновьями Божиими, если не избранные ангелы? Хотя о них известно, что они служат Всевидящему Творцу, следует понять, откуда они приходят, чтобы предстоять пред Господом. Сообщая об этом, Истина говорит: «//ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего, Который на небесах//» [[new:mf:18:10|(Мф. 18:10)]]. Вместе с Ней и пророк говорит: «//Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним//» [[old:dan:07:10|(Дан. 7:10)]]. Итак, если они всегда видят и всегда служат, то нужно приложить усилие, чтобы узнать, откуда приходят те, которые никогда не уходят. Но вместе с тем через апостола Павла сообщается: «//Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?//» [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]]. Так как мы знаем, что они посылаются, тем самым узнаем, откуда они приходят. Но смотри, к вопросам мы добавляем вопросы, и, пытаясь развязать петлю, завязываем узел. Ведь как они могут всегда предстоять и видеть лицо Отца, если посылаются к нам со служением для спасения? Однако мы быстро решим этот вопрос, если вспомним очень тонкую природу ангелов. Они не удаляются от Божественного созерцания, чтобы не лишиться внутренней радости; так как если, удаляясь, оставят взор Создателя, то ни падших не могут поднять, ни незнающим возвестить истину, и не могут подавать слепым источник света, который они сами потеряли. Отличие ангельской природы от нашей заключается в том, что мы и местом ограничены, и покрыты слепотой неведения, дух же ангелов, хотя и ограничен местом, но, однако, их знания простираются неизмеримо выше и шире наших. Они преисполнены знанием и изнутри, и снаружи, так как созерцают Сам Источник знания. Что же могут не знать из того, что может быть узнано, те, кто знают Знающего все? Итак, их знания намного шире по сравнению с нашими, но по сравнению с Божественным знанием узки; как и сами они по сравнению с нашими телами являются духами, но по сравнению с высшим и неограниченным Духом являются телами. Потому они и посылаются, и предстоят; так как через то, что ограничены – удаляются, а так как внутренне предстоят, никогда не уходят. Поэтому и Лицо Отца всегда видят, и, однако, приходят; так как к нам приходят духовным присутствием, а через внутреннее созерцание служат там, откуда приходят. **Между ними пришел и сатана** Постараемся узнать, как среди избранных ангелов мог прийти сатана, который прежде ушел от их жребия проклятый, изгоняемый гордостью. Но верно сказано, что он пришел среди них, так как он, хотя и потерял блаженство, но не потерял подобную им природу. И хотя он отягощен карой, но поднимается в силу тонкой природы. Сказано, что он пришел к Господу среди сынов Божиих, поскольку Всемогущий Господь взглядом, которым созерцает все духовное, так же видит и сатану в числе тонкой природы. Свидетельствуя об этом, Писание говорит: «//Очи Господа видят плохих и хороших//» [[old:pr:15:03|(Притч. 15:3)]]. Но в словах «**сатана пришел к Господу**» состоит трудный для нас вопрос. Ведь написано: «//Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят//» [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Каким образом сатана может созерцать Бога, если он ни в коей мере не может быть чист сердцем? Но надо заметить, что он, как сказано, хотя и предстал пред Господом, но не видел Господа. Он приходит, чтобы быть видимым, а не видеть. Сам видим Господом, но Господа не видит. Так слепой, поскольку находится под солнцем, сам покрывается его лучами, но не видит света, которым освещается. Итак, сатана потому находился среди ангелов пред Господом, что Божественная сила, которая видит и проникает все, видит и невидящего ее нечистого духа. Ибо поскольку те, кто убегают от Господа, не могут укрыться, так как все обнажено пред Взглядом Вышнего, то и отсутствующий сатана теперь присутствует. __**Таинственный смысл**__ Сначала нужно исследовать, почему сказано, что нечто сделано пред Господом в некоторый день, если для Него не существует никакого движения времени, никакого чередования дня и ночи. Нет никакого несовершенства изменяемости в том свете, который без приближения выявляет то, что избирает, и без удаления оставляет то, что презирает, поскольку пребыванием в Себе Самом Неизменный определяет все изменяемое; и так Он для Себя основал преходящее, чтобы для Него оно никак не могло пройти, и время, которое для нас бежит вовне, внутри перед Его взором не течет. Так происходит, что в Его вечности остаются неизменными те вещи, которые изменяются, распространяясь в веках. Почему же сказано, что у Того «**был день**», для Кого вся вечность как один день? Этот день не имеет начала и конца, как говорит Псалмопевец: «//Один день в чертогах Твоих лучше тысячи//» [[old:ps:083:11|(Пс. 83:11)]]. Но когда Священное Писание говорит в категориях времени о возвышенном, то правильно пользуется обозначением времени, поскольку, нисходя, возвышает; и пока рассказывает что-либо временное о вечности, постепенно ум, привыкший ко времени, приводит к вечному, и неизвестная нам вечность лучше проникает в наши умы, обращаясь к ним знакомыми словами. Что же удивительного, если Бог в Священном Писании не открывает человеческому уму с поспешностью Свою неизменяемость? Когда и славно празднуемую нетленность Своего воскресшего тела, которое Он восстановил, сделал известной некими приближающимися явлениями. По свидетельству Луки [[new:lk:24:04|(Лк. 24:4)]] мы знаем, что некоторым, ищущим Его во гробе, прежде послал ангелов. Затем Сам явился на пути говорящим о Нем ученикам, но не позволил Себя узнать [[new:lk:24:15|(Лк. 24:15)]]; и только после продолжительного наставления открыл Себя в преломлении хлеба. И в конце концов, внезапно явившись, позволил не только узнать Себя, но даже осязать. Так как сердца учеников все еще были слабы, они должны были укрепляться постепенностью познания такой тайны, чтобы, понемногу ища и открывая, они затем укрепились бы, и, укрепившись, достигли бы твердого знания. Потому не внезапно, но с постепенным осознанием смысла слов, мы, словно некими шагами, бываем ведомы к вечности; потому и говорится, что пред Богом нечто произошло в некий день, хотя Сам Он созерцает время вне времени. Может быть, тем, что сатана пришел, когда нечто произошло днем, Священное Писание стремится показать нам, что Бог видит в свете тьму? Мы не можем одновременно видеть и свет, и тьму, потому что, когда мы устремляем взгляд в темноту, то этим прогоняем свет, а когда поворачиваемся к сиянию света, то отступает тень мрака. Но та Сила, Которая неизменно видит все изменяемое, без всякой неясности различает мрак отпадшего ангела, словно сатана пришел к Ней днем. Мы, как сказано, не можем одновременно смотреть и на то, что с одобрением выбираем, и на то, что с неодобрением осуждаем, так как, когда наша мысль устремляется к одному, то мышление отделяется от другого, когда же возвращается к первому, удаляется от того, в чем утверждалось. Бог же, лишенный изменчивости, созерцает все одновременно, и содержит все расширяясь, то есть и благое, которому Он благоволит, и злое, которое Он осуждает; и за угодное вознаграждает, и за достойное осуждения наказывает, и хотя Он все располагает в различном порядке, Сам не является различным. Итак, говорится, что сатана пришел к Нему днем, поскольку свет Его вечности не затрагивается никаким помрачением изменчивости; и именно потому, что Он созерцает и мрак, говорится, что явился сатана среди сыновей Божиих, так как нечистый дух поражен силой Его правосудия, которой, конечно, наполнены сердца чистых духов; и сатана пронзается тем же лучом света, преисполненные которым, ангелы сияют. Явился среди сыновей Божиих, потому что они служат Богу для помощи избранным, а он служит для их испытания. Явился среди сыновей Божиих, потому что, хотя от них подается помощь милосердия страдающим в этой жизни, он, не зная тайны Божественного правосудия, пытается послужить их осуждению. Потому в книге Царств сказано пророком: «//Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное по правую и по левую руку Его, и сказано: в чем Я обману Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один и сказал: я обману его. И сказано: в чем ты обманешь? Он, отвечая, говорит: я выйду, и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его//» [[old:3ts:22:19|(3 Цар. 22:19)]]. Что же есть Престол Божий, если не ангельские силы, восседая на умах которых, Всевышний устраивает все низшее? И что такое «воинство небесное» , если не множество служащих ангелов? И что значит, что, как сказано, воинство стояло по правую и по левую руку Его? Ведь Бог, Который пребывает и внутри, и вне всего, не имеет ни правой, ни левой руки. Но правой рукой Бога называется часть избранных ангелов, левой же – часть порочных ангелов. И служат Богу не только хорошие ангелы, которые помогают, но также и плохие, которые испытывают; служат не только те, кто помогают обращающимся от грехов, но и те, кто отягощают нежелающих обратиться. Когда говорится о небесном воинстве, то можно понимать, что оно включает в себя и падших ангелов. Тех, кто поднимается в воздух, мы называем птицами небесными. Вот и об этих духах говорит апостол Павел: «//Против духов злобы поднебесных//» [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]. Он говорит, сообщая об их главе: «//По воле князя, господствующего в воздухе//» [[new:ef:02:02|(Еф. 2:2)]]. По правую и по левую руку от Бога стоит ангельское воинство, так как воля избранных ангелов находится в согласии с милосердием Божиим, а ум падших, которые служат своей злобе, повинуется суду Его строгости. Потому и описывается, что тотчас на середину выскакивает лукавый дух, которым обманывается требующий наказания царь Ахав. Беззаконно думать, что добрый дух пожелал бы служить ложью, и сказал бы: «Я выйду, и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его». Но царь Ахав из-за своих прежних грехов достоин был подвергнуться такому обману: поскольку, кто часто вольно впадал в грех, теперь против желания должен быть пойман для наказания; по тайному правосудию злым духам дается власть, чтобы тех, кого по доброй воле сжимали в петле греха, против воли влекли к наказанию за грех. Где сказано, что воинство небесное стоит возле Бога справа и слева, там же описывается, что сатана явился среди сыновей Божиих. Смотрите, ангелы стояли справа от Бога, так как они называются сыновьями Бога, но ангелы стоят и слева, потому что среди них пришел сатана. Но так как мы решили изыскивать тайны аллегории, мы подобающим образом приняли, что Бог увидел сатану днем, поскольку ограничил его пути в воплощении Своей Премудрости, словно Он не видел его столь долго, сколько терпел его порочность, губившую человеческий род. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана** //Вопрос//. Если диавол, совратившись, пал с неба к худшему, то оно у него над головою безвозвратно. Но как он смеет приблизиться к небесам, и предстоять вместе с Ангелами Богу, и просить Иова? — так говорится о нем в Писании: "**Пришли Ангелы Божии, и диавол пришел среди них...**" //Ответ//. Не нужно полагать, что диавол взошел на небеса, туда, откуда он пал, что он с Ангелами вошел к Богу и был не иначе как выше небесного свода. Но Божество, непостижимое, величайшее и необъятное, везде существует и все наполняет. Ибо Бог наш //на небе и на земле, в море и во всех безднах// [[old:ps:134:06|(Пс. 134:6)]], как сказал божественный Песнопевец. Из этого мы научены, что пред Ним стоят и видят Его не только Ангелы, но и диавол, и бесы, и люди, и скоты, и все. Ибо, существуя на земле, мы предстоим Богу, по слову божественного Илии: //"Жив Бог, перед Которым стою сегодня"// [[old:3ts:17:01|(3 Цар. 17:1)]]. Если воздух все объемлет, то много более под властью Творца весь строй из четырех элементов: и бесплотные умные силы, и словесные, и скоты, и бессловесные, и лишенные души, и лишенные чувств. Ибо все обнажено и открыто пред очами Его, и нет творения, которое осталось бы пред Ним невидимым — сказал святой Апостол. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 49.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана** Разве были такие времена, когда не приходили **сыны Божии предстать пред Господа**? Разве не написано о них, что //тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним// [[old:dan:07:10|(Дан. 7:10)]]? Но этот приход, по нашему мнению, - это приход ангелов, посланных во служение человекам. Вот, Павел говорит: //Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]]. **//Гомилии на Книгу Иова.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана** При благочестии Иова причина постигших его бедствий заключалась не в нем; она лежала вне его, - в клевете злого духа [[old:iov:01:09|(ст. 9]][[old:iov:01:11|-11)]], давшей Божественному Правосудию повод доказать на примере Иова торжество правды и добра над злом. На поэтическом языке автора книги данная мысль выражена образно: им нарисована небесная картина явления пред лице Божие "сынов Божьих", т. е. ангелов [[old:ps:028:01|(Пс. 28:1,]] [[old:ps:088:07|88:7;]] [[old:dan:03:092|Дан. 3:92)]], названных так по своей богосозданной и богоподобной природе, и вместе с ними сатаны (ср.: [[old:3ts:22:19|3 Цар. 22:19-22]]). Последнее имя, выражая идею злого, коварного существа, в смысле нарицательном обозначает вообще противника, клеветника [[old:chis:22:22|(Чис. 22:22;]] [[old:1ts:29:04|1 Цар. 29:4;]] [[old:3ts:05:18|3 Цар. 5:18,]] [[old:3ts:11:14|11:14,]] [[old:3ts:11:23|23,]] [[old:3ts:11:25|25;]] [[old:ps:108:06|Пс. 108:6)]], а в смысле собственном - злого духа [[old:1par:21:01|(1 Пар. 21:1;]] [[old:zah:03:01|Зах. 3:1)]]. "Гассатан" (с опред. членом) - враг в абсолютном смысле, - враг Божий, божественных планов и творений - людей, их спасения. **//Толковая Библия.//** [<10>]