[<10>] ====== Толкования на Иов. 1:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда он еще говорил, приходит другой и говорит: огонь Божий упал с неба, и поразил овец и отроков, и уничтожил их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе** Смотри, что делает диавол. Когда увидел враг, что праведник благородно устоял после первого и второго удара и совершенно не поколебался этими его искушениями, поражае­мый, но не раненный, он ухищряется сделать нечто иное. Он бросает огонь сверху, чтобы казалось, что огонь ниспослан с неба, и чтобы, подумав, что Бог с неба воюет против него, Иов похулил Бога, столь несправедливо наказывающего его без всякого греха. **Огонь Божий**, говорит,** упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их**. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 1-ое.//** ---- И вот, чтобы пере­вести мысль его от людей к Богу, и показать, что не люди вредят ему, но сам Бог против него, диавол возвещает ему уже иначе: **огонь Божий упал с неба**. Теперь ты не мо­жешь сказать, что враги бросили огонь с неба. Негодуй же на эту несправедливость, похули Того, Кто виноват против тебя. **Огонь Божий упал с неба**. Зачем же ты служишь обидчику? Зачем покланяешься своему разорителю? **Огонь Божий упал с неба**. Услы­шал об этом Иов и опять перенес спокойно. Его терпение было в полном смысле терпение до конца, как говорит Спаси­тель: //претерпевший же до конца спасется// [[new:mf:10:22|(Мф.10:22)]]. Каждый день трудился он, принося жертвы за детей; и Бог постоянно принимал эти ежедневные его жертвоприношения. **Огонь Божий упал с неба**. Если бы я один пользовался своим богат­ством, то мне следовало бы скорбеть; если же пользовались им и бедные, не мог Владыка пренебречь ими. Я знаю, что то, что приносится Ему в жертву, он возвращает пятерицею. Ведь не неправдой собрано мое имение? Не путем корыстолю­бия приобрел я овец? //Не был ли он согрет шерстью овец моих// [[old:iov:31:20|(31:20)]], //от чрева матери моей я руководил вдову// [[old:iov:31:18|(31: 18)]]. Знает Бог, что Он творит. Теперь Он взял мое имущество в качестве жертвы; возвратит мне его множицею за умножение добродетели. Не поколеблют меня внешние стрелы, когда я обладаю внутреннею твердостью, и еще больше укре­пят меня извнутри стрелы Божии. //Ведь стрелы Твои вонзились в меня// [[old:ps:037:04|(Пс.37:4)]]. //Стрелы// — какие? Стрела благочестия, стрела правды, стрела любви к Богу, стрела ревности к доброде­тели: этими божественными стрелами уязвляется душа. Итак, подвергнув праведника этому испытанию до конца и уничто­жив его богатство, диавол не мог, однако уничтожить его добродетели. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 3-е.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Когда он еще говорил, приходит другой и говорит: огонь Божий упал с неба, и поразил овец и отроков, и уничтожил их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе** __**Исторический смысл**__ Чтобы скорбь слушающего была не меньше, чем от гибели вещей, дьявол побуждает к смущению душу Иова самими словами вестников. Обрати внимание, как хитро он говорит: «**Огонь Божий**», словно хочет сказать: «Ты терпишь кару от Того, Кого хотел умилостивить столь многими жертвами; переносишь гнев Того, Кому ежедневно служил до пота». Ведь когда дьявол показывает, что Бог, которому Иов служил, причинил зло, то припоминает рану своего отступления; и пока Иов не приводит себе на ум смирение, то чувствует, что служил он напрасно, и сетует на несправедливость Творца. Ведь набожный ум покоится в утешении Божественной благодати, когда видит себя терпящим бедствия от людей. И когда он замечает, что буря искушений снаружи усиливается, он удаляется, и бежит внутрь гавани совести, в поисках надежды на Бога. Лукавый враг, желая сокрушить крепчайшую грудь святого мужа одновременно и человеческой враждебностью, и отчаянием в Боге, сначала говорит о нападении Савеян, и вскоре сообщает, что огонь Божий сошел с неба; чтобы, как будто исключить всякую возможность утешения, превращая в противника Того, Кто мог утешить душу среди бедствий: и пока искушаемый чувствует, что он всеми оставлен и отовсюду притеснен, и чем больше он отчаивается, тем скорее начинает роптать. __**Таинственный смысл**__ Все, кто имели служение проповеди в синагоге, правильно именуются небом, так как им, бесспорно, было вверено разуметь высоты. Почему и Моисей, когда воздвигает священников и народ к словам своего наставления, говорит: «//Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих//» [[old:vtor:32:01|(Втор. 32:1)]]. Небом образно именует сословие начальников, землей же, конечно, подчиненный народ. Под «небом» нами так же могут пониматься священники, или фарисеи, или учители закона, которые, когда служили небесному перед глазами людей, сияли небесным светом. Но так как сами они всеми силами выступили против нашего Искупителя, то словно огонь с неба упал, когда для обмана неопытного народа, те, которые должны были научать истине, воспылали огнем ненависти. Из Евангелия мы знаем, что эти ревнители истинного учения искали удобного случая, чтобы предать Господа, но, опасаясь народа, не осмеливались делать это явно. Потому в Евангелии также написано, что, возражая народу, они говорили: «//Разве кто-нибудь из начальников уверовал в Него, или из фарисеев? Но толпа эта, которая не знает закона, проклята она//» [[new:in:07:48|(Ин. 7:48)]]. Кого же мы понимаем под овцами и отроками, если не тех невиновных, но настолько робких, что они боялись терпеть враждебность фарисеев и начальников, и были сожжены огнем неверности. Потому говорится: «**Огонь Божий упал с неба, и поразил овец и отроков, и уничтожил их**» , что значит, что из сердец начальников исшел огонь зависти, и сжег все благое, появлявшееся в народе; потому что, когда злые начальники против Истины выставляют свою честь, они отвращают от всяческой справедливости сердца своих последователей. И хорошо добавлено: «**и спасся только я один, чтобы возвестить тебе**» ; так как, когда по причине злобы исполнилось предсказанное, то пророческое слово, которое говорит: «//И ныне огонь пожрет врагов//» [[old:is:26:11|(Ис. 26:11)]], избежало гибели во лжи. Как если б явно было сказано: «плохих огонь не только погубит после через наказание, но уже сейчас сжигает через злобу», потому что те, кто после будут поражены карой воздаяния, сейчас поражают сами себя муками зависти. То, что возвращается один бегущий отрок, сообщая, что овцы и отроки погибли от огня, значит, что пророчество, оставляя иудейский народ, показывает, что оно возвещает правду, когда говорит: «Ревность поразила грубый народ». Как если б явно было сказано: «Раз народ не хотел признавать слова пророков, но доверился словам завистников, то сам погиб в огне ярости, сгорев в пламени чужой зависти». __**Нравственный смысл**__ Что изображается овцами, если не безупречность мыслей, что изображается овцами, если не чистота хороших сердец? Немного ранее мы уже сказали, что небо называется воздухом: от чего и птиц мы называем небесными. И мы знаем, что нечистые духи, который упал с эфирного неба, блуждают в этом пространстве между небом и землей: они тем более завидуют людям, сердцами возвышающимся к небесному, чем более видят себя отверженными от небесного через нечистоту своей гордости. Так как против наших чистых помышлений от воздушных сил устремляется огонь зависти, огонь с небес сходит на овец. Часто они разжигают чистые помышления нашего ума огнем страсти; и словно пожигают огнем овец, когда искушением разнузданности нарушают целомудренные движения души. Это и называется огнем Божиим, так как бывает не по воле, а по попущению Божию. И поскольку, внезапно напором они сокрушают подчас саму бдительность ума, то словно мечем убивают стражей-отроков. Но все же один убегает невредимый, пока все, что испытывает душа, терпеливо и тонко рассматривает различение, и оно одно и избежало смертельной опасности; так как даже при смущении мысли различение не поддается и не возвещает душе о поражении, но как господин призывает ее к плачу. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе** Кто есть этот **огонь**? Сам враг, о котором сказал Давид: //Да падут на них горящие угли// [[old:ps:139:11|(Пс. 139:11)]]. На самом деле, он не мог, как считают некоторые люди, метать громы и молнии, или приводить в движение стихии. Потому дьявол в подобии огня упал на стада овец, чтобы принудить Иова к хуле на Бога, словно это Он с неба погубил богатства праведника. //**Гомилии на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе** Выражение «**огонь Божий**» напоминает тождественные выражения: «//огонь от Господа//» [[old:gen:19:24|(Быт. 19:24)]], «//огонь Господень//» [[old:chis:11:01|(Чис. 11:1;]] [[old:3ts:18:38|3 Цар. 18:38)]], //"огонь Божий"// [[old:4ts:01:12|(4 Цар. 1:12)]], и потому должно быть понимаемо в буквальном смысле. Другие, ссылаясь на [[old:iov:01:18|18]][[old:iov:01:19|-19 ст]]., видят в данном выражении указание или на молнию, которою сопровождается буря, или на убивающий людей и животных ветер самум. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iov:01:13#lopuxin_ap|Иов. 1:13]] [<10>]