[<10>] ====== Толкования на Иов. 3:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-23 **почто бо дан есть сущым в горести свет и сущым в болезнех душам живот, иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища, обрадовани же бывают, аще улучат [смерть]? смерть бо мужу покой, егоже путь сокровен есть, затвори бо Бог окрест его** **На что**, говорит, **дан страдальцам свет, и жизнь огорченным душею**? Опять-таки, в этих словах Иов не обвиняет (да не будет!), но спрашивает и скорбит. Ибо то, что говорится в другом расположении духа, имеет иное значение. Так, когда некий мудрец говорит: //К чему сокровище в руках глупца?// [[old:pr:17:16|(Притч. 17:16)]] - этим показывается не что иное, как то, что он его недостоин. Отсюда мы узнаем, что не только жизнь, но и смерть бывает на пользу, когда она столь желанна. Которые **желают**, говорит, **смерти и не получают**. Поэтому и Екклесиаст говорит: //время всякой вещи// [[old:ekl:03:01|(Еккл. 3:1)]], и еще: //О, смерть!// Как приятно //воспоминание о тебе// (ср. [[old:prsir:41:01|Сир. 41:1-2]]). Он говорит это, чтобы, когда ты услышишь совет его жены: //Скажи какое-нибудь слово// [на Господа] //и умри// [[old:iov:02:09|(Иов. 2:9)]], ты не подумал, что он не произнес его из-за любви к жизни, но по благочестию. Ибо тот, кто считал смерть столь желанной и признавал великим благом, когда мог обрести ее, не дерзнул [сказать слово на Господа]. **Смерть**, говорит, **мужу покой** [[old:iov:03:23|(Иов. 3:23)]]. Вот что он провозглашает. Итак, если это покой, почему большинство людей не стремится к ней? А потому, что Бог сделал для нас жизнь вожделенной, чтобы мы не стремились быстро к смерти.** Ее же путь**, говорит, **сокрыт** [[old:iov:03:23|(Иов. 3:23)]]. Мне кажется, что он говорит о [пути] смерти, а некоторые говорят, что о [пути] человека. То, что он говорит о смерти, очевидно из сказанного выше и из слов: **вырывая ее словно клад** [[old:iov:03:21|(Иов. 3:21)]], очевидно скрытый. Будущее неизвестно, говорит, мы не находим пути. Не говори мне о вынутых из петли, ибо Иов говорит о том, что согласно с природой и заповедью Божьей. **Ибо затворил,** говорит, **Господь вокруг нее** [[old:iov:03:23|(Иов. 3:23)]], согласно слову Евангелия: //День Господень так придет, как тать ночью// [[new:1sol:05:02|(1 Фес. 5:2)]]. Ибо, чтобы кто-нибудь не сказал: «А почему ты не выбираешь смерть?», **Господь затворил**, говорит, **вокруг нее**. Двери, говорит, заперты. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ---- И это слова не осуждающего Божественный Промысл, – да не будет, сказанное не с одинаковым намерением не должно быть принимаемо в одинаковом смысле, – а слова скорбящего и желающего знать то, для чего являются имеющие испытывать несчастия. Другим, проводящим жизнь в богатстве или пользующимся телесным здоровьем, самая жизнь в обществе доставляет удовольствие. А не имеющие ничего подобного, в продолжение жизни испытывающие только бедствия, не знаю, какую будут иметь пользу, вступая в жизнь; и если другие, может быть, извлекают из жизни удовольствие, то эти какое? Отсюда видим, что не только жизнь, но и смерть была полезна, когда она так желательна, поэтому прибавляет: **«Которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга» («Иже желают смерти, и не получают, ищуще яко сокровища: обрадовани же бывают, аще улучат»)** [[old:iov:03:21|(Иов. 3:21–22)]]. Поэтому сказано: //«время всякой вещи»// [[old:ekl:03:01|(Еккл. 3:1)]]; и еще: //«О, смерть! Как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу» («о смерте, коль горька твоя есть память человеку мирно во имениих своих живущу, мужеви непекущуся и благополучну во всех и еще возмогающу прияти пищу»)// [[old:prsir:41:01|(Сир. 41:1–2)]]; и еще: //«О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение» («О, смерте, добр суд твой есть человеку требующему и умаляющуся крепостию, в последней старости сущему и пекущуся о всех, и неверствующу и погубившу терпение»)//[[old:prsir:41:03| (Сир. 41:3–4)]]. Поэтому и Иов, находясь в несчастии, желает смерти и говорит это, чтобы ты, слыша совет жены: «скажи некое слово к Богу и умри», не подумал, что он не сказал по любви к жизни, а не по благочестию. Действительно, признававший смерть столь желанною для себя, считавший ее за великое благо, не дерзнул искать ее, когда была близка к нему. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею** **Зачем дан страдальцу свет** Созерцая вечное, они избегают земного благополучия. – Иногда в Священном Писании светом именуется благополучие, ночью же обозначаются несчастья этого мира. Так хорошо говорится через Псалмопевца: «//Как тьма его, так и свет его//» [[old:ps:138:13|(Пс. 138:12)]]. Ибо поэтому святые мужи презирают блага этого мира и переносят беды его, попирая их величием ума, и, подчиняя себе и благополучие и бедствие, они говорят: «//Как тьма его, так и свет его//» . Это как если бы они прямо сказали: «Также как печаль его [этого мира] не нарушает силы наших устремлений, так и соблазны его не повреждают их». Впрочем, поскольку благополучие, как мы говорили ранее, даже если еще не ослабляет благого ума, тревожит святых мужей, ибо они видят себя страдальцами в горести этого изгнания и избегают быть отличенными в его процветании. Так ныне хорошо говорится: «**Зачем дан страдальцу свет**»? Ибо свет дается страдальцам, когда те, созерцая возвышенное, принимают лучезарность мимолетного счастья, и признают себя несчастными в этом странствовании. И хотя они горько плачут из-за того, что невольно удаляются от отечества, но, тем не менее, заставляют себя переносить тяготы почестей. Любовь к вечным [благам] истощает их, а слава временного благоприятствует. Когда они видят то, что она удерживает их в самом низу, и что они не могут видеть возвышенное, и что они поддерживают на земле, и то, что они теряют из небесных даров, они горько сетуют о своем благополучии. Ведь даже если они видят, что благополучие не может целиком одолеть их, они, однако, считают необходимым распределять свои мысли между любовью к Богу и своими попечениями. Поэтому, когда он говорит: «**Зачем дан страдальцу свет**», далее добавляет: **И жизнь огорченным душой** Здесь [исполнены] горести и избранные и развращенные, на равном положении. – Ибо все избранные есть огорченные душой, потому что они, плача не перестают наказывать себя, и они испытывают тяжкую скорбь, от того, что находятся вдали от своего Создателя и все еще лишены радостей вечного Отечества. Об их сердце хорошо сказано Соломоном: «//Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмещается чужой//» [[old:pr:14:10|(Прит. 14:10)]]. И также скорбят сердца злых, потому что они поражаются своими собственными злыми желаниями; но они не знают той же горести, поскольку не могут определить того, что претерпевают, ослепляя себя по своей воле. Напротив же, сердце благих знает свою горесть, потому что оно, сокрушаясь, осознает горесть изгнания, в котором оно находится; оно знает тишину, которой оно лишилось, и смятение, в которое оно впало. Но это, преисполненное горестью сердце иногда вновь обретает свою радость и чужой в его радость не вмещается, потому что тот, кто теперь через желания удаляет сердце от этой скорби, тогда будет удален от его внутреннего торжества. Кто мертв для мира, и для кого мир мертв. – Таким образом, те, души которых находятся в горести, желают совершенно умереть для мира; и так как не хотят ничего в мире, то уже и не связываются с миром никакими обязательствами. Часто случается, что человек умом уже не связывается с миром, но, однако мир привязан к занятиям человека: хотя он уже умер для мира, но мир еще не умер для него. Ибо мир, словно живой смотрит на него, в то время как он ревностно устремляет все свои усилия для преуспеяния в других своих делах. Поэтому Павел, когда совершенно презирает этот мир, и видит себя таковым, для которого этот мир вообще не может быть желанным, вырываясь из цепей этой жизни, хорошо говорит: «//Мне мир распялся и я для мира//» [[new:gal:05:14|(Гал. 5:14)]]. Без сомнения, мир был распят для него, потому что он уже был мертв и не любил его в своем сердце. Но и он был распят для этого мира, потому что старался показать ему, что он сам подобен мертвецу, и не может ничего от него желать. Ибо если мертвый и живой находятся в одном месте, хотя мертвец и не видит живого, однако, живой видит мертвого, но если оба мертвы, ни один не видит другого. Так, если кто не любит мир, но, однако, хотя и против своей воли любим им, так же как и мертвый не видит мир, мир видит его еще не мертвым. Но если он не задерживается в любви к миру, и не пленяется снова любовью от мира, тогда оба мертвы друг для друга, потому что они не устремляются друг к другу, подобно как мертвый не обращает внимания на мертвого. Поскольку Павел не искал славы мира, и не был разыскиваем славой мира, он радовался, что мир распят для него и он для мира. Поскольку многие стремятся [к этому], но еще не возвысились до высшей степени умирания, они, вздыхая, справедливо говорят: «**Зачем дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душой?**» Конечно, жизнь дается огорченным, когда слава этого мира [дается] печалящимся и стонущим [о ней]. Без сомнения, они терзаются сильнейшим страхом, ведь если они и не связываются с миром, они все еще страшатся своего подобия тем, к которым мир устремляется, поскольку если бы они не жили для мира каким бы то ни было образом, то он, несомненно, не любил бы их. Ибо море удерживает в себе живые тела, а мертвые сразу же извергает наружу. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком** Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния - утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: "//свет сладок//" [[old:ekl:11:07|(Еккл. 11:7)]]; но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения [[old:iov:03:23|(ст. 23)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]