[<10>] ====== Толкования на Иов. 3:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне** Причина того, что, подвергаясь такой буре, таким необычайным волнам, праведник оставался твердым, заключалась именно в том, что, когда был богат, ждал бедности; когда пользовался здоровьем, имел в виду болезнь; когда был отцом стольких детей, думал о том, что внезапно сделается бездетным. Зная свойство человеческих дел и принимая во внимание изменчивость их, он постоянно поддерживал в своей душе этот страх и беспокойство. Поэтому и сказал: **«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня»**. И хорошо сказал: **«постигло меня» («срете мя»)**; он как бы говорил: к нему «я всегда уходил мыслями, так как постоянно душа обращалась к этому, ожидая, надеясь и предугадывая». В самом деле, когда он проводил жизнь в богатстве, роскоши и большой славе, он, несмотря на это, каждодневно носил в душе несчастия других. Поэтому ни одно из случившихся великих и тяжких бедствий не привело его в смятение. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне** Поэтому блаженный Иов, когда говорит, что стоны его подобны мчащимся водам, тотчас добавляет: **Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне** Насколько нужно страшиться суждений Бога. – Итак, праведники объяты страхом и плачут и истязают себя великим плачем, так как они страшатся быть оставленными; как бы ни радовались они об исправлении своем, однако, исправление это смущает волнующийся ум их, чтобы зло, которое они переносят, стало бы милосердным ударом наставления, а не карой справедливого мщения. Созерцая это, Псалмопевец хорошо говорит: «//Кто знает силу гнева Твоего//» [[old:ps:089:11|(Пс. 89:11)]]. Разумеется, сила Божественного гнева не может быть охвачена нашим умом, потому что Его домостроительство помрачает наше расположение, и часто мы считаем, что Он оставил нас, когда Он принимает нас; и когда мы полагаем, что Он принимает нас, тогда Он оставляет нас. И часто случается что, то, что считается гневом, оказывается благодатью, а то, что иногда принимается за благодать, есть гнев. Некоторые удары исправляют, но некоторые приводят к безумию сопротивления; и иных обольщают благополучием и отводят от безумия; иных ослабляют, так как совершенно удаляют от надежды на всякое обращение. Все пороки влекут в глубину, но, однако некоторые возвращаются к ним более легко, для того чтобы впасть в еще более постыдные. И добродетели всегда возводят к небесам, но иногда некоторые воображают о добродетели как о [предмете] гордости и через это они сходят с дороги восхождения. Итак, поскольку могущество Божественного гнева совсем непознаваемо, то должно во всем страшиться без перерыва. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Дидим Слепец ===== **ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне** См. Толкование на [[old:iov:03:24#didim_slepec|Иов. 3:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне** К этому смятению присоединяется еще что-то ужасное, чего он страшится и от чего не может избавиться. В данном случае Иов намекает, быть может, на те кошмары, о которых говорит ниже [[old:iov:07:14|(Иов. 7:14)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]