[<10>] ====== Толкования на Иов. 3:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье** Не сказал: «не умиряюсь, ниже умолкаю», а **«не умирихся»**, в прошедшем времени. Если прежнее благополучие и располагало предаваться удовольствиям, то ожидание печальных событий не позволяло успокаиваться и наслаждаться настоящим. Поэтому, когда увидел исполнившимся на деле то, что составляло предмет его забот, то мужественно перенес это, с давнего времени лежавшее у него на душе; видя налицо то, чего он наперед ожидал, он не изумился и не был приведен в смущение, а вместо этого сказал: «пришел на меня ожидаемый гнев, то есть тяжкое и жестокое бедствие, которому я подвергся, и о котором я думал, прежде чем подвергся». //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье** **Разве я не утаил? Разве я не был тих? Разве я не оставался о спокоен** Обладающие властью грешат обычно помышлением, словом, делом. – Хотя мы грешим в мысли, слове и деле повсюду, куда попадаем, однако, посредством этих трех дух тогда неудержимо увлекается, когда поддерживается благополучием этого мира. Ибо когда он видит, что могущество его превосходит прочих, то, размышляя, гордо думает о себе. И когда никто не противится силе голоса, язык становится более развязным из-за своенравия. И когда желает сделать то, что нравиться, то справедливо полагает, что ему позволено все что угодно. Но когда святые мужи поддерживаются могуществом этого мира, они [подвергают] ум еще большему воспитанию, так как знают, что более легко могут быть убеждены [сделать] непозволительное по причине невоздержанности в могуществе. Они удерживают сердце от созерцания своей славы, язык сдерживают от неумеренной речи, дела блюдут от беспокойного блуждания. Ибо часто те, которые обладают властью, лишаются того, что делают справедливо, так как мыслят гордо; когда они полагают, что они всем полезны, они теряют для себя великую выгоду воздаяния. Ибо если чьи-либо дела становятся более достойными, необходимо чтобы они всегда для него казались недостойными, чтобы эти благие дела не возвысили сердце делателя и возвышением не низвергли совершителя к гордости и не повредили бы ему больше, нежели чем содействовали. Ибо это есть то, почему царь Вавилона был обращен в неразумное животное, когда тайно обуревался надменным умом, говоря: «//Это ли не Вавилон, который построил я//»? [[old:dan:04:27|(Дан. 4:27)]]. Он погубил то, что было сделано, потому что не хотел смиренно скрывать то, что он сделал. И поскольку он вознес себя в гордости ума над людьми, он лишился человеческого рассудка, который он имел, так же как и все люди. Часто те, которые обладают властью, разражаются бесчестием на подчиненных, и посредством дерзости языка теряют тех, которые бдительно служили управлению; они оценивают слова, не опасаясь Судии, потому что кто говорит брату без причины нелепо, тот обрекает себя на огни геенны [[new:mf:05:22|(Мф. 5:22)]]. Часто те, которые обладают властью, поскольку не знают, как сдерживать себя в дозволенном, погибают от недозволенных и беспокойных дел. Ибо единственный кто не впадает в недозволительные [дела], есть тот, кто иногда сдерживает себя и от дозволенных. Так Павел ясно показал, что он ограничивает себя этим способом, говоря: «//Все мне позволено, но не все полезно//» [[new:1kor:06:12|(1 Кор. 6:12)]]. И чтобы из этого ограничения показать и разъяснить, сколь велика свобода ума, он тотчас же добавляет: «//Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною//» (там же, [[new:1kor:06:12|12]]). Ибо когда ум преследуется задуманными желаниями, он вынужден быть рабом тем вещам, любовью к которым побеждается. Но Павел, которому все позволяется, не предает себя ни под какое могущество, ибо для ограничения самого себя даже от позволительных, которые, услаждая, сдавливали бы его, он презирает и побеждает их. Как жил Иов. – Итак, блаженный Иов, чтобы известить нас каким он был в могуществе объявляет, говоря: «**Разве я не утаил**»? Ибо когда мы имеем власть, должно размышлять о благе и она должна быть незаметна, так как может привести к высокомерию; ибо тот, кто употребляет ее, чтобы приносить пользу, должен знать, что он может (сделать), но и не должен знать, чтобы не возгордиться. Блаженный Иов в речи показывает, каким был действительно, и добавляет, говоря: «**Разве я не был тих**»? Показывая, каким был, по отношению к недозволительным делам еще присоединяет: «**Разве я не оставался спокоен**»? Тишина и спокойствие могут исследоваться более тщательно. Ибо действительно, тишина есть ограничение ума от гласа земных желаний. Сила же великого шума есть смятение сердца. Те, которые начальствуют, обуреваясь временными заботами, чтобы служить Богу, должны отдаляться от них. – Так же хорошо покоятся те, которые в могуществе ставят шум земных дел ниже по отношению к любви божественной, чтобы не заниматься непрерывно низкими [делами], и чтобы сердце не отпало полностью от вышних. Они знают, что ум совсем не поднимается к небесным, если непрерывно захватывается волнениями забот. Ибо для того чтобы занятый ум достиг до Бога, даже будучи свободным от забот, он должен трудиться чтобы постичь нечто. Хорошо через Псалмопевца говорится: «//Остановитесь и познайте что Я Бог//» [[old:ps:045:11|(Пс. 45:11)]]; ибо кто не заботится о том, чтобы служить Богу, скрывает свет видения Его от себя своим собственным суждением. Поэтому Моисей говорит, что рыб, которые не имеют перышков (чешуи) не должно есть [[old:lev:11:12|(Левит. 11:12-13)]]. Рыбы же, у которых есть перышки, имеют обыкновение прыгать над водой. Лишь они одни проходят, словно пища в тела избранных, и они (святые), хотя и служат низкому, но знают, как прыжками ума подняться к небесным, чтобы навсегда не остаться в бездне забот, где веяние высочайшей любви, подобно вольному ветру никогда не коснется их. Следовательно, те, которые поглощены временными вещами, тогда хорошо устраивают внешние, когда тщательно устремляются к внутренним; когда никоим образом не любят шум волнений, но находят успокоение внутри самих себя на лоне безмятежности. Каким образом злые умы обуреваются со всех сторон страстями. Каким образом благочестивые. – Ибо злые умы не перестают терзать сами себя, даже когда они праздны. Ибо в мыслях они внимательны к образам тех, которые они любят, и хотя внешне они ничего не делают, внутри они, однако усердно трудятся под бременем тревожного покоя. Если им посылается управление вещами, они полностью предаются этому, и временное преследует их на каждом шагу, во всех мыслях. Благочестивые же умы не домогаются этого, когда этого нет, и тяжело переносят, когда это имеется, потому что боятся посредством внешних забот выйти за пределы самих себя. Это хорошо изображается жизнью двух братьев, о которых написано: «//И стал Исав человеком искусным в охоте, человеком полей; Иаков же кротким, живущим в шатрах//» ([[old:gen:25:27|Быт. 25:27]], и далее). Или как в другом переводе говорится: «//проживал дома//» . Что изображается звероловством Исава, если не жизнь тех, которые следуют по течению внешних наслаждений плоти? Он изображается земледельцем, потому что любители этого мира настолько больше взращивают внешние, насколько внутренние свои оставляют не возделанными. Говорится же, что Иаков был человек смиренный, живущий в шатрах, или в доме. Потому что без сомнения те, которые избегают рассеиваться на внешние заботы, становятся смиренными в мыслях, а также обитают в своей совести. Ибо жить в шатрах или в доме, означает ограничивать себя в тайных ума, и никоим образом не рассеиваться посредством желания внешнего, чтобы не жаждать многого снаружи и не отступать от своих собственных мыслей. Итак, честный и отягощенный благополучием муж говорит: «**Разве я не утаил? Разве я не был тих? Разве я не оставался спокоен?**» . Ибо как мы сказали выше, святые мужи, когда им благоприятствует мимолетное счастье, оставляют без внимания свет мира, словно несведущие, и смелыми шагами попирают внешнее, которое низводит их дальше от внутреннего. Они хранят тишину, так как не [позволяют] громко шуметь ни одному крику злого дела. Ибо всякая суровость имеет свой голос в тайных суждениях Бога. Поэтому написано: «//Вопль Содома и Гоморры велик//» [[old:gen:18:20|(Быт. 18:20)]]. Они истинно покоятся тогда, когда не только не подвергаются нападению никаких земных временных бушующих страстей, но и избегают чрезмерно поглощаться необходимыми заботами настоящей жизни. Почему праведные беспрестанно подвергаются ударам. – Но, делая это, они еще ощущают отцовские плети, чтобы становились настолько более достойными наследства, насколько он ежедневно, как требует долг, наказывая их, очищает даже от незначительных ошибок. Они непрерывно совершают праведные [дела], но беспрестанно претерпевают суровые [наказания], потому что часто эта наша праведность, приведенная на испытание Божественного правосудия, оказывается несправедливостью, и оказывается ничтожной в строгости Судии, хотя сверкала в оценке делающего. Поэтому Павел говорит: «//Ибо хотя я ничего не знаю за собою» , далее добавляет: «Но тем не оправдываюсь//» [[new:1kor:04:04|(1 Кор. 4:4)]]. После, углубляясь, он, указывая причину, почему он не становится оправданным, говорит: «//Toт, который судит меня, есть Господь//». Это если сказать: «Потому я отрицаю что то, что я ничего не знаю за собой не оправдывает меня, что я знаю, что буду более тщательно испытываться Тем, Кто будет судить меня». Следовательно, внешние, которые благоприятствуют должны быть оставлены без внимания, которые шумят внутри должны сдерживаться, и которые увлекают за собой как якобы необходимые, должны быть отвергнуты. И, однако, при всем этом, мы все еще должны бояться плетей строгого испытания, потому что и это наше совершенствование не бывает без вины (culpa), даже если Строгий Судия на тщательном испытании воздаст милосердно. Если праведные столь много претерпевают, то какие кары ожидают неправедных? – Хорошо же прибавляется: «**Постигло несчастье**» . Разумеется, с искусством великого учения намеревающийся рассказать о наказаниях его, сначала упоминает о благих делах его, чтобы всякий мог понять, что ожидает грешников в дальнейшем, если даже праведные здесь подвергаются столь сильным ударам. Ибо поэтому Петр говорит: «//Время есть начаться суду с дома Божия. И если праведник едва спасется, то нечестный и грешный где явится//»? [[new:1pet:04:17|(1 Петр. 4:17-18)]]. Так Павел когда сказал многое в похвалу Фессалоникийцам, далее добавил: «//Так чтобы и нам самим хвалиться о вас в Церквах Божиих, о терпении вашем и вepe, во всех страданиях ваших и скорбях, которые вы претерпеваете, в доказательство того, что будет праведный суд Божий//» [[new:2sol:01:04|(2 Фесс. 1:4)]]. Это если сказать: «В то время как вы делаете столь праведные (дела), и, несмотря на это, переносите столь жестокие [наказания], что такое вы делаете, чем даете примеры справедливого суждения Бога»? Так из наказания (poena) вашего должно сделать вывод, как Он поражает тех, на которых гневается, если Он подвергает таким страданиям вас, в которых Он радуется; или как Он поразит тех, которым предъявляет справедливое осуждение, если даже так истязает вас, которых Он ласкает, не сомневаясь в благочестии. Намерение друзей Иова было благочестиво, но речь опрометчива. Что они сами должны были делать? – Итак окончена первая речь блаженного Иова, друзья, которые из жалости пришли утешать его, употребляют себя для того, чтобы по очереди упрекать его; в то время как они спешат со словами обличения, они оставляют цель сострадания, ради которой они прибывают. Они делают это не из дурных намерений, но хотя они и показывают любовь к жертве, они считают, что он – жертва лишь чрезмерной строгости; так как их благие намерения сопровождаются подозрительной беседой, то намерение жалости превращается в вину преступления. Они должны были соразмерять, кому и когда они говорят. Разумеется, тот, к которому они прибыли был праведен и подвержен ударам Бога. Следовательно, они должны были понять и тщательно исследовать его слова на основании прежних дел его жизни; и не должны были обличать его из-за настоящих ударов; но они страшатся за свою жизнь. Они не должны были ложным рассуждением возбуждать против себя страдающего праведника, но с плачем присоединиться к нему и никоим образом не проявлять словами свою мудрость, но позволить говорить справедливо языку утешения. И даже если бы они, может быть, чувствовали противоположное, то есть, что он на самом деле достоин, они должны были говорить кротко, а не приумножать посредством неумеренных слов раны страдальцу. Часто худшим не нравятся слова или дела лучших. – Ибо часто дела и слова лучших не нравятся худшим, потому что они не могут их понять: но от того, что они не могут быть истинно поняты, они не должны необдуманно осуждаться. Часто что-либо делается лучшими разумно, но худшие считают это ошибкой. Часто сильными говорится многое, что осуждается немощными, потому что они этого не понимают. Это хорошо показано сопротивляющимися быками, которыми был наклонен ковчег завета, после чего Левит, полагая, что он упадет, хотел поставить его прямо, но скоро понес наказание смерти [[old:2ts:06:07|(2 Цар. 6:7)]]. Ибо, что есть ум праведного, если не ковчег Завета? Этот ковчег, который несли сопротивляющиеся волы, наклоняется, потому что иногда, даже тот, кто хорошо начальствует, [когда видит] подчиненные народы в волнении, тревожится и из одной любви склоняется к управлению снисхождения. Но в том, что так происходит в управлении, наклонение силы считается неопытным падением. Поэтому и некоторые воодушевленные против этого протягивают руку порицания и из-за легкомыслия своего утрачивают жизнь. Следовательно, Левит как бы помогая, протянул руку, но, провинившись, потерял жизнь, потому что в то время как слабые порицают дела сильных, они отторгаются от участия в жизни. Иногда святые мужи говорят меньшим из снисходительности, а иногда действительно открывают для рассмотрения высшее; между тем как глупые не знают ни силы, ни снисходительности, ни величия их, они дерзко порицают их. И что означает желать отвлечь праведного от его снисходительности, если не наклоненный ковчег поддерживать гордой рукой порицания? Что означает порицать праведного за непонятную речь, если не считать проявление силы за падение ошибки? Но теряет жизнь тот, кто высокомерно поддерживает Ковчег Божий, потому что никто из святых никоим образом не пытается исправлять то, что правильно, если прежде не испытал себя. Так и Левит верно именуется Оза, ибо это переводится как «сильный Господа» . Так как самонадеянные полагают, что они сильные в Боге (если не отважные умом) и считают дела или слова лучших проявлением слабости. Итак, друзья Иова, в то время как выступают против него, якобы защищая Бога, в гордости преступают правила заповеданные Богом. Если в этих делах что-то не нравится, не должно молчать, но говорить должно с великим смирением. – Действительно, когда дела лучших вызывают недовольство худших, это никоим образом не тревожит ум, который, обнаруживая великое смирение, не должен быть сохранен в молчании. Благочестивое намерение говорящего действительно соответствует образцу справедливости, когда проходит по пути смирения. И, следовательно, то, что мы чувствуем должно быть высказано свободно, и то, что мы говорим должно быть выражено смиренно, чтобы то правильное, к которому мы стремимся, не превратилось по причине высокомерного выражения в неправильное. Павел сказал многое слушателям своим смиренно, но он заботился этим одобрением смирения еще более смиренно умиротворить их, говоря: «//Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам//» [[new:evr:13:22|(Евр. 13:22)]]. Прощаясь в Милете с опечаленными и стонущими ефесянами, он вспоминает свое смирение, говоря: «//Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно учил каждого из вас//» [[new:act:20:31|(Деян. 20:31)]]. В Послании к тем же ефесянам он говорит: «//Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны//» [[new:ef:04:01|(Еф. 4:1)]]. Следовательно, по этой причине делается вывод, что если сам учитель народов, проповедующий со властью, столь кротко вопрошает учеников, то со сколь великим смирением ученик должен говорить учителю, даже если он и мыслит что-либо правильно. Отсюда каждый видит, как смиренно сказать, что он хорошо понимает тех, от которых он получил примеры благого жития, если Павел поставил себя этим словом ниже тех, которых он сам вызвал к жизни. Не зная как говорить смиренно, Елифаз пренебрегает правилами утешения. – Елифаз же, который говорит первым из друзей, хотя он прибыл для того, чтобы утешать из жалости, оставляя кротость речи, забывает правила утешения. В то время как он забывает соблюдать слова, он доходит до поношения несчастного, говоря: «//Тигр погибает, потому что не имеет добычи, рев льва и голос львицы, и зубы детенышей льва рассеиваются//» [[old:iov:04:11|(Иов. 4:11)]]. Обозначая блаженного Иова именем тигра, он словно указывает на порок непостоянства, ревом льва он обозначает страх этого мужа, голосом львицы – болтливость супруги, рассеянием зубов детенышей льва – расточенную ненасытность детей. Поэтому хорошо Божественное суждение порицает рассуждения друзей, которые воздвигли надменные нападки, говоря: «//Вы не говорили о Мне так верно, как раб Мой Иов//» [[old:iov:42:07|(Иов. 42:7)]]. Суждения друзей Иова в итоге Бог осуждает, а Павел использует. – Но я думаю, мы должны спросить, почему Павел использует суждения их с такой настойчивостью, если они подвержены порицанию суждений Бога? Ведь те слова, которые он обращает к Коринфянам, есть слова Елифаза как написано: «//Я заманю мудрого в лукавство их//» [[new:1kor:03:19|(1 Кор. 3:19]]; [[old:iov:05:13|Иов. 5:13)]]. Следовательно, как мы можем не принимать их, словно неправые, если Павел доказывает их со властию? Или как будем считать их правильными по свидетельству Павла, если Сам Господь определил их как неправильные? Но мы можем легко понять, что и то и другое не противоречит друг другу, если будем более тщательно исследовать слова Господа. Так, несомненно, когда он сказал: « Вы не говорили о Мне так верно» , то немедленно добавил: «Так же как раб Мой Иов» . Следовательно, очевидно, что некоторое в их словах являются верным, но в сравнении с лучшим оно опровергается. Поистине среди прочих, которые они говорят неразумно, они предлагают блаженному Иову много смелых суждений, но в сравнении с более смелыми словами их слова теряют силу неустрашимости. Но с другой стороны многое, из того, что они говорят – удивительно, если бы не было сказано во враждебности святому мужу. Итак, они великие в самих себе, но так как они стремятся уязвить праведного мужа, они теряют значение своего величия; и таким образом, они бросают копье без основания, и оно бросается напрасно, чтобы поразить твердую скалу, так как, притупившись, оно отскакивает прочь и вонзается в того, кем было брошено. Итак, слова друзей Иова, хотя сами по себе весьма сильны, но, однако, когда они уязвляют достойную жизнь святого мужа, они притупляют всю (mueronem) остроту. Следовательно, поскольку они велики сами в себе, но никоим образом не считали необходимым выступать против блаженного Иова, Павел и мог использовать их со властию, оценивая их добродетель. Но Судия порицает их, полагая, что они неосторожно сказаны по причине свойства природы. Они уподобляются еретикам тем, что имеют одни правильные, другие неправильные. – Но так как мы прежде сказали, что друзья блаженного Иова придерживаются взгляда еретиков, теперь мы тщательно прослеживаем, каким образом слова их напоминают слова еретиков. Действительно они весьма верно высказывают некоторые, но, однако между ними скользят неправые. Так и еретики имеют это отличие. Чтобы легче совратить чувства слушателя, они смешивают добро со злом. Ибо если бы они всегда говорили злое, они скоро были бы уличены в своей порочности, и совсем никого не совратили бы, и не достигли того чего желали. Напротив, если бы они всегда высказывались верно, они, конечно, не были бы еретиками. Но так как они в искусстве обольщения употребляют оба вида, то они заражают добро злом и, что бы сделать зло приемлемым, они скрывают его под видом добра. Так тот, кто хочет отравить, протягивая чашу с ядом, смазав край чаши сладостью меда, и при первом прикосновении ощущается эта сладость меда, но она, несомненно, приносит смерть тому, кто поглощает. Итак, еретики смешивают правое с превратным, для того чтобы демонстрацией мнимого блага привлекать к себе слушателей и поддержанием зла обольщать их скрытой заразой. Но иногда, однако, исправленные проповедью и увещанием Святой Церкви, они спасают свое сознание от этого противоречия. Так и друзья Иова приносят жертву примирения руками святого мужа и вновь призываются к славе Высшего Судии. Они хорошо обоз начены в Евангелии очищением десяти прокаженных [[new:lk:17:15|(Лк. 17:15)]]. Ибо на прокаженном одна часть кожи покрывается сиянием, а [другая] часть сохраняет здоровый цвет. Итак, прокаженные изображают еретиков, потому что в то время как они смешивают правое с неправым, они покрывают пятнами здоровый цвет. Поэтому, чтобы быть спасенными, они хорошо кричат: «//Иисус Наставник//» . Ибо в этих словах они показывают себя заблудившимися, и смиренно называют Его наставником спасения; и когда они приходят к познанию Учителя, им тотчас возвращается красота здоровья. Но так как в предисловии мы говорили немногое о речах друзей, дальше мы уже рассматриваем слова их точно. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Дидим Слепец ===== **Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье** См. Толкование на [[old:iov:03:24#didim_slepec|Иов. 3:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье** Испытывая смятение, страдая от кошмаров, Иов ни на минуту не может успокоиться. **//Толковая Библия.//** [<10>]