[<10>] ====== Толкования на Иов. 4:7 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы** Скажем ли мы, что друзья Иова здесь - образ еретиков, или кого-то еще с извращенными [помыслами]? Но они столь же неподобающе порицают его, как и предосудительно его ободряют. Вот говорит Елифаз: **погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы**? Но ведь часто погибают невинные и искореняются праведники, да только гибелью они заслуживают вечной славы. И если бы не погибал ни один праведник, не сказал бы пророк: //Праведник погибает, и никто не принимает этого к сердцу// [[old:is:57:01|(Ис. 57:1)]]. И если бы Бог Своим промышлением не забирал праведников, то не могла бы сказать Премудрость: //восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его// [[old:prs:04:11|(Прем. 4:11)]]. И если бы никакое взыскание не ожидало праведных, Петр никогда бы его не предрекал: //Ибо время начаться суду с дома Божия// [[new:1pet:04:17|(1 Пет. 4:17)]]. Потому истинно праведны те, кто любовью к вышней родине готовит себя принять любые невзгоды жизни теперешней. А страшащиеся даже ради благ вечности принять зло этой жизни, выходит, не праведны. Елифаз же не считает, что невинные погибают и что праведники искореняются, потому что люди часто служат Богу не в надежде на вечную славу, но ради земного воздаяния - они сами в себе представляют то, чего ищут. Полагая себя наставниками в том, как надежно жить на земле, они всем своим тщанием демонстрируют то, что любят. //**Нравственные беседы.**// ------- Но так как Елифаз порицал с оскорблением, то ныне как бы для поощрения он добавляет, говоря: **Вспомни, же погибал ли кто невинный? Или где праведные бывали искореняемы** Часто невинные и праведные здесь испытываются и искореняются. – Еретики ли, вид которых, как мы сказали, имеют друзья Иова, или любые дурные [люди], настолько беспорядочно изобличают, насколько достойно порицания ободряют. Ибо верно то, что он говорит: «**Погибал ли кто невинный? Или где праведные бывали искореняемы**»? Ибо часто здесь и невинные погибают, и праведные полностью искореняются, но, однако они, погибая, сохраняются для вечной славы. Ибо, если бы никакой невинный не погибал, Пророк не сказал бы: «//Праведник гибнет, и никто не размышляет [об этом]//» [[old:is:57:01|(Ис. 57:1)]]. Если бы Бог по причине предвидения не исхищал праведных, Премудрость не сказала бы о праведном: «//Восхищен, чтобы злоба не изменила разума его//» [[old:prs:04:11|(Прем. 4:11)]]. Если бы никакое наказание не постигало бы справедливого, Петр не предвещал бы, говоря: «//Время есть, чтобы начался суд с дома Бога//» [[new:1pet:04:17|(1 Пет. 4:17)]]. Итак, поистине праведные есть те, которые из любви к небесному отечеству готовы столкнуться со всеми бедствиями настоящей жизни. Те же, которые страшатся претерпевать здесь за вечные блага, очевидно, есть неправедные. Но Елифаз не считает, что праведные искореняются, или невинные погибают здесь потому, что часто те, которые служат Богу не ради надежды благ вечных, но за земную награду, сами себе устраивают то, к чему стремятся. И когда они, возгордясь, провозглашают земную безмятежность, они всеми своими делами показывают то, что они любят. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-9 **Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают** В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника [[old:iov:04:07|(ст. 7)]]; и во-вторых - на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла ("**оравшие нечестие**") и делали его ("**сеявшие зло**"; ср.: [[old:os:10:13|Ос. 10:13]]). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра ([[old:iov:04:09|ст. 9]]; ср.: [[old:ier:04:11|Иер. 4:11]]; [[old:iez:17:10|Иез. 17:10]]; [[old:iez:19:12|19:12]]; [[old:os:13:15|Ос. 13:15]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]