[<10>] ====== Толкования на Иов. 4:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще же глагол кий истинен бе во словесех тво­их, ни ко­еже бы от­ сих тя сретило зло. не приимет ли ухо мое предивных от­ него** **Если же некий**, говорит, **глагол истинный был в словах твоих, ни одно из этих зол не случилось бы с тобой**. Этими словами он намекает, по-моему, на то, что Иов часто произносил такие слова либо для того, быть может, чтобы вызвать у кого-то зависть, либо с какой-то другой целью. Посмотрите все вы, которые задаете подобные вопросы и ныне, кому вы подобны. Ибо если Елифаз, сказав это при тех обстоятельствах, не получил прощения, то тем более мы, говорящие так после доказательства дел и способные дать отчет в том, что случилось с Иовом. Они думают, что нашли удобный повод порицать и нападать на него, не дожидаясь доказательства дел. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ---- Слова //«глагол кий истинен бе в словесех твоих»// показывают, что Иов многократно произносил изречения, достойные уважения, или побуждая других к соревнованию, или для объяснения божественного управления (η και ετέρας ενεκεν οιονομίας). //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него** **Дальше говорили мне тайное слово** Еретики стараются подражать новому и тайному учению, почему? – Еретики притворяются, что они одобряют тайное слово, чтобы привести умы слушателей к благоговению перед своей проповедью. Поэтому они и проповедуют втайне, так как их проповедь только потому и кажется святой, что она непонятна. Они избегают общепринятого знания, и чтобы не казаться отличными от других они всегда придумывают новое, которое еще не знают прочие, чтобы они могли хвалиться необыкновенным знанием перед невежественными умами. Они утверждают, как мы сказали, что оно тайное, то есть, что они имеют силу показать чудо, для того чтобы овладеть [слушающими]. Поэтому у Соломона женщина, имеющая образ еретиков, говорит: «//Воды краденые сладки, и хлеб утаенный более приятен//» [[old:pr:09:17|(Прит. 9:17)]]. Поэтому здесь так же добавляется: «**И подобно вору ухо мое приняло потоки шепота его**». Еретики охватывают потоком шепота как вор, потому что они оставляют славу общественного знания, и не проходят через дверь, тогда как Бог, свидетельствуя, говорит: «//Кто не дверью входит во двор овчий, но пролазит в другом месте, тот вор и разбойник//» [[new:in:10:01|(Ин. 10:1-2)]]. Итак, тот, кто стремится к познанию силы и славы Его, но избегает двери всенародной проповеди и ищет лазейки для порочного познания, есть тот, кто подобно вору подхватывает потоки шепота. __**Аллегорическое значение**__ Скрытое слово – Сын Божий, либо речь Святого Духа. Немногие это познают. Это можно чувствовать, но не выражать. – Бесспорно, скрытое слово – невидимый Сын, о котором Иоанн говорит: «//В начале было Слово//» [[new:in:10:01|(Ин. 1:1)]]. Он сам указывает, что Оно было сокрыто, когда добавляет: «//И Слово было у Бога, и Бог был Слово//» [[new:in:10:02|(Ин. 1:2)]]. Но это сокрытое слово говорится избранным умам, когда могущество Единородного Сына открывается верующим. Скрытое слово может так же пониматься как обращение к внутреннему вдохновению, о котором Иоанн говорит: «//Помазание его учит вас всему//» [[new:1in:02:27|(1 Ин. 2:27)]]. Разумеется, это вдохновение приподнимает человеческий ум, когда касается его, смиряя мирские помышления, воспламеняет желание вечного так, что ничто другое уже ему не будет приносить радости, если это не небесное, и он будет презирать все, что находится ниже, и исходит от падшего человеческого [естества]. Слышать скрытое слово означает сердцем принимать речения Святого Духа. Конечно, они не могут быть понятны тем, кто не способен обладать ими. Поэтому голосом Истины говорится об этих скрытых речениях: «//Я умолю Отца, да даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа Истины, Который мир не может принять//» [[new:in:14:16|(Ин. 14:16)]]. Так же как Этот Утешитель, после Вознесения Ходатая, есть иной Утешитель человеческого рода, невидимый Сам по Себе, всякого, кого преисполняет, побуждает к желанию невидимых. Так как земные сердца любят только видимое, мир не принимает Его, потому что не возвышается до любви к невидимым. Так как мирские умы, посредством вожделений настолько выходят за пределы, что закрывают сердца для принятия Его. И так как есть немногие в человеческом роде, очистившиеся от нечистоты земных желаний, и этим очищением приготовившиеся к принятию Святого Духа, то и говорится, что слово скрыто, потому что оно, без сомнения, усваивается сердцами некоторых, но для большей части человечества остается неизвестным. Это дыхание Святого Духа, по крайней мере, есть скрытое слово, так как его можно чувствовать, но оно не может быть выражено звуками речи. Итак, божественное дыхание приподнимает ум бесшумно, скрытое слово слышится, потому что слово Духа тихо звучит в ушах сердца. Поэтому и добавляется: **И подобно вору ухо мое приняло потоки шепота его** Дух ищет ум, отвлеченный от видимого. Какими разными способами обращается к нему Бог. – Ухо сердца принимает поток небесного шепота подобно вору, потому что дышащий ум быстро и тайно познает утонченность внутренней речи. Ибо если он не скрывается от внешних желаний, то не достигнет внутренних. И он скрывается, чтобы слышать, и слышит, чтобы скрываться; и удаляется от видимого, чтобы видеть невидимое, и, исполняясь невидимого, совершенно презирает видимое. Должно заметить, что он не говорит: «**Подобно вору ухо мое приняло шепот его**» , но«** потоки шепота его**». Разумеется, что шепот скрытого слова, есть речь внутреннего вдохновения. Потоки же шепота, означают первоисточники и причины, которыми это вдохновение доставляется уму. Ибо Бог, когда тайно проникает в нас, словно открывает потоки Своего шепота, и таким образом достигает уха нашего восприятия. Иногда Он воздействует любовью, иногда страхом. Иногда Он показывает насколько незначительно настоящее, и этим возбуждает любовь к желанию вечного. Иногда Он сначала открывает вечное, чтобы временное по сравнению с ним казалось ничтожным. Иногда показывает нам наши грехи, и этим приводит нас к тому, чтобы мы скорбели даже о грехах других [людей]. Иногда представляет нашему взору грехи других, и раскаянием чудесно исправляет нас от нашей испорченности. Итак, слышать подобно вору потоки Божественного шепота, означает тонко и тайно познавать образы скрытого Божественного веяния. Шепчет Бог, так как не полностью открывает Себя. Посредством сотворенных удивительных дел, Он являет Себя. – Мы можем понимать иначе как шепот, так и потоки шепота. Ибо тот, кто шепчет, говорит тайно, и не производит звука, но подражает ему. Так как мы, доколе отягчены превратностью плоти, не можем видеть сияния Божественного могущества, поскольку нет ничего подобного тому, как Он остается неизменным. Ибо взор нашей немощи не может вынести этого, так как луч вечности Его невыносимо сияет над нами. Ибо, когда Всемогущий Бог являет Себя нам через щель созерцания, Он никоим образом не говорит, но шепчет, потому что Он, хотя и не являет Себя полностью, однако все же открывает человеческому разуму нечто о Себе. Тогда же, когда откроется истинное явление Его нам, Он уже совсем не будет шептать, но будет говорить. Ибо это есть το, о чем Истина в Евангелии говорит: «//Увидим Его, как Он есть//» [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3:2)]]. Это же и Павел говорит: «//Тогда познаю, как и я познан//» [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13:12)]]. Но ныне же до нас доносится Божественный шепот столь великими потоками, сколь многи сотворенные дела, которыми управляет Провидение. Ибо когда мы познаем все сотворенное, мы восхищаемся Творцом. Ибо так же как вода, тихо стекая, старается найти потоки, и, впитывая их, увеличивается, и настолько увеличивает свои воды, насколько более широкие находит потоки; так и мы, в то время как усердно собираем познание Промысла посредством созерцания творений Его, мы словно открываем для себя потоки шепота Его. Так как посредством этого мы познаем то, что сотворено, мы восхищаемся могуществом Создателя; и посредством того, что нам становится известным, нам открывается то, что сокрыто. Ибо Он открылся нам как будто через звук; когда Он показывает нам свои дела, которые мы должны рассматривать, в которых Он, так или иначе, являет Себя, открывая нам, насколько Он непостижим. Ибо мы не можем по достоинству созерцать Его, не слышим голос Его, но едва [слышим] лишь только шепот. Ибо, так как мы не в состоянии совершенно исследовать то, что создано, справедливо сказано: «Подобно вору ухо мое приняло потоки шепота его». Лишенные радостей рая, и подвергнутые наказанию слепоты, мы с трудом улавливаем потоки шепота, потому что даже удивительные дела Его мы оцениваем поспешно и поверхностно. Должно знать, что ум, созерцая силу Его, настолько возвышается, насколько воздерживается, боясь Его справедливости. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей** Сообщенное в форме шепота (евр. "семец", переданное в синодальном чтении выражением "нечто", Симмах переводит "ψιθυρισμός", Вульгата - "sussurus" - "шелест", "шепот") и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли ("**тайно принеслось слово**", в буквальном переводе: "ко мне прокралось слово"), откровение было получено им "**среди размышлений о ночных видениях**". Еврейское "бишифим", чему соответствует синодальное "среди размышлений", собственно значит "ветви", "разветвления", по отношению к душевной деятельности "перепутывающиеся мысли", "сумятицу мыслей" (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями. Ст. 12-21 **И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости** Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено [[old:iov:04:12|(ст. 12)]], затем время получения [[old:iov:04:13|(ст. 13)]], испытанное при этом состояние [[old:iov:04:14|(ст. 14-16)]] и, наконец, самое содержание [[old:iov:04:17|(ст. 17-21)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]