[<10>] ====== Толкования на Иов. 4:17 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Разве человек праведнее Бога, и муж чище ли Творца своего** По сравнению с Божественной справедливостью человеческая справедливость – несправедливость. Почему необходимо сдерживать жалобы об ударах Бога. – По сравнению с Божественной справедливостью человеческая справедливость – несправедливость, потому что и видится она только тогда, когда сияет в темноте, но омрачается, когда выставлена на свет солнца. Следовательно, что узнал Елифаз, вовлеченный в созерцание, если не то, что человек не может оправдаться перед Богом? Ибо мы полагаем, что то, что мы делаем внешне справедливо, но мы не знаем ничего о внутреннем, и мы ослепляемся, словно выставленные на солнечный свет. Но, когда мы с грехом пополам познаем внутреннее, мы не считаем так, потому что известно, что насколько утонченней судить о темноте, настолько более обоснованно о яркости света. Ибо, если кто видит свет, тот знает что думать о темноте. Но кто не имеет понятия о яркости света, тот одобряет тьму вместо света. Хорошо же добавляется: «**И муж чище ли Творца своего**»? Кто бы ни сетовал об ударах, он отличен от того, кто порицает правосудие Ударяющего. Следовательно, муж, который жалуется на удары плетью, считает себя чище своего Создателя; без сомнения, он поставляет Его ниже себя, если он скорбью опровергает Его суд о себе. Следовательно, чтобы человек не отваживался осуждать Судию греха, он должен смиренно помышлять о Создателе всего сущего, потому что Тот, Кто чудесно сотворил человека из ничего, не ударяет сотворенного безжалостно. Елифаз узнал это, когда слышал голос подобно тихому веянию. Ибо в созерцании он узнал о величии Бога, и как смиренно должно бояться, когда получаешь наказание. И тот, кто вкушает высшее, невозмутимо переносит низшее, потому что он внутри видит совершенно, какова цена того, что он совершает снаружи. Ибо тот, кто не знает правила высшей справедливости, справедливо думает о себе плохо; и часто дерево видится прямым, если оно измеряется не по линейке, когда же оно приставляется к линейке, открывается насколько оно искривлено, так как, бесспорно, справедливость обнаруживает то, что одобряет обманутый глаз. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Олимпиодор ===== **что бо? еда чист будет человек пред Богом? или в делех сво­их без порока муж** И не думай, говорит он, что я говорю тебе это в порицание: ибо нет ни одного совершенно непорочного человека, но даже если он утаивает [что-то] от людей, он не скроется от всевидящего ока Божьего, которому все доподлинно известно. Это и означают слова **пред Господом**. //**Комментарии на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-21 **человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости** На предложенный явившимся вопрос: **"человек праведнее ли Бога?"** ("мезлоах" - "пред Богом" - см. [[old:chis:32:22|Числ. 32:22]]) им же самим дается отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты и несовершенны даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования (**"между утром и вечером распадаются"**, ср.: [[old:ps:089:06|Пс. 89:6]]; **"истребляются скорее моли"**, ср.: [[old:iov:13:28|Иов. 13:28]]; [[old:is:50:09|Ис. 50:9]]), во-вторых, смерть в состоянии неразумия: **"умирают, не достигши мудрости"**, т. е. страха Божия [[old:iov:28:28|(Иов. 28:28)]]. Та и другая черта, - скоротечность жизни и смерть не умудренным, - усвояется по преимуществу, даже исключительно одним грешникам ([[old:iov:15:32|Иов. 15:32]]; [[old:ps:089:06|Пс. 89:6-9]]; ср.: [[old:ps:090:01|Пс. 90:1]],[[old:ps:090:16| 16]]; [[old:ps:091:13|Пс. 91:13-15]]; [[old:pr:05:13|Притч. 5:13]]). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iov:04:12#lopuxin_ap|Иов. 4:12]] [<10>]