[<10>] ====== Толкования на Иов. 5:4 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 4-5 **Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его** **Дети** этого глупца - все, рожденные проповедью неверия. Они **далеки от счастья**, потому что хотя им достается временная жизнь без горестей, но и вечное отмщение им тяжелее. Таким детям говорит Господь: //Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас// [[new:mf:23:15|(Мф. 23:15)]]. Далее же следует: **их будут бить у ворот, и не будет заступника**. Кого же иного понимать под названием ворот, как не Посредника между Богом и человеком, Который говорит: //Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется// [[new:in:10:09|(Ин. 10:9)]]? Но дети такого глупца не смогут войти в эту дверь. //**Нравственные беседы.**// ------ __**Таинственный смысл**__ О котором глупце дальше добавляется: **Дети его далеки от счастья**. Дети этого глупца – это все те, кто рождается проповедью его неверности. Которые, надо думать, в долгом благе живут, потому хотя и познают временную жизнь без печали, но сильнее караются вечным наказанием; как о тех же самых сынах его Господь говорит: //Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение// [[new:mf:23:14|(Мф. 23:14)]]. Из чего следует: **Их будут бить у ворот, и не будет заступника**. Кто другой должен мыслиться под именем ворот, если не Посредник между Богом и людьми, Который сказал: //Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется// [[new:in:10:09|(Ин. 10:9)]]? Тогда дети этого глупца вошли не воротами, и были «побиты у ворот», так как злые потомки иудеев до пришествия Посредника были сильны в созерцании Закона, но во время присутствия нашего Искупителя отпали от покорности Богу, будучи по заслугам отторгнуты за свое предательство. У этих детей, конечно, нет заступника, так как пока еще они постоянно пытаясь убить Самого Спасителя, лишают себя предложенного средства спасения. __**Нравственный смысл**__ Но так как враждебны все те, кто в этом мире многого добивается и многое влекут с собой к погибели, то справедливо добавил: **Дети его далеки от счастья**. Конечно, дети этого глупца – это те, которые происходят от подражания ему в стремлении добиться мирских благ; которые постольку дальше от счастья, поскольку в совершении подлости они поражаются ничтожной немощью. О чем хорошо добавлено: **И их будут бить у ворот, и не будет заступника** Действительно, как вход в город называется воротами, так час суда называется входом Царя, потому что в этот час Он в окружении всех избранных входит в славу Небесного Отечества. Соломон, когда увидел этот день и то, что приближается воздаяние святой Церкви, сказал: //Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли// [[old:pr:31:22|(Прит. 31:23)]]. Муж Церкви – это, конечно, Спаситель рода человеческого, Который показал себя известным у ворот; Который ранее незаметный в поношениях, сделается очевидным во входе в Высшее Царство. Муж, Который сидит со старейшинами земли, как и Спаситель будет судить вместе со святыми проповедниками той же самой Церкви, как Сам Он говорит в Евангелии: //Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]]. О чем также задолго до этого пророчествовал Исаия, говоря: //Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего// [[old:is:03:14|(Ис. 3:14)]]. Об этих воротах опять же говорит Соломон: //Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее// [[old:pr:31:31|(Прит. 31:31)]]. Тогда, конечно, святая Церковь воспринимает от плода дел своих, когда воздаяние «от плода дел своих» воодушевляет Ее к взысканию небесных. Дела тогда Ее прославят у ворот, когда Ее членам в сам момент прихода Царства будет сказано: //Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня//, и прочее [[new:mf:25:35|(Мф. 25:35-36)]]. Дети же этого глупца были похоронены перед воротами, но «**их будут бить у ворот**», потому что приверженцы этого мира имеют славу в настоящей жизни, но в самом наступлении Царства они караются вечным наказанием. Хорошо же добавлено: **и не будет заступника**. Конечно, Истина избавляет от бед тех, которых Она притесняет во временных благоприятных обстоятельствах через воспитание. Итак, тот который теперь отказывается быть обремененным, тогда не будет иметь возможности спастись, потому что во времена скорби своей они не получают спасительной помощи Того, Которого отказываются иметь Отцом в воспитании. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его** Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество [[old:iov:21:08|(Иов. 21:8]] и д. ). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия (**"будут бить у ворот"**, - [[old:gen:34:20|Быт. 34:20]]; [[old:vtor:22:24|Втор. 22:24]]; [[old:pr:22:22|Притч. 22:22]]; [[old:am:05:10|Ам. 5:10]]), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна (**"из-за терна возьмет ее"**) пользуются неимущие, голодные (ср.: [[old:ps:036:25|Пс. 36:25]]), а всем имуществом - "**жаждущие**", т. е. такие или иные грабители [[old:iov:18:19|(Иов. 18:19)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]