[<10>] ====== Толкования на Иов. 5:9 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа** __**Нравственный смысл**__ **Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа**. Кто может исследовать чудные дела Всемогущего Бога, Который все сотворил из ничего и само сотворение мира совершил удивительной силой Своего могущества, и повесил небо над облаками, и землю – над бездной; Который составил всю эту вселенную из вещей видимых и невидимых, Который создал человека, соединив, так сказать, в малом другой разумный мир; Который, создавая его из души и тела, действием непостижимой силы смешал дух и землю? Нечто из этого мы знаем и даже являемся его частью, и при этом даже не удивляемся, ведь то, что поражает при глубоком исследовании, для обычного человеческого взгляда – малоценно. Например, если мертвец воскреснет – все весьма удивляются, но ежедневно рождаются люди, которых прежде не существовало, и никто не удивляется, хотя, казалось бы, всем очевидно, что сложнее создать то, чего не было, чем восстановить то, что было. Тому, что процвел сухой жезл Аарона, удивляются все; но, ежедневно из сухой земли произрастает дерево, сила, скрытая в земле, превращается в древесину, и никто не удивляется. Тому, что пять тысяч людей насытились пятью хлебами, и у них на зубах умножилась пища, все удивились; но ежедневно посеянные зерна превращаются в колосья и никто не удивляется. Все удивились, видя как вода в одно мгновение превратилась в вино, но ежедневно земная влага впитывается в корни виноградной лозы и через грозди винограда превращается в вино, и никто не удивляется. Итак, все то удивительно, чему люди не удивляются, потому что, как мы сказали, из-за привычки они не осознают чуда. Хорошо сказано: **Который творит дела великие и тут же добавлено: и неисследимые**. Так как менее славно было бы сотворить великое, если бы сотворенное можно было бы исследовать. Правильно добавил: **и славные без числа**, потому что меньшего величия было бы достойно, если бы того, что нельзя исследовать, было бы мало. Кроме того следует знать, что божественные чудеса всегда следует воспринимать с благоговением, а не пытаться понять разумом. Часто, человеческий разум, пытаясь постичь смысл каких-либо вещей и не находя его, погружается в бездну сомнения. Бывает, что некоторые люди понимают, что тела мертвых распадаются в прах, но не могут осознать разумом силу воскресения и не верят, что прах может вернуться к прежнему состоянию. Поэтому, чудеса познаются верой, а не исследуются разумом, ведь, если их объяснит разум, то нам они уже не покажутся чудесами. Но, когда душа сомневается, необходимо привести на память то, что она знает только по привычке, без осознания разумом; таким образом, она укрепит пошатнувшуюся веру доказательством через подобное. Смущенная душа, вообразив прах человеческой плоти, не верит, как может этот прах вновь стать плотью и составить ожившее тело из соединенных между собой членов, как эта сухая земля может превратиться в ожившие части тела, и окажется украшенной их разнообразием и красотой. И это чудо она не может осознать разумом, но в это можно легко поверить через пример. Кто бы поверил в то, что из одного семени вырастает огромное дерево, если бы не знал этого твердо на опыте? Где же скрывается в столь малом семени, совершенно непохожем на дерево крепость древесины, мягкая или твердая сердцевина, шероховатость коры, влажность корня, вкус плодов, сладость ароматов, разнообразие цветов, мягкость листвы? Так как мы знаем это на опыте, то мы не сомневаемся, что все это происходит из одного источника – из семечка. Итак, что трудного в том, чтобы прах восстановить в члены, между тем, как мы ежедневно видим силу Создателя, Который из зерна творит дерево и, что еще удивительнее, из дерева – плоды. Так сказал: **Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа**? Потому что величие божественных дел не может быть разобранным в своей природе и не может быть исчисленным в количестве. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 9-10 **Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа, дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей** Он исповедует Бога промыслителем и создателем всяческих. И не лишено вероятности, что он имеет такие представления <...>. Также он имеет представление о невидимом и видимом, говоря о неисследимом, великом и чудном, и о дожде и воде, говоря, что, если Бог разделит воду дождя, она напитает родники, потоки и ручьи. И ты можешь увидеть, что эти мысли яснейшим образом выражены и в других местах Писания, в особенности у Павла, который пишет: Во Христе //создано видимое и невидимое// (см [[new:kol:01:16|Кол. 1:16]]), небесное и земное. Следует поразмыслить и о том, что, взирая на случившееся со святым Иовом, он, как человек, приведенный в ужас, удивляется делам промысла. И следует понимать, что слова** без числа** он сказал как человек. Ибо Богу все ведомо. И нет ничего удивительного, когда и Соломон говорит: //Бог даровал мне// истинное //познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов// [[old:prs:07:17|(Прем. 7:17-18)]] и так далее. Ибо бесчисленное по природе не неисчислимо для Бога, о чем говорится: //исчисляет количество звезд// [[old:ps:146:04|(Пс. 146:4)]] и //у вас и волосы на голове сочтены// [[new:lk:12:07|(Лк. 12:7)]]. Это даровано знать на пользу также достойным, как сказано о Соломоне. //**Комментарии на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-16 **Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа, дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей; униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои** Ближайшим побуждением к такому обращению, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой - о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему. **//Толковая Библия.//** [<10>]