[<10>] ====== Толкования на Иов. 6:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение** «Какую имею я силу, чтобы переносить это?» Следовательно, он терпит не потому, что крепок, а потому, что этого требует благочестие и страх Божий; иначе он наложил бы на себя руки; теперь это дело он предоставляет молитве, а не своей отваге. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 11-14 **Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою? Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя? Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора? К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю** Итак, в чем сила моя, чтобы выстоять, и каков конец мой, чтобы вытерпеть? Следует знать, что разная сила праведных и нечестивых. Сила праведных в том, чтобы обуздывать плоть, противостоять вожделениям, избегать наслаждений этой жизни, любить тернии этого мира ради награды вечности, презирать привлекательность благополучия, одолевать в сердце страх перед невзгодами. Сила же нечестивых - безудержно любить тленное, бесчувственно выносить укоры Создателя, не смирять привязанность к земному даже в невзгодах, искать тщетной славы даже ценой растраченной жизни, прибавлять ко злу зло, бороться с добропорядочной жизнью не только словами и нравами, но даже и мечами, возлагать надежду на себя, творить несправедливость изо дня в день, не умаляя желания... **Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?** <...> Праведный муж, который среди плетей бежит от жестокости нечестивых, пусть скажет: «Твердость моя - не твердость камней, плоть моя - не медь». Словно бы Иов с очевидностью признал: «Под бичом наказания я избегаю сходства с нечестивыми, ибо я не столь окаменел, чтобы под угрозой удара молчать, когда должно исповедовать [веру], и не столько превратился в медь, чтобы вторить эхом голосу исповеди, не понимая смысла слов. Но когда есть угроза, нечестивые демонстрируют силу, которая на самом деле есть слабость; избранные демонстрируют слабость, которая в действительности и есть сила. Блаженный Иов, когда говорит, что недостаточно силен для недуга, дает этим знать, что он силен для спасительного здоровья. Он указывает источник, из которого воспринял такую силу, дабы не вышло, что ее он приписывает себе... Кто отказывает в доброте другу своему, тот оставляет страх к Вседержителю. Кто в этом месте назван **другом**, как не всякий ближний, который тем более приближается к нам в вере, чем более теперь он от нас получает добра, помогая нам обрести нашу вечную родину? Заповедей любви две: любовь к Богу и любовь к ближнему. Через любовь к Богу рождается любовь к ближнему, а любовью к ближнему вскармливается любовь к Богу. Ведь кто не знает любви к Богу, точно не имеет и любви к ближнему; напротив, мы продвигаемся в любви к Богу, если в самом ее зародыше мы сначала вскармливаемся молоком милосердия по отношению к ближнему. Любовь к Богу рождает любовь к ближнему; Господь, перед тем как голосом закона сказать: //возлюби ближнего твоего, как самого себя// [[new:mf:22:39|(Мф. 22:39)]], предварил: //Возлюби Господа Бога твоего// ([[new:mf:22:37|Мф .22:37;]] см. [[old:vtor:06:05|Втор. 6:5,]] [[old:vtor:10:12|10:12]]). Значит, Господь желает сначала пустить в душе нашей корень Своей любви, от которого затем произрастут ветви братской любви. Но и любовь к Богу крепнет через любовь к ближнему, что подтверждает Иоанн, говоря: //не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?// [[new:1in:04:20|(1 Ин. 4:20)]]. Любовь к Богу, рождаясь из страха, возрастая, превращается в страсть. //**Нравственные беседы.**// ------ //Какова крепость праведных и какова нечестивых// – Следует знать, какова крепость [сила] праведных и какова дурных. А именно, крепость [сила] праведных состоит в том, чтобы побеждать плоть, противостоять своим похотям, угашать наслаждение настоящей жизни, любить горечи этого мира как вечные награды, презирать прелести благополучия, одолевать в сердце страх перед врагом. Неправедных же сила в том, чтобы беспрестанно любить преходящее, бездумно упорствовать против наказаний Создателя, не успокаиваться ни в любви ко временным вещам, ни в несчастье, стремиться к суетной славе даже с угрозой для жизни, искать увеличения порочности, сражаться с жизнью праведных не только словами и правами, но даже мечом, надеясь только на себя, ежедневно делать неправду безо всякого уменьшения желания. Потому, вот что псалмопевец говорит избранным: «//Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все уповающии на Господа//» [[old:ps:030:25|(Пс. 30:25)]]. Потому и через пророка говорится неправедным: «//Горе тем, кто храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток//» [[old:is:05:22|(Ис. 5:22)]]. Потому и Соломоном говорится, что все святые с неослабевающим желанием размышляют о вечном покое [[old:pp:03:07|(Песн. 3:7)]]. Потому псалмопевец, обличая во время страданий нечестивых и изображая голос Искупителя, сказал «//Ибо вот, подстерегают душу мою, собираются на меня сильные//» [[old:ps:058:04|(Пс. 58:4)]]. И как Исаия соединил обе силы, говоря: «//Надеющиися на Господа обновятся в силе//» [[old:is:40:31|(Ис. 40:31)]]. Ибо он сказал вовсе не «приимут», но «//обновятся//», и тем явно подметил, что одна предполагается, а другая начинается: //В чем силен нечестивый, слаб праведный// – Так не сильны ли нечестивые, когда они столько трудов переносят ради вожделений этой жизни, смело подвергаются опасностям, ради выгоды переносят унижения, отказываются от желаний своей похоти, хотя ничто им не противодействует, терпят удары, переносят зло этого мира ради самого мира и, так сказать, стремясь к его радостям, их расточают, но, расточая, не утомляются? Потому верно говорится через Иеремию голосом рода человеческого «//опьянил меня полынью//» [[old:pier:03:15|(Плач Иерем. 3:15)]]. Он говорит «пьян», разумеется, чтобы избежать «страдает» «//Полынью//», следовательно, «опьянен» тот, кто из-за любви к настоящему миру и, будучи чужд чувству разума, и, покуда терпит что-либо ради мира, легко отдает и не знает о горечи той тяжести, которую переносит, поскольку он с удовольствием влечется ко всему тому, чем он и мучится в виде наказания. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою? Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя? Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора** Высказанное в [[old:iov:06:09|9 ст]]. желание скорейшего наступления смерти мотивируется еще и тем, что у Иова не хватает сил для перенесения страданий [[old:iov:06:13|(ст. 13)]]. Он обыкновенный смертный человек с чувствительною к болезни плотью ("не камень" и "не медь" - [[old:iov:06:12|ст. 12]]), терпение его может истощиться. Он мог бы еще терпеть, желать продолжения жизни, если бы предвиделся какой-нибудь исход из скорби; но его нет [[old:iov:06:11|(ст. 11)]]. Терпение не может быть поддержано ни телесными, ни душевными силами. **//Толковая Библия.//** [<10>]