[<10>] ====== Толкования на Иов. 6:20 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют** См. Толкование на [[old:iov:06:19#svt_grigorij_dvoeslov|Иов. 6:19]] //**Нравственные беседы.**// ------ Но верно блаженный Иов тотчас восстает против врагов от лица всех избранных, после того как он с презрением указал на краткость настоящей жизни, прибавляя: **Остаются постыженными в своей надежде** Твердость добрых мужей возбуждает стыд у нечестивых – Когда нечестивые причиняют зло добрым, если замечают, что те поколебались во внутреннем уповании, радуются результатам своей лжи. Ведь они считают великой прибылью распространение своего заблуждения, поскольку кичатся тем, чем они губят своих товарищей. Но когда упование праведных утверждено более глубоко, и оно никак не склоняется из-за внешних зол, души нечестивых охватывает стыд, так как, когда они не могут поколебать души несчастных, эти жестокие люди стыдятся из-за того, что они живут напрасно. Итак, да скажет святой муж от своего лица, да скажет согласно твердости вселенской Церкви, сокрушаемой и стенающей, которая посреди нападений нечестивых желает, безо всякого сомнения, радости небесного воздаяния и терпит даже до смерти «**остаются постыженными в своей надежде**». Как если бы он открыто говорил: «Поскольку нечестивые жестокими гонениями не уменьшают силу моей твердости, они, несомненно, со стыдом губят труд своей жестокости». Потому он и рассматривает блага грядущего воздаяния как уже наступившие и обращает мысли на то, какое обвинение ожидает нечестивых во время суда, добавляя ниже: **И пришли прямо ко мне, и устыдились [покрылись стыдом]** Смятение нечестивых во время суда – В день суда нечестивые приходят, конечно, к самой Святой Церкви, поскольку тогда-то они доходят до того, чтобы видеть Ее славу, и чтобы, будучи отданными на великие наказания за свою вину, они увидели, что потеряли. Но тогда нечестивых покрывает стыд, когда их обвиняет в качестве свидетеля их совесть перед лицом Судии. Тогда внешне познается Судия, но внутренне мучит обвинитель. Тогда всякая вина предстает перед глазами, и душа над пламенем геенны еще тяжелее мучится от собственного огня. О них верно говорится через пророка: «//Господи! Рука Твоя высоко поднята, так что они не видят, но да видят и да устыдятся//» [[old:is:26:11|(Ис. 26:11)]]. Теперь разум нечестивых затуманивают заслуги, но тогда просветит познание вины, так что теперь они не видят даже [того, что грядет], а тогда уже узнают обо всем, после того, как они это потеряли. Ведь сейчас они неспособны познавать вечное, ибо презирают желание благоразумного [познания]. Но тогда, познавая его, вне всякого сомнения, жаждут и обращают к нему душу, и, в то же время, никак не могут последовать за желанным. Друзья Иова смущены его верностью Богу – Также эти слова святого Иова в особенности подходят его друзьям, которые пытались жестокими обвинениями поколебать душу святого мужа. Ведь он сказал: «Они смущены, ибо я надеялся». Словно бы он открыто говорил: «Покуда они не могут склонить безумными попреками меня к отчаянию, они сами смущаются безумием своей безрассудности. И они пришли прямо ко мне и покрылись стыдом». И словно бы он сказал: «Те, кто видят телесные раны, но не пожелали твердости души, когда посмели обвинить меня в неправедности, все еще не познали меня. Но бросающие мне жестокие обвинения, между тем, как познают, что дух мой крепок в несчастьях, стыдятся словно, приходя ко мне. Ведь ко мне тем приходят, что познают глубины моего сердца, и тогда их покрывает стыд, когда внешняя брань не колеблет меня». Но есть такие люди, что не знают страха Божия, и только тогда устрашаются, когда либо сами испытывают несчастье, либо видят, как его познают другие; которых удача возвышает до дерзости, а неудачи смущают до слабости. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют** См. Толкование на [[old:iov:06:19#lopuxin_ap|Иов. 6:19]] [<10>]