[<10>] ====== Толкования на Иов. 7:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня** **(Рекох, яко утешит мя одр мой произнесу же ко мне на_едине слово на ложи моем. Устрашаеши мя сониями и видениями ужасаеши мя).** Что было с праведником, не было ни с кем другим, потому что ночь не приносила ему отдыха, а увеличивала дневные бедствия страшными ночными призраками. Что в сновидениях он страдал тяжко, послушай, что говорит: **«для чего ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня»?** Какой железный, какой адамантовый человек мог переносить такие страдания? Если и каждое из них само по себе непереносимо, то подумай, какое смятение возбуждали они все вместе? Однако он все это перенес, и во всем, что произошло с ним, не согрешил даже устами своими, и притом не имея промежутка в несчастиях, а день и ночь будучи мучим страданиями. Не стану говорить о том, что он терпел во время дня; но и ночь не давала ему покоя. Поэтому сказал: «видениями пугаешь меня»: «и в самое, – говорит, – время отдыха, когда надеюсь освободиться от своих дум, уснуть и успокоиться, снятся мне страшные сновидения». Бывает это естественно в особенности с теми, которые подвергаются испытаниям во время дня, как говорит Екклезиаст: «как сновидения бывают при множестве забот» (//«яко приходит соние во множестве искушений»// (πειρασμων) [[old:ekl:05:02|(Еккл. 5:2)]]. Возможно, что и диавол, показывая какие-либо страшные призраки, приводил его снами в страх и смущение. А этот блаженный, не удостоверенный в том, что против него действует диавол, приписывает и это, и искушения Богу. А и это было дело диавола, так как Бог ничего ему не причинил, а все сделано было диаволом. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 13-14 **Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня** В Священном Писании обыкновенно ложе, постель или подстилка понимаются как сокровенные глубины сердца. Так невеста в //Песне песней//, пораженная тайными стрелами святой любви, от лица любой души говорит: //На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя// [[old:pp:03:01|(Песн. 3:1)]]. Итак, на ложе и ночью разыскивается возлюбленный потому, что внешность невидимого Создателя, лишенная любого телесного образа, отыскивается в самом ложе сердца. Также и Истина говорит всем любящим Ее: //Царствие Божие внутрь вас есть// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. И опять же: //если Я не пойду, Утешитель не придет к вам// [[new:in:16:07|(Ин. 16:7)]]. Как если бы было сказано так: «Если не скрою от глаз ваших тела своего, не смогу привести вас Духом Утешителем к видению невидимого». И псалмопевец говорит о праведных: //Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих// [[old:ps:149:05|(Пс. 149:5)]]; ибо, когда они удаляются внешнего зла, они безопасно торжествуют в самой глубине сердца. Радость сердечная тогда станет совершенной, когда прекратится борьба плоти. Ведь покуда плоть соблазняет, это то же, что при сотрясении стены дома нашего и ложе приходит в смятение. //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня; и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих** Они, вопреки ожиданиям [[old:iov:07:13|(ст. 13)]], не прекращаются даже ночью. Во время сна он подвержен кошмарам, - галлюцинациям, притом настолько страшным, тяжелым, что желает, чтобы сопровождающие проказу приступы удушья кончились удушением [[old:iov:07:15|(ст. 15)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]