[<10>] ====== Толкования на Иов. 17:10 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 10-12 **Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я мудрого между вами. Дни мои прошли; думы мои - достояние сердца моего - разбиты. А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы** Эти слова ободрения Иов посылает избранным, которых призывает к вечности. Они призываются двумя способами: чтобы обратились и чтобы пришли, обратились верой, пришли делами. Или: чтобы обратились, оставив дела зла, и чтобы пришли, творя добро, согласно написанному: //Уклоняйся от зла, и делай добро// [[old:ps:036:27|(Пс. 36:27)]]. Удивительно то, что Иов добавляет: **Не найду я мудрого между вами**. Как получается, что он призывает их к мудрости и желает, чтобы они не оказались мудрыми? А так, что они не могут достичь истинной мудрости и пребывают в обмане своей лжемудрости. О таких написано: //Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!// [[old:is:05:21|(Ис. 5:21)]]. Опять же им говорится: //Не высакомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе// [[new:rim:12:16|(Рим. 12:16)]]. Тот же великий проповедник желал, чтобы те, кого он обнаружил мудрыми плотски, дабы они обрели истинную мудрость, сначала стали безумными: //Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым// [[new:1kor:03:18|(1 Кор. 3:18)]]. И Сама Истина говорит: //Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам// [[new:mf:11:25|(Мф. 11:25)]]. Поскольку мудрые в своих глазах к истинной мудрости прийти не могут, то блаженный Иов, желая обращения слушающих его, справедливо и надеется не найти мудрого среди них. Как если бы он прямо говорил им: «Учитесь быть безумными в себе, чтобы быть истинно мудрыми в Боге»... Жизнь святой Церкви избранных проходит периодами дня и ночи, поскольку обыкновенно ночь бедствий сменяется днем благополучия, ведь от мирной тишины в ней словно бы рождается свет, а от скорби гонений наступает тьма. И когда после отдохновения она возвращается к трудам, которые ей несут нарастающие гонения, она свидетельствует, что дни ее минули. В такие дни она привычно подвергается столь более тяжким заботам, сколь более она взыскивает точных советов Судии во время затишья [гонителей]... Тогда блаженный Иов, то ли голосом себя, то ли голосом вселенской Церкви, засвидетельствовав, что прошли дни его, прибавил: **думы мои - достояние сердца моего - разбиты**. //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я мудрого между вами** Речи друзей Иова сводятся к доказательствам его виновности и обещаниям благ под условием раскаяния. Не проявляя мудрости в рассуждениях первого рода [[old:iov:17:04|(ст. 4)]], они не обнаруживают ее и в суждениях второго. **//Толковая Библия.//** [<10>]