[<10>] ====== Толкования на Иов. 21:15 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 15-16 **Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? Видишь, счастье их не от их рук. - Совет нечестивых будь далек от меня** Большей частью люди предпочитают служить людям, которых они видят во плоти, нежели служить Богу, Которого они не видят. Ибо во всем, что они делают, они взирают только на то, что видят глаза; а поскольку к Богу они не могут обратить глаза плоти, то пренебрегают воздаянием Ему должного почтения или, если они начали, охладевают. Они, как уже сказано, не верят в Того, Кого не видят наяву. Но если бы они стали смиренно искать Бога, Творца всяческих, то внутри себя познали бы, что невидимое лучше того, что видимо. Ведь и сами они состоят из невидимой души и видимой плоти; но если у них отнимется то, что невидимо, тотчас же погибает и то, что видимо. И открыты глаза плоти, но видеть что-то или чувствовать не могут, потому что исчезла способность видеть, ибо обитатель ушел; дом плоти пустует, ибо покинул его тот невидимый дух, который обычно взирал через окна его... Для нас в намерениях должна быть вечность, в делах - [земная] временность: одно дается, и второе в избытке прибавляется. И все же люди часто, молясь о добрых временных делах, не взыскивают наград вечности: они просят то, что прибавляется, но не желают того, к чему прибавляется. Они не считают достойным своей молитвы, если здесь среди временного они бедны, а там живут в вечных богатствах блаженства; занятые, как говорилось, исключительно видимым, они отказываются приобретать невидимое трудами молитвы. Но если бы они сначала искали того, что вверху, то наполнили бы труд свой плодами; когда разум в молитвах обращается к образу своего Творца, горя устремлениями к Божественному, он соединяется с горним и отрывается от низменного, открывает себя пылом любви своей настолько, что вбирает [в себя горнее], а вобрав, воспламеняется. Любить вышнее уже значит восходить, а в сильном стремлении душа приобщается к небесному, чудесным образом вкушает то самое, что она ищет. Далее говорится: **Видишь, счастье их не от их рук. Совет нечестивых будь далек от меня!** У того счастье в руках, кто, отвергая временные блага, ставит их под контроль разума. Ибо любящий их более подчиняет себя им, чем их себе. Многие из праведников в этом мире были богаты, казалось, что они, опираясь на имущество и почести, владели многим, но поскольку разумом их не владело удовольствие [от всего этого], то счастье было в их руках, ибо они подчинили себя власти духа. И напротив, порочные люди настолько всеми своими желаниями тянутся к внешним вещам, что уже не сами владеют имуществом, но разум их удерживается в плену того, что они имеют. И поскольку **счастье их не от их рук**, то справедливо и добавлено: **Совет нечестивых будь далек от меня!** Что такое **совет нечестивых**, как не снискание земной славы, пренебрежение славой вечности, стремление к земному благополучию [ценой] внутреннего разрушения, подмена преходящих страданий вечными муками? //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему** См. Толкование на [[old:iov:21:14#lopuxin_ap|Иов. 21:14]] [<10>]