[<10>] ====== Толкования на Иов. 26:11 ====== ===== Филипп Священник ===== Ст. 11-12 **Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость** Под столпами мы понимаем постоянство, которое всегда свойственно только природе ангелов, поскольку они не только постоянно пребывают в святости, но и освещены славой вечного блаженства. О грядущей неизменности людей говорит Сын Божий: //Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего// [[new:otkr:03:12|(Откр. 3:12)]]. Но и сама Церковь, которая есть собрание всех святых, за вечное постоянство в Господе именуется //столпом и утверждением истины// [[new:1tim:03:15|(1 Тим. 3:15)]]. **Силою Своею волнует море.** В начале Бытия мы читаем об этом. **И разумом Своим сражает его дерзость.** Нет полной уверенности, что этот //гордый// является дьяволом, который действительно первым был сброшен Богом с высокого благословенного седалища на небесах и о котором говорит пророк: //«Ты низложил гордеца как пораженного»//. В духовном смысле мы понимаем эти //моря// как народ иудеев и народ язычников... В самом деле, с моря, то есть народа иудеев, началось Евангелие Христа, потому что закон [Христов] вышел от иудеев и достиг моря язычников. **//Комментарии на Книгу Иова.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость** Божественное всемогущество сказывается в землетрясениях, от которых дрожат горы (ср. [[old:iov:09:05|Иов. 9:5-]][[old:iov:09:06|6]]; [[old:ps:028:05|Пс. 28:5-]][[old:ps:028:06|6]]; [[old:naum:01:05|Наум. 1:5]]), своими вершинами как бы поддерживающие небо и потому называемые "столпами" неба, а равно в морских бурях и укрощении их: "разумом смиряет его дерзость" ([[old:iov:26:12|ст. 12]]: ср. [[old:ps:088:10|Пс. 88:10]]). Синодальное чтение //"его// (моря) //дерзость//", передающее еврейское выражение "рахав", не может быть принято потому, что при "данном" слове нет местоименного суффикса "о", -- его. "Rachab" -- нечто самостоятельное по отношению к морю, хотя и находящееся в связи с ним. То же самое подтверждается [[old:ps:088:10|Пс. 88:10-]][[old:ps:088:11|11]] и [[old:is:51:start|Ис. 51]], в которых "рахав" упоминается одновременно с морем. Ввиду этого есть достаточные основания понимать "рахав" в смысле морского чудовища. Господь "сражает его" с той целью, чтобы оно не наносило вреда людям. **//Толковая Библия.//** [<10>]